Файл: «Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации)».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления коммерческими рисками
1.1 Сущность и содержание рисков
1.2 Понятие и характеристики коммерческого риска
1.3 Основные методы оценки коммерческих рисков
2. Управление коммерческими рисками в ООО «Сандей»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Определение и оценка коммерческих рисков ООО «Сандей»
Общество с ограниченной ответственностью «Сандей» (далее ООО «Сандей») – представляет собой организацию, оказывающую услуги в сфере красоты. Форма собственности – общества с ограниченной ответственностью. Уставной капитал составляет 10000 руб. Организация находится по адресу г. Москва, Медовый Переулок, дом 6. Организация имеет все необходимые лицензии и сертификаты на оказываемые виды деятельности. В соответствии с кодами ОКВЭД организация может выполнять следующие виды деятельности [22]:
- 96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
- 46.19 Деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров
- 47.51.1 Торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах
- 47.51.2 Торговля розничная галантерейными изделиями в специализированных магазинах
- 47.71 Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах
- 47.74 Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах
- 47.75 Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах
- 74.10 Деятельность специализированная в области дизайна
- 74.20 Деятельность в области фотографии
- 96.04 Деятельность физкультурно-оздоровительная
- 96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки
Перечень услуг, предоставляемых рассматриваемым салоном красоты «Сандей» включает:
- уход за волосами (мужской и женский зал, стрижка, укладка, покраска, завивка, кератиновое выпрямление и т.д.);
- солярий (вертикальный/горизонтальный);
- косметические процедуры (инофарез, массаж лица, коррекция бровей, мезотерапия, пиллинг и т.д.);
- мей Ап (макияж, ботокс, ламинирование ресниц и т.д.);
- ногтевой сервис (маникюр, педикюр, снятие лака, покрытие лаком, ремонт ногтей и т.д.);
- СПА-процедуры и массаж (скраб, обертывание, массаж рук, массаж головы, массаж спины, укрепляющий массаж и т.д.);
- татуаж (перманентный татуаж, нанесение временных и постоянных татуировок, создание эскизов и т.д.);
- продажа косметических и оздоровительных средств (шампуни, маски, гель-лаки, крема и т.д.).
Штат сотрудников салона «Сандей» укомплектован квалифицированными стилистами, опытными визажистами, парикмахерами-стилистами, высококлассными мастерами ногтевого сервиса, косметологами, массажистами, а также приветливыми администраторами. Специалисты салона имею профильное образование, являются лауреатами и победителями различных профессиональных конкурсов. Общий штат сотрудников организации насчитывает более 20 человек, которые помогают поддерживать здоровье, создадут образ на любой праздник и мероприятие, помогут в выборе одежды и аксессуаров. Организационная структура рассматриваемой организации представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура салона красоты
Как можно видеть из представленной схемы организации, можно выделить, что за управление деятельностью отвечает директор салона красоты, также в его обязанности входит взаимодействие со сторонними организациями и привлекаемыми специалистами [12]. Директор салона также производит разработку планов развития салона, расширение его места на рынке, отвечает за поиск и наем сотрудников, решает основные финансовые и организационные вопросы, возникающие в процессе функционирования салона красоты.
Администраторы отвечают за решение основных рабочих процессов, возникающих в процессе деятельности организации. Сюда относится запись посетителей, рассылка уведомлений клиентам, оформление дисконтных карт, встреча клиентов и сопровождение их к мастеру. Также администраторы отвечают оформление финансовых документов, осуществляют учет расходных средств и материалов [22].
Заведующих хозяйственной частью отвечает за решение основных хозяйственных вопросов – содержание помещения салона красоты в чистоте, работа с поставщиками расходных материалов и необходимого оборудования. Специалист по хозяйственной части также отвечает за оформление и оплату счетов, выставляемых поставщиками, ведет учет склада расходных материалов, производится планирование и закупки.
Мастера и прочие специалисты – это основной трудовой ресурс организации. Они отвечают за качественное оказание услуг клиентам, проводят мастер-классы, участвуют в конкурсах. Данный ресурс является стратегическим для организации, по этой причине важно обеспечение развития специалистов, обеспечение всех необходимых условий труда [22].
