Файл: Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) сга 105 стратегический аудит.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЧЕТНАЯ
ПАЛАТА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ)
СГА 105 «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ»
(утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. № 17ПК)
Разработчик:
Департамент исследований и методологии аппарата Счетной палаты Российской Федерации
МОСКВА
2020

2
Общие сведения
Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 105
«Стратегический аудит».
1. РАЗРАБОТАН
Департаментом исследований и методологии аппарата Счетной палаты Российской Федерации.
2. ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ: 10 ноября 2020 года.
3. РАЗРАБОТАН впервые.

3
Содержание
1.
Общие положения и определения
4 1.1.
Общие положения
4 1.2.
Термины и определения
5 2.
Содержание и организация стратегического аудита
7 2.1.
Формат проведения стратегического аудита
7 2.2.
Предмет стратегического аудита
9 2.3.
Цели стратегического аудита
10 2.4.
Планирование и организация стратегического аудита
12 2.5.
Профессиональная компетентность и навыки в стратегическом аудите 13 2.6.
Профессиональное суждение и скептицизм
14 2.7.
Существенность
15 2.8.
Аудиторский риск
16 2.9.
Аудиторские доказательства
17 2.10.
Использование работы экспертов
19 2.11.
Оценка рисков
21 3.
Критерии и подходы в стратегическом аудите
23 3.1.
Критерии стратегического аудита
23 3.2.
Подходы стратегического аудита
26 4.
Этапы стратегического аудита при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
27 4.1.
Подготовительный этап
27 4.2.
Основной этап
30 4.3.
Заключительный этап
33
Приложение № 1. Схема применения критериев стратегического аудита
Приложение № 2. Матрица подготовительного этапа стратегического аудита
(матрица дизайна)
Приложение № 3. Матрица результатов (по каждому вопросу мероприятия)

4
1.
Общие положения и определения
1.1.
Общие положения
1.1.1.
Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 105
«Стратегический аудит» (далее - Стандарт) предназначен для методологического обеспечения реализации полномочий Счетной палаты Российской Федерации
(далее - Счетная палата) по осуществлению контрольной и экспертно- аналитической деятельности в виде стратегического аудита
1 1.1.2.
Положения Стандарта разработаны с учетом положений Московской декларации, принятой по итогам XXIII Конгресса ИНТОСАИ, профессиональных документов ИНТОСАИ для высших органов аудита
2 1.1.3.
Стандарт определяет общие требования, характеристики, правила и процедуры осуществления Счетной палатой стратегического аудита.
1.1.4.
Стратегический аудит, осуществляемый Счетной палатой, направлен на содействие органам власти, государственным, общественным и иным организациям в выявлении проблем, рисков и формировании перспективной картины социально-экономического состояния страны и комплексного понимания рисков недостижения стратегических целей, а также на выработку системных рекомендаций участникам стратегического управления по реализации мер и решений, способствующих минимизации соответствующих рисков.
1.1.5.
Использование в ходе стратегического аудита информации, содержащей сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской
Федерации порядке.
1.1.6.
Управление качеством контрольного или экспертно-аналитического мероприятия при проведении стратегического аудита осуществляется в
1
Установлены частями 4 и 7 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате
Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 41-ФЗ).
2
ISSAI-P 12
«Значение и преимущества высших органов аудита - влияние на жизнь граждан», ISSAI 100
«Основополагающие принципы аудита государственного сектора», GUID 9020 «Руководство по оценке государственных политик», с использованием ISSAI 300 «Основополагающие принципы аудита эффективности»,
ISSAI 3000
«Стандарт аудита эффективности», GUID 3920 «Процесс аудита эффективности».


5 соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля)
СГА 107 «Управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».
1.1.7.
Контроль реализации результатов стратегического аудита осуществляется с учетом положений стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 106 «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий». Под контролем реализации результатов стратегического аудита понимается деятельность, осуществляемая членами
Коллегии Счетной палаты и руководителями структурных подразделений аппарата Счетной палаты, участвовавшими в проведении стратегического аудита, в целях оценки итогов реализации предложений и рекомендаций, выданных по итогам проведенного мероприятия объектам аудита (контроля) и иным заинтересованным органам и организациям. Целью контроля реализации результатов стратегического аудита является полное, своевременное и качественное выполнение предложений и рекомендаций, изложенных в документах, направляемых Счетной палатой.
1.2.
Термины и определения
Для целей настоящего Стандарта применяются следующие термины и определения:
1)
стратегический аудит - вид внешнего государственного аудита
(контроля), применяемый в целях оценки реализуемости, рисков и результатов достижения стратегических целей, а также оценки влияния внутренних и внешних условий на уровень достижения стратегических целей;
2)
стратегические цели – определяемые качественными и (или) количественными характеристиками целевые состояния безопасности и социально-экономического развития, включая национальные цели развития
Российской Федерации, установленные актами Президента Российской
Федерации, цели, установленные в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, планирования и программирования на

