Файл: «Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации)».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления коммерческими рисками
1.1 Сущность и содержание рисков
1.2 Понятие и характеристики коммерческого риска
1.3 Основные методы оценки коммерческих рисков
2. Управление коммерческими рисками в ООО «Сандей»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Определение и оценка коммерческих рисков ООО «Сандей»
Проанализируем данные об интегральной оценке рисков, приведенные в таблице 2.1. Как можно видеть, наиболее значимые риски – риск наступления форс-мажорных обстоятельств (Ir=20), риск падения спроса в следствии действий конкурентов (Ir=6), риск сезонности спроса (Ir=5), риск низкой платежеспособности клиентов (Ir=9), риск простоя работы (Ir=9) и риск повышения закупочной цены (Ir=5).
Далее, основываясь на полученной интегральной оценке рисков, будем разрабатывать комплекс мероприятий, которые позволят диверсифицировать этим риски, снизить вероятность их возникновения и планируемый негативный эффект от их реализации.
2.3 Разработка мер минимизации рисков ООО «Сандей»
После проведения работы по оценке коммерческих рисков, характерных для деятельности рассматриваемой организации – салон красоты «Сандей», необходимо разработать комплекс мер, которые позволят устранить эти риски или снизить их негативный эффект. Существующие методы минимизации рисков можно поделить на 6 базовых групп – избежание, предупреждение, локализация, диссипация (распределение), передача, принятие.
1) Избежание риска. Этот метод заключается в выработке таких мер, при реализации которых полностью исключается конкретный вид риска. Организации, использующие этот метод, полностью отказываются от деятельности, которая несет в себе малейшую возможность реализации риска, либо при наличии сомнений в ее реальной эффективности [21]. Такой способ минимизации рисков является наиболее простым и радикальным. Несмотря на применение данного метода, вероятность наступления события, приводящего к реализации риска, сохраняется. Также важно понимать, что принятие таких радикальных мер, как отказ от деятельности может оказаться губительным для организации, поскольку прибыль может в разы перекрывать риски [4]. В рамках рассматриваемой организации, данный метод может быть применен для предотвращения рисков, связанных с сезонностью спроса, путем временного отказа от нерентабельных видов деятельности, но учитывая имеющуюся базу, отказ от деятельности нецелесообразен, т.к. может привести к потере постоянных клиентов. Также метод избежания рисков может быть применен в отношении риска, связанного с повышением закупочной цены, путем отказа от услуг поставщика, который необосновано завышает цены. Таким образом, данный метод минимизации рисков не рекомендован для рассматриваемой организации, в силу ее специфики.
2) Предупреждение риска. Суть данного метода заключается в том, что проводятся предупредительные мероприятия, направленные на снижение вероятности наступления неблагоприятного события и сведение к минимуму их негативных последствий [21]. В рамках предупредительных мероприятий для салона красоты «Сандей», могут быть проведены следующие работы, которые позволят снизить вероятность реализации рисков.
- Построение эффективной маркетинговой стратегии, нивелирующей действия конкурентов (организация рекламных рассылок, проработка дисконтной программы);
- Развитие побочных видов деятельности (организация мастер-классов в режиме онлайн, продажа товаров для красоты через веб-сайт и социальные сети) с целью предупреждения рисков с повторным вводом ограничительных мер и запретов на работу салонов красоты, в условиях действия пандемии, а также в условиях сезонного падения спроса;
- Увеличение размера резервного склада для предупреждения риска резкого возрастания закупочной цены, в условиях нестабильной экономики (ввод санкций, высокая инфляция, резкий рост курса валют);
- Заключение договоров на обслуживания используемого оборудования, с указанием сроков реагирования обслуживающей организации и вводом штрафных санкций для случаев нарушения сроков, с целью снизить ущерб от простоя в работе;
- Заключение договоров на поставку с несколькими поставщиками, формирование базы резервных поставщиков, с целью предусмотреть риски повышения закупочной цены товаров и материалов. Также поможет устранить риски, связанные с некачественным исполнением поставщиком, взятых на себя обязательств.