Как можно видеть, несмотря на то, что организация имеет достаточно простую организационную структуру, но именно штат квалифицированных сотрудников и является основным ресурсом организации. При реализации мероприятий по оценке рисков этот факт необходимо учесть в обязательном порядке.
2.2 Определение и оценка коммерческих рисков ООО «Сандей»
Ранее нами было отмечено, что коммерческий риск представляет собой риск, который возникает в процессе реализации товаров и услуг организации, либо в процессе их приобретения. Иными словами коммерческий риск является неотъемлемой частью ведения деловой активности [19]. Для проведения оценки рисков салона красоты «Сандей» выбран экспертный метод, основанный на экспертном мнении специалистов в выбранной сфере деятельности. Экспертные оценки имеют бальную градацию вероятности наступления рискового события (от 0 до 5, где 0 - невероятное событие; 5 - реальное событие), а также балльную оценку величины возможного ущерба (от 0 до 5, где 0 - отсутствие ущерба; 5 - ущерб, равный величине активов предприятия и превышающий их) [7]. В основе этой бальной системы лежат рассмотренные ранее коэффициенты Харрингтона.
В первую очередь рассмотрим риски, связанные с наступлением форс-мажорных обстоятельств, они включают в себя такие негативные события, как: военные действия, мятежи, гражданские беспорядки, пожары, наводнения, землетрясения, восстания, несчастные случаи, угрозы взрывов, землетрясение, забастовку, конфликты между предпринимателями и рабочими, возникновение дефицита необходимых материалов, массовое увольнение работников, транспортные проблемы, ограничения, вызванные карантинными мерами, ввод ограничительных санкций и т.д. [18] Приведенные форс-мажорные обстоятельства, до недавнего времени можно было оценить, как маловероятные, но последние события, связанные с распространением вируса COVID-19, показали, что вероятность возникновения ограничений достаточно высока и оценивается в 5 баллов. Ущерб от реализации рискового события достаточно велик, потому оценивается на 4 балла.
Салон красоты ООО «Сандей» является достаточно популярным среди клиентов, сюда приезжают клиенты даже из других районов, что делает его достаточно стабильной организацией. Но сфера деятельности является достаточно конкурентной, поэтому нельзя исключать риски, связанные с падением спроса на услуги, по причине демпинга других фирм. Учитывая имеющиеся факты и текущую ситуацию на рынке вероятность наступления рискового события можно оценить в 3 балла. Ущерб от реализации события 2 балла, его снижению способствует диверсификация услуг.
Следующий возможный риск – зависимость от поставщиков, связанный с ограничением поставок товаров и материалов, изменения условий сделки оценивается невысоким баллом наступления события – 1, что связано с большой конкуренцией [18]. Поставщику невыгодно терять постоянного клиента и, даже в случае изменения условий сделки, эти изменения скорее будут в пользу клиента. Стоит также отметить, что чаще негативные действия поставщика скорее оказываются полезны для потребителя, так как удается заключить более выгодный контракт, но иногда и наоборот – получить худшие условия. Поэтому ущерб от такого события не велик и оценивается в 1 балла.
Существует риск сезонности спроса, но в большей степени он нивелируется разнообразием предлагаемых услуг, но в некоторые периоды все же понижается спрос на все услуги красоты. Вероятность наступления такого риска оценивается в 5 баллов, поскольку происходит регулярно. Ущерб от наступления можно оценить в 1 балла, поскольку является кратковременным рисковым событием.
Риск неоплаты услуг клиентом один из маловероятных и происходит скорее в силу форс-мажорных обстоятельств или особенности ситуации. Вероятность наступления такого события оценивается в 1 балл, ущерб также минимален и оценивается в 1 балл.
Риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя. В отношении физических лиц данный риск практически нереализуем и связан с очень малой величиной убытков. Так же в некоторых случаях фирма теряет средства в размере дохода от альтернативного вложения данных денежных средств, а также инфляции [7]. В совокупности вероятность реализации рискового события равна 3 балла (с учетом кризисного состояния экономики), величина возможного ущерба составляет 3 балла.