6 федеральном уровне
3
, а также цели национальных (федеральных) проектов
(программ), стратегий деятельности и иных стратегических документов Банка
России, государственных корпораций, компаний с государственным участием, цели устойчивого развития
4
, иные цели государственной политики Российской
Федерации в различных сферах
5
;
3)
участники стратегического управления (объекты стратегического аудита) - участники стратегического планирования
6
, включая сформированные в их составе органы управления проектной деятельностью, государственные корпорации, а также иные органы и организации, в отношении которых Счетная палата вправе осуществлять внешний государственный аудит (контроль) в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской
Федерации;
4)
прямое государственное воздействие - фактическая деятельность участников стратегического управления в рамках реализации своих функций и полномочий;
5)
программно-целевой инструмент (далее - программа) - утвержденный участником стратегического управления, вышестоящим или иным уполномоченным органом (организацией), Банком России на определенный срок документ, определяющий стратегические цели и (или) разработанный для их реализации, содержащий мероприятия, финансовые и иные ресурсы, предусмотренные для достижения стратегических целей, включая различные сферы (отрасли), а также секторы финансового рынка Российской Федерации;
6)
целевые группы - группы граждан, организаций, позиционируемые участниками стратегического управления в качестве выгодоприобретателей от
3
В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).
4
Цели устойчивого развития установлены на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций резолюцией A/70/L.1.
5
Под государственной политикой понимается высокоагрегированный согласованный и обоснованный комплекс мер и мероприятий, а также формирующие их процессы и инструменты их реализации, направленные на достижение безопасности и социально-экономического развития и объединенные одной областью воздействия.
6
В соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ.


7 реализации программ и прямого государственного воздействия;
7)
выгодоприобретатели - группы граждан, организаций, потребности или интересы которых целенаправленно или непреднамеренно затрагиваются программой или прямым государственным воздействием;
8)
непосредственный результат - конкретные продукты, формируемые вследствие реализации программ и (или) прямого государственного воздействия и возможные для использования выгодоприобретателями. К непосредственным результатам относятся продукты всех видов деятельности участников стратегического управления, в том числе материальные ценности (объекты инфраструктуры, оказанные услуги и так далее) и нематериальные ценности
(механизмы правового регулирования, интеллектуальные права и так далее), продукты законотворческой деятельности;
9)
конечный результат – совокупность значимых изменений, возникающих у выгодоприобретателей после использования непосредственных результатов;
10)
итоговые эффекты - планируемые или фактические средне- и долгосрочные социально-экономические изменения. К итоговым эффектам относятся широкомасштабные изменения общегосударственного характера
(состояния общества, общественных отношений, экономики и социальной сферы, системы государственного управления).
2.
Содержание и организация стратегического аудита
2.1.
Формат проведения стратегического аудита
2.1.1.
Стратегический аудит может проводиться в форме предварительного аудита, оперативного контроля и последующего аудита (контроля) путем организации и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе предусматривающих постоянный мониторинг реализации программ
7 2.1.2.
В форме предварительного аудита проводится оценка реализуемости стратегических целей, достижение которых предусматривается
7
В соответствии с пунктами 7 и 8 части 1 статьи 13, пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона
№ 41-ФЗ, пунктами 1 - 5 части 2 статьи 40 Федерального закона № 172-ФЗ.

8 соответствующими программами на стадиях их разработки или реализации. При этом могут учитываться результаты экспертиз, проводимых Счетной палатой, оценка запланированных или реализующихся мер прямого государственного воздействия.
2.1.3.
В форме оперативного контроля осуществляется постоянный мониторинг реализации программ, в ходе которого проводятся контроль и оценка текущего достижения стратегических целей. В ходе постоянного мониторинга реализации программ также может осуществляться мониторинг рисков и факторов их реализации для формирования оперативного прогноза влияния внутренних и внешних условий, в том числе рисков, на достижение стратегических целей программ.
2.1.4.
В форме последующего аудита (контроля) проводятся контроль и оценка результативности достижения стратегических целей через проверку и анализ фактического уровня достижения целевых значений показателей
(индикаторов) соответствующих программ, оценку итоговых эффектов от реализации стратегических целей, в том числе с учетом фактических непосредственных и конечных результатов прямого государственного воздействия, иных внешних и внутренних факторов и условий.
2.1.5.
Стратегический аудит может проводиться применительно к отдельным целям мероприятий.
2.1.6.
С учетом комплексного и системного характера стратегического аудита, результатов, выводов и предложений (рекомендаций), подготавливаемых по его итогам, стратегический аудит применяется также в рамках комплекса мероприятий Счетной палаты, объединенных предметом аудита (контроля), единой логикой планирования, проведения и обобщения результатов.
2.1.7.
При осуществлении стратегического аудита могут применяться такие методы контрольной и экспертно-аналитической деятельности, как проверка,