3) Локализация риска. Данный метод заключается в выделении экономически опасного участка деятельности, с последующим внедрением мер контроля и анализа [19]. В деятельности рассматриваемой организации методы локализации рисков могут быть использованы для устранения рисков, связанных простоем деятельности по причине поломок оборудования. Так, например, особо выделяется услуга солярия, т.к. его поломка может привести к полному простою по данному направлению. Выделение под особый контроль данного направления позволит более детально контролировать выход из строя, заключать договора на оперативное обслуживание.
4) Распределение риска. Методы минимизации риска, относящиеся к данной группе являются одними из наиболее гибких. Сюда относятся различные виды диверсификации деятельности, расширения товарного ассортимента и перечня услуг [21]. Применительно к рассматриваемой организации можно определить следующие методы распределения риска:
- Закупка товаров и материалов у разных поставщиков, что позволит снизить негативные последствия при неисполнении обязательств одним поставщиком, отсутствии необходимых товаров в прайсе и на складах;
- Использование различных каналов и площадок для рекламирования услуг позволит повысить конкурентоспособность компании, привлекая новых клиентов;
- Расширение услуг в области косметического ухода и сфере красоты, дистанционной торговли сопутствующими товарами и аксессуарами позволит создать дополнительные источники компании, снижая негативный эффект в периоды низкого спроса на услуги компании.
В современных условиях методы диверсификации деятельности особо важны, поскольку практика последнего времени показала, что даже маловероятные риски могут произойти вследствие наступления форс-мажорных событий, таких как пандемия коронавируса.
5) Передача риска. Методы передачи риска предполагают перенос ответственности за наступление негативных событий и возмещение убытков от их последствий на сторонние организации [11]. Наиболее распространенными методами переноса рисков являются:
- аутсорсинг;
- страхование;
- поручительство.
Под аутсорсингом понимается передача сторонним организациям части операций или функций, реализуемых организацией. Использование этого метода целесообразно только тогда, когда возможно четко определить опасность, контролировать факторы, влияющие на уязвимость и иметь эффективные механизмы передачи ответственности [17]. Для рассматриваемой организации – салон красоты «Сандей», среди мероприятий по снижению рисков, относящейся к данной группе предлагается реализовать следующие мероприятия:
- привлечение SEO/SMM-специалиста для продвижения компании в социальных сетях, продвижения веб-сайта компании;
- заключение договора на обслуживание используемой техники;
- заключение договора на клининговые услуги;
- привлечение маркетолога для разработки комплексной маркетинговой стратегии, выделения целевой аудитории, улучшения показателей бренда.
Страхование – один из старейших методов минимизации рисков, использование которого позволяет получить компенсацию убытков в случае наступления рискового события и оказании последующих негативных эффектов на деятельность организации. Компенсации риска или покрытия убытка заключается в передаче ответственности за возмещение возможного убытка от рискового события к другому субъекту, деятельность которого направлена на осуществление таких операций, в частности – страховой компании [21]. Прибегая к страхованию своих коммерческих рисков, организации необходимо выбрать такую страховую компанию, которая соответствует ее потребностям в обеспечении страховой защиты. Статус «крупной страховой компании» еще не означает, что она надежная, но компания, имеющая большой оборот и в связи с этим большой потенциал, более устойчива в финансовом отношении, чем страховая компания, имеющая небольшие средства. Такой подход дает повышенные шансы, что страхования компания сможет в полном объеме выполнить взятые на себя обязательства, а не обанкротится в случае наступления тех же форс-мажорных обстоятельств, от которых страхует клиента. Для салона красоты «Сандей» предлагается застраховать свою деятельность на случай наступления форс-мажорных обстоятельств, а также осуществить страхование своего имущества и используемого оборудования для оказания услуг клиентам.
