Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия) (Сущность и виды ассортимента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортимента
1.1 Сущность и виды ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента торгового предприятия на примере ООО «Подушечка»
2.1 Общая характеристика розничного торгового предприятия ООО «Подушечка»
2.2. Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Подушечка»
2.3 Расширение ассортимента ООО «Подушечка» посредством внедрения инновативной группы товаров
Анализ данных табл. 12 свидетельствует о том, что лидерами по обороту является постельное белье «Karven» и постельное белье «Primavelle», за ними следует постельное белье «Унисон», а наименьший оборот характерен для постельного белья «Arya» и «Bella Vita».
На основании анализа данных табл. были выявлены лидеры продаж - постельное белье «Karven», «Primavelle», «Унисон», постельное белье «Tet-a- Tet», «Романтика», «Хлопковый рай» имеют устойчивый оборот и не требуют постоянного контроля и учета.
Важным шагом в исследовании направлений совершенствования формирования ассортимента ООО «Подушечка» служит анализ сравнительной их оценки с помощью семантического дифференциала.
Исследование проводилось при помощи сотрудников отдела маркетинга ООО «Подушечка». Перед исследованием стояла задача оценить товарный ассортимент торгового предприятия ООО «Подушечка». Респондентами являлись тольяттинцы в возрасте от 25 до 54 лет, покупавшие товары данного торгового предприятия. Объем выборки составил 100 человек, которые являются постоянными клиентами ООО «Подушечка». Исследование проводилось с помощью личных структурированных интервью.
Таблица 13
Исследование фактического ассортимента постельного ООО «Подушечка» на основе АВС-анализа
Товарная категория |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Доля в обороте с накопительным итогом, % |
Группа |
Постельное белье «Tet-a-Tet» |
461,32 |
7,92 |
7,92 |
В |
Постельное белье «Хлопковый рай» |
481,73 |
8,27 |
16,19 |
В |
Постельное белье «Primavelle» |
1044,96 |
17,94 |
34,13 |
А |
Постельное белье «Унисон» |
934,29 |
16,04 |
50,17 |
А |
Постельное белье «Романтика» |
465,98 |
8,00 |
58,17 |
В |
Постельное белье «Arya» |
291,82 |
5,01 |
63,18 |
С |
Постельное белье «Karven» |
1863,93 |
32,00 |
95,18 |
А |
Постельное белье «Bella Vita» |
280,75 |
4,82 |
100,00 |
С |
Итого: |
5824,78 |
100,00 |
- |
- |
Для семантического дифференциала выбран комплекс направлений формирования ассортимента, включающий восемь наиболее важных составляющих: углубление, расширение, обновление, поддержание полноты, повышение устойчивости, гармонизация, развитие инновативности, обеспечение сбалансированности (табл. 13).
Таблица 13
Характеристика направлений формирования ассортимента
Показатель |
Характеристика |
Углубление |
Количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций |
Расширение |
Количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты |
Обновление |
Способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров, не обладающих инновативными свойствами и не присутствующих в ассортименте конкурентов продолжительное время |
Поддержание полноты |
Направление характеризует способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности |
Повышение |
Способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же |
устойчивости |
товары |
Гармонизация |
Количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации |
Задача, которая стояла перед респондентами, заключалась в оценке товарного ассортимента ООО «Подушечка». При оценивании использовалась семибалльная шкала. В этой шкале цифрой 7 обозначено идеальное значение характеристики товарного ассортимента.
В ходе беседы интервьюер объяснял респондентам значение этих шкал и правила заполнения. Затем он называл направление формирования ассортимента и просил респондента её оценить.
По результатам оценки были подсчитаны средние значения для каждого направления формирования товарного ассортимента (табл. 14).
Таблица 14
Оценка состояния направлений формирования ассортимента ООО «Подушечка» постоянными клиентами
Характеристика |
Средний балл |
Углубление |
5,03 |
Расширение |
6,14 |
Обновление |
6,05 |
Поддержание полноты |
4,65 |
Повышение устойчивости |
6,05 |
Гармонизация |
5,18 |
Развитие инновативности |
4,98 |
Обеспечение сбалансированности |
6,33 |
На основании использования результатов построен профиль исследуемых направлений формирования ассортимента ООО «Подушечка» (рис. 4). На каждой шкале поставлена точка, которая соответствует средней оценке состояния направления. Результатом проведенного исследования служит графическое представление полученных данных в форме профиля оценок состояния направлений формирования ассортимента.
Рисунок 4. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения постоянных покупателей
Для сравнительной оценки характеристик ассортимента вводится дополнительный профиль, созданный по оценкам руководителя и специалистов ООО «Подушечка» (табл. 15).
Таблица 15
Оценка состояния направлений формирования ассортимента ООО «Подушечка» по мнению руководителей и специалистов ООО «Подушечка»
Характеристика |
Средний балл |
Углубление |
5,19 |
Расширение |
6,29 |
Обновление |
6,10 |
Поддержание полноты |
5,02 |
Повышение устойчивости |
6,18 |
Гармонизация |
5,29 |
Развитие инновативности |
5,89 |
Обеспечение сбалансированности |
6,88 |
На основании данных табл. 24 построен профиль направлений формирования товарного ассортимента предприятия ООО «Подушечка» с точки зрения руководителя и специалистов ООО «Подушечка» (рис. 5).
Рисунок 5. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения руководителя и специалистов
Для оценки того, насколько образ, полученный по результатам опроса постоянных покупателей, соответствует образу, полученному по результатам оценки руководителя и специалистов, следует наложить два профиля друг на друга (рис. 6).