Далее рассмотрим коммерческий риск, связанный со снижением качества товаров и материалов в процессе их хранения и транспортировки, осуществляемых силами поставщика, с которым у ООО «Сандей» заключен договор. Вероятность реализации данного рискового события (не учитывая норму брака) составляет 2 балла, что связано с надежностью персонала компании-поставщика, профессионализмом его логистической службы, а также многолетним опытом сотрудничества. Величина вероятного ущерба включает расходы на ликвидацию либо замену товара, получение неустойки, дополнительные расходы на транспортировку, хранение, составляет 1 балл, что обусловлено в целом небольшой стоимостью используемых расходных материалов.
Коммерческий риск, связанный с ремонтом оборудования и простоем в работе. Поскольку, оказываемые салоном красоты услуги, реализуются при использовании специализированного оборудования, требуется организация его регламентированного технического обслуживания и своевременного устранения неисправностей [20]. Поскольку поток клиентов достаточно большой, то существует повышенный риск простоя в работе из-за неполадок оборудования, поэтому вероятность наступления события составляет 3 балла. Ущерб, от наступления такого события изменяющийся – может составить стоимость замены дорогостоящего оборудования или замены расходных материалов. Поэтому размер ущерба, в случае наступления такого события, в среднем составит 3 балла.
Для любой коммерческой деятельности необходимо учесть риски, связанные с изменением закупочной стоимости расходных материалов и инструментов, необходимых для выполнения работ. Учитывая текущее состояние экономики, изменчивый курс валюты и высокие темпы инфляции, вероятность такого рискового события составляет 5 баллов (такое происходит постоянно) [16]. При этом возможным ущерб оценивается в 1 балл, поскольку, как правило, стоимость изменяется не существенно и практически не несет негативного эффекта, кроме того, постоянно появляются товары-аналоги, которые позволяют нивелировать рост цены на оригинальные товары.
Ранее было отмечено, что ключевым ресурсом салона красоты являются трудовые ресурсы, потому необходимо определить риск утери трудовых ресурсов. Зачастую такой риск связан с ухудшением условий труда, в результате чего сотрудники начинают халатно относиться к выполнению своих обязанностей или искать новое место работы [12]. В рассматриваемом случае работодатель держит этот вопрос под тщательным контролем, поэтому вероятность наступления рискового события минимальна и оценивается в 1 балл. Ущерб от наступления данного события составляет 3 балла, поскольку при увольнении сотрудник может увести с собой постоянных клиентов или, в случае некачественного оказания услуг, постоянные клиенты могут отказаться от услуг рассматриваемой организации ООО «Сандей».
Отметим, что нами были рассмотрены не все возможные коммерческие риски, поскольку к реализации рискового события может привести любое отклонение в реализации бизнес-процессов организации. Для проведения оценки были отобраны лишь те, которые относятся к наиболее значимым, их вероятность высока, а ущерб от их реализации может привести к финансовым и репутационным потерям организации. Поэтому именно рассмотренные риски необходимо оценить и устранить в рамках проведения антирисковых мероприятий. Дадим интегральную оценку рисков, используя ранее приведенную формулу 1, полученные результаты представим в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Интегральная оценка рисков
№ п/п |
Вид коммерческого риска. |
Вероятность (балл) |
Ущерб (балл) |
Индекс риска |
1 |
Риск форс-мажорных обстоятельств |
5 |
4 |
20 |
2 |
Риск падения спроса |
3 |
2 |
6 |
3 |
Риск зависимости от поставщиков |
1 |
1 |
1 |
4 |
Риск сезонного падения спроса |
5 |
1 |
5 |
5 |
Риск неоплаты клиентом услуг |
1 |
1 |
1 |
6 |
Риск низкой платежеспособности клиентов |
3 |
3 |
9 |
7 |
Риск снижение качества материалов |
2 |
1 |
2 |
8 |
Риск простоя работы |
3 |
3 |
9 |
9 |
Риск повышения закупочной цены |
5 |
1 |
5 |
10 |
Риск потери трудовых ресурсов |
1 |
3 |
3 |