5) Принятие риска. Кроме рассмотренных методов управления рисками, организацией может быть выбран метод принятия, при котором существующий риск сохраняется на текущем уровне [11]. Помимо рассмотренных методов управления рисками, компания может выбрать принятие риска с сохранением его на существующем уровне. Но это не означает, что компания отказывается от каких-либо действий, направленных на компенсацию возможных потерь. К примеру, организация может обеспечить формирование резервных фондов, из которых будет осуществляться покрытие расходов, вызванных наступлением рисковых событий. Для создания резервных фондов может использоваться прибыль, получаемая больше запланированной в течение определенного календарного периода. Также для покрытия расходов могут использоваться заемные и кредитные средства. В любом случае, при покрытии ущерба по принятым рискам, покрытие убытков производится из собственных средств и ресурсов компании [8]. А также из средств, формируемых за счет прибыли будущих периодов. Для рассматриваемой организации – салон красоты «Сандей», рекомендуется принятие следующих рисков:
- риск наступления форс-мажорных обстоятельств, хотя данный риск обладает временно высокой вероятностью наступления, без его принятия организация попросту не сможет работать;
- риск сезонного падения спроса также рекомендуется к принятию, для сглаживания его влияния возможно создание резервных фондов на покрытие дополнительных расходов, в частности заработной платы сотрудников, простаивающий во время снижения спроса;
- риск повышения закупочной цены также рекомендуется к принятию, для сглаживания его негативных эффектов рекомендуется формирование склада наиболее критичных расходных материалов, с наиболее высоким расходом и вероятностью роста закупочной цены. Перечень таких товаров определяется специалистами организации, на основе имеющихся данных по расходу в процессе реализации основной деятельности.
Помимо рассмотренных методов минимизации рисков, также рассмотрим еще один метод, который не относится к приведенной ранее классификации – создание отдела, занимающегося вопросами управления рисками в организации [17]. Поскольку рассматривается небольшая организация, то целесообразно привлечение одного сотрудника.
Специалист по работе с рисками должен быть высококвалифицированным специалистом, обладать обширными знаниями в предметной области, иметь опыт реализации реальных проектов. Кроме того, при выборе специалиста по риск-менеджменту, необходимо учесть его опыт работы с организациями, имеющими схожий профиль деятельности или смежный с деятельностью в области услуг салонов красоты [17].
Специалист по работе с рисками должен, в обязательном порядке обеспечить создание специальной программы целевых мероприятий по управлению рисками. Подготовка такой программы в организации должна обеспечивать такой уровень управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних рисков.
Функцию по управления рисками в организации целесообразно осуществляться с привлечением опытного специалиста, который интегрируется в рабочий процесс и не потребует его полной переработки для выполнения возложенных на него задач. Специалист по управлению рисками должен координировать деятельность структурных подразделений компании, анализировать ее деятельность и выставлять целевые показатели, к которым должна стремиться организация [19].
Также в его задачи входит разработка программы управления рисками, ее внедрение и реализация, с целью уменьшения возможного ущерба для компании. Риск-менеджер, для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должен иметь всю необходимую для этого информацию. Эта информация должна быть достоверной, без «приведенных» цифр и отражать текущие показатели деятельности.
Как правило, разработка программы целевых мероприятий по управлению рисками осуществляется в три стадии [13]:
- разработка предварительных процедур;
- разработка комплекса превентивных мероприятий;
- описание справочной информации по обоим этапам разработки программы целевых мероприятий по управлению риском.
Целью разработки любой программы целевых мероприятий является обеспечение успешного функционирования компании в условиях наступления рисковых событий. Достижение этой цели может быть достигнуто за счет решения следующих задач [15]:
- выявления возможных коммерческих рисков, связанных с деятельностью организации;
- снижения финансовых потерь, связанных с реализацией коммерческих рисков.
После разработки и внедрения программы целевых мероприятий по управлению рисками, необходимо оценить эффективность проделанной работы, с целью определения целесообразности дальнейшего применения программы или ее корректировки [17]. Эту работу также проводит риск-менеджер.
В рамках выполнения данной главы работы был произведен анализ деятельности организации ООО «Сандей», определены основные риски ее деятельности, предложены меры по минимизации этих рисков. Для оценки рисков компании был использован метод экспертных оценок, который позволяет дать количественную оценку вероятности наступления и возможного влияния рисков. При разработке мероприятий по минимизации рисков были учтены не только особенности деятельности организации, но также текущие рыночные тенденции и особенности современной экономической ситуации.