Рисунок 6. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения постоянных покупателей относительно профиля с точки зрения руководителя и специалистов
Как видно из рис. 6 все анализируемые направления формирования товарного ассортимента имеют разные значения, по мнению постоянных покупателей и специалистов. Ввиду наличия разрыва мнений потребителя и руководителя у таких направлений формирования ассортимента, как инновативность и сбалансированность следует предпринять соответствующие меры по уменьшению данного разрыва.
Степень разрыва мнений руководителя и постоянных потребителей следует рассчитать по следующей формуле:
PM=
где
М р - средний балл, выставленный руководителем и специалистами
Мп - средний балл, выставленный потребителями
n - количество анализируемых направлений формирования ассортимента
PM= +
Разрыв мнений руководителя и потребителей равен 30,37 %. С целью его сокращения следует внедрить соответствующие рекомендации.
Анализ направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Подушечка» показал, что в целом процесс организован достаточно эффективно, но имеются товарные группы, пользующиеся пониженным спросом у потребителей (скатерти, одеяла и махровые простыни). Лидерами продаж являются ткани и постельное белье. Проведенный АВС, XYZ и совмещенный анализ постельного белья, реализуемого ООО «Подушечка» позволили выявить, что высокий оборот и стабильный спрос имеют торговые марки «Karven», «Primavelle» и «Унисон», а к товарам непостоянного спроса относится постельное белье «Arya» и «Bella Vita». Товары данных торговых марок можно безболезненно выводить из ассортимента, либо нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых предприятие несет потери.
Анализ характеристик ассортимента показал, что руководитель оценивает показатели ассортимента выше, чем покупатели. Самый большой разрыв мнений наблюдается у таких характеристик, как инновативность и сбалансированность.
2.3 Расширение ассортимента ООО «Подушечка» посредством внедрения инновативной группы товаров
В результате проведенного анализа направлений формирования товарного ассортимента на торговом предприятии ООО «Подушечка», было выявлено следующее: основным элементом, показатели которого необходимо улучшать, является инновативность и сбалансированность ассортимента реализуемых предприятием товаров.
В ходе проведения анализа направлений товарного ассортимента предприятия с помощью метода семантического дифференциала, в котором принимали непосредственное участие постоянные покупатели ООО «Подушечка», указавшие на недостаточно развитую инновативность ассортимента товаров. Для снижения степени неудовлетворенности потребителей инновативностью ассортимента товаров, рекомендуется ввести новый вид постельного белья, а именно постельное белье из бамбука. Постельное белье из бамбука - практичная и красивая инновация в текстильном производстве. Бамбуковое волокно с натуральным блеском мягче самого мягкого хлопка и по качеству напоминает шелк и кашемир. В отличие от других анти-микробных тканей, требующих специальной химической обработки, ткань из бамбука обладает натуральными анти-микробными свойствами и не нуждается в химикатах. Ткань содержит компонент "BAMBOO KUN", предотвращающий размножение бактерий. Постельное белье из бамбукового волокна создает комфорт и обеспечивает здоровым и спокойным сном, регулируя температуру тела.
С целью совершенствования направлений формирования ассортимента следует провести опрос среди потребителей данных товаров, на основании которого можно определить: как отреагируют постоянные клиенты торгового предприятия ООО «Подушечка» на добавление в ассортимент нового вида постельного белья, и как увеличится выручка от продаж от введения в ассортимент данного товара.
Так, сотрудниками отдела маркетинга ООО «Подушечка» была проведена выборка среди постоянных покупателей анализируемого предприятия, которых мог бы заинтересовать новый товар. Состав выборки в количественном выражении составляет 100 человек. Следующим этапом является опрос постоянных потребителей торгового предприятия, суть которого состояла: устный опрос, с помощью которого и будет определен успех расширения товарного ассортимента. После проведения последнего было выявлено: большинство потребителей положительно отреагировали на добавление в ассортимент ООО «Подушечка» новой вида постельного белья (табл. 16).
Таблица 16
Результаты опроса потребителей
Число потребителей, готовых приобрести инновационный товар |
Частота покупок |
Вид постельного белья |
Средняя цена, тыс.руб. |
Сумма, тыс. руб. |
10 |
1 раз в год |
«евро» |
4,7 |
47,00 |
40 |
1 раз в год |
полуторное |
3,04 |
121,60 |
30 |
1 раз в год |
двуспальное |
3,95 |
118,50 |
20 |
- |
- |
- |
|
Всего: 100 |
287,10 |
Анализ данных табл. 16 свидетельствует о том, что из 100 опрошенных покупателей торгового предприятия ООО «Подушечка» 10 готовы покупать постельное белье из бамбука размера «евро», 40 покупателей полуторное постельное белье и 30 покупателей двуспальное постельное белье не чаще 1 раз в год. Выручка от продажи постельного белья из бамбука составит 287,10 тыс. руб.
Издержки на внедрение рекомендации включают в себя: затраты на проведение опроса постоянных покупателей 4,50 тыс. руб., затраты на выплату заработной платы - 8,613 тыс. руб. и единый социальный налог - 2,239 тыс. руб. Общая сумма затрат составила 15,352 тыс. руб.
Далее следует рассчитать экономический эффект от внедрения рекомендации, исходные данные которой приведены в табл. 17.
Таблица 17
Исходные данные для расчета экономической эффективности от внедрения рекомендации в ООО «Подушечка»