9 анализ, обследование и мониторинг
8 2.1.8.
Организация, проведение и оформление результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с применением стратегического аудита осуществляются в порядке, установленном стандартами внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» и СГА 102 «Общие правила проведения экспертно- аналитических мероприятий», с учетом особенностей, установленных
Стандартом.
2.2.
Предмет стратегического аудита
2.2.1.
К предмету стратегического аудита относится достижение стратегических целей, в том числе:
1)
актуальные и прогнозируемые проблемы безопасности и социально- экономического развития и их причины, ожидания целевых групп, связанные с достижением стратегических целей;
2)
проекты программ, действующие и реализованные программы, деятельность участников стратегического управления по их инициированию
(разработке), реализации и завершению, а также ожидаемые и фактические результаты программ (непосредственные результаты, конечные результаты, итоговые эффекты);
3)
состояние отдельных элементов системы государственного управления, включая функционирование управленческих, финансово-бюджетных, информационно-телекоммуникационных, правовых и иных элементов системы государственного управления, а также сферы развития и укрепления финансовой системы и обеспечения стабильности финансового рынка.
2.2.2.
В рамках предмета стратегического аудита также оценивается планируемая или фактическая деятельность объекта аудита (контроля), направленная на достижение стратегических целей, в пределах полномочий,
8
В соответствии частью 1 статьи 16 Федерального закона № 41-ФЗ.

10 установленных законодательством Российской Федерации.
2.2.3.
Предмет стратегического аудита определяется в том числе по результатам постоянного мониторинга на этапе планирования работы Счетной палаты на очередной год, предмет конкретизируется в ходе подготовительного этапа проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, его окончательная формулировка включается в утверждаемую программу мероприятия.
2.3.
Цели стратегического аудита
2.3.1.
Стратегический аудит нацелен на оценку реализуемости, рисков и результатов достижения стратегических целей, в том числе на оценку соответствующих программ.
2.3.1.1.
Оценка реализуемости стратегических целей проводится для определения вероятности и возможности достижения стратегических целей посредством оценки соответствующих программ как на этапе их разработки, так и в процессе их реализации. Оценка реализуемости стратегических целей также может включать оценку организационной зрелости (функциональности) системы управления соответствующей программой.
2.3.1.2.
Оценка рисков достижения стратегических целей включает анализ и оценку факторов, способных оказать негативное влияние на достижение стратегических целей, в том числе путем оценки документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования и целеполагания.
Оценка рисков осуществляется в целях определения наличия и степени влияния внутренних и внешних условий (факторов) на достижение стратегических целей, включая в том числе оценку рисков соответствующих программ или прямого государственного воздействия, направленных на их достижение.
2.3.1.3.
Оценка результатов достижения стратегических целей проводится для установления и оценки непосредственных и конечных результатов, а также итоговых эффектов, запланированных или полученных в ходе реализации программ и осуществления прямого государственного воздействия, направленных


11 на достижение стратегических целей. Оценка результатов достижения стратегических целей среди прочего включает: оценку достижения (возможности достижения) по итогам реализации программы намеченных конечных результатов;
оценку того, стали (станут) ли результаты программы причиной значительных непреднамеренных изменений в сферах, затрагивающих интересы целевых групп и выгодоприобретателей; оценку того, в какой степени программы или проекты программ дублируют или противоречат другим программам или отдельным действиям в рамках планируемого или реализуемого прямого государственного воздействия; оценку надежности и актуальности показателей непосредственного результата, конечного результата и итогового эффекта программы или проекта программы, достоверности их фактических или целевых значений соответственно.
2.3.1.4.
Цели или вопросы стратегического аудита также могут быть направлены на оценку таких параметров, как целевые и прогнозные значения социально-экономического развития и безопасности, предусмотренные программами, включая документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, риски и значимость деятельности участников стратегического управления, актуальность программ для достижения стратегических целей, обоснованность стратегических целей и результатов, согласованность формируемой или сформированной системы стимулов, взаимная непротиворечивость и взаимодополняемость стратегических целей, прямых государственных воздействий и результатов, прямое причинно-следственное влияние прямых государственных воздействий на достижение стратегических целей, широта охвата распространенности результатов программ и прямого государственного воздействия с точки зрения территориального или отраслевого охвата, охвата различных целевых групп, устойчивость фактических или

12 ожидаемых результатов и эффектов в долгосрочном периоде. Также в процессе постановки целей и формулирования вопросов могут быть определены иные аспекты стратегического аудита с учетом специфики сферы (предметной области), в которой осуществляет свою деятельность объект аудита (контроля).
2.3.1.5.
К целям и вопросам стратегического аудита также относятся оценки планируемого (фактического) межотраслевого и (или) межведомственного влияния на конечные результаты и итоговые эффекты соответствующих программ и государственной политики в соответствующих сферах.