Файл: Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) сга 105 стратегический аудит.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4.
Планирование и организация стратегического аудита
2.4.1.
Планирование
9
и организация стратегического аудита осуществляются с учетом особенностей и границ предмета, в том числе определенных по результатам постоянного мониторинга и экспертиз программ, и методологии проведения стратегического аудита, устанавливаемых в соответствии со Стандартом.
2.4.2.
При планировании комплекса мероприятий с применением стратегического аудита необходимо исходить из целесообразности всестороннего охвата планируемыми мероприятиями (их целями и вопросами) аспектов предмета и деятельности объектов стратегического аудита.
2.4.3.
Сбалансированность и комплексность стратегического аудита, аудита эффективности и финансового аудита (контроля) означает, что Счетная палата при планировании мероприятий с применением стратегического аудита учитывает результаты аудита эффективности, в том числе основанные на данных финансового аудита (контроля), а также результаты экспертиз проектов государственных программ Российской Федерации, иных документов стратегического планирования и нормативных правовых актов, проводимых в рамках выполнения функций Счетной палаты.
9
Планирование стратегического аудита осуществляется в соответствии со стандартом организации деятельности Счетной палаты СОД 6 «Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации».
13
2.5.
Профессиональная компетентность и навыки в стратегическом аудите
2.5.1.
Стратегический аудит носит междисциплинарный характер.
Особенность стратегического аудита заключается в профессиональных ценностях, включающих необходимость применения и непрерывного развития исследовательских навыков, позволяющих получать доказанные результаты и объективные выводы по итогам стратегического аудита.
2.5.2.
Профессиональные ценности стратегического аудита предполагают формирование среды, дающей возможности для исследовательской работы и экспериментирования.
2.5.3.
Профессиональная компетентность и необходимые навыки для проведения стратегического аудита включают в себя следующие основные знания и навыки: анализ и работа с научными и аналитическими текстами (чтение, выделение ключевых идей, конспектирование, поиск необходимой литературы); построение дизайна стратегического аудита (в соответствии с пунктом 4.1.1
Стандарта), включая оценку результативности и влияния, формулирование вопросов стратегического аудита оценочного характера; сбор количественных и качественных данных, проведение количественных, качественных и смешанных исследований; знание (понимание логики) теории изменений; знание основ экономики, менеджмента организации, стратегического управления, международных и российских стандартов управления программами, проектами, процессами, рисками; знание основ доказательной политики, принятие решений на основе данных и других принципов оценки, характеризующих надлежащее качество государственного управления; другие навыки, определяющиеся спецификой сферы деятельности объекта аудита (контроля).
2.5.4.
При проведении стратегического аудита необходимо сформировать
14 развернутое представление (знания) о деятельности участников стратегического управления, а также об условиях, о предпосылках, причинах, возможных и ожидаемых последствиях такой деятельности. Данный вид знаний должен приобретаться в рамках каждого конкретного мероприятия по стратегическому аудиту.
2.5.5.
В связи с особенностями подготовительного этапа стратегического аудита, выражающимися в обязательности проведения предварительного исследования и разработки дизайна стратегического аудита, инспекторам и иным сотрудникам Счетной палаты, задействованным в проведении стратегического аудита, организуется необходимый доступ к обучению и приобретению знаний на рабочем месте.
2.6.
Профессиональное суждение и скептицизм
2.6.1.
Профессиональное суждение предполагает формирование мнения в условиях значительного уровня неопределенности на основе имеющихся знаний и опыта и включает проявление профессионального скептицизма.
Профессиональный скептицизм включает в себя критическую оценку полученных в ходе стратегического аудита доказательств (далее - аудиторские доказательства), в том числе оценку доказательств или информации, ставящих под сомнение иные аудиторские доказательства.
2.6.2.
Документирование действий, обеспечивающих получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств (аудиторских процедур), и их результатов для обоснования применения профессионального суждения в стратегически важных или потенциально субъективных (сложных) вопросах стратегического аудита должно проводиться в рамках формирования рабочей документации.
2.6.3.
Профессиональное суждение в контексте стратегического аудита требуется для выявления и оценки угроз сохранения независимой позиции
Счетной палаты, выбора предмета стратегического аудита, определения необходимого уровня понимания предмета стратегического аудита и связанных с
15 ним обстоятельств, определения цели (целей), вопросов и границ предмета стратегического аудита; определения критериев; оценки рисков; определения характера, сроков и объема аудиторских процедур; определения процедур консультаций, необходимых для стратегического аудита, и того, как будет учитываться полученная информация; оценки того, были ли получены достаточные и надлежащие аудиторские доказательства, нужны ли дополнительные аудиторские процедуры, чтобы ответить на вопросы и сформулировать выводы по целям стратегического аудита; формулирования выводов на основе полученных аудиторских доказательств в соответствии с критериями, целями и вопросами стратегического аудита; определения того, какие выводы являются достаточно значимыми для включения в итоговые документы по результатам мероприятия; определения содержания рекомендаций.
2.7.
Существенность
2.7.1.
Существенность для целей стратегического аудита – это уровень важности и значительности вопросов, выводов, результатов, а также включаемых в итоговые документы по результатам мероприятия рекомендаций.
2.7.2.
Результаты и выводы считаются существенными, если они соответственно по отдельности или в совокупности могут оказать влияние на принятие конкретных управленческих решений или изменение процедур их принятия.
2.7.3.
Существенность рекомендаций, выдаваемых объектам аудита
(контроля) и иным заинтересованным органам и организациям по итогам мероприятий, определяет востребованность, а также вероятность их практического применения адресатом в работе, в том числе предполагающего изменение конкретных управленческих решений или процедур их принятия.
2.7.4.
Повышенное внимание к существенности является одним из приоритетов мероприятия с применением стратегического аудита на всех его этапах. Применение существенности позволяет делать взвешенные выводы с учетом особенностей социальных и политических аспектов предмета
16 стратегического аудита, определения целей и вопросов стратегического аудита, критериев, оценки документации, аудиторских доказательств, управления рисками, связанными с получением неуместных или незначимых результатов, документирования результатов и формулирования выводов и рекомендаций.
2.7.5.
Существенность в стратегическом аудите может содержать количественные и качественные аспекты. К количественным аспектам могут относиться, например, вопросы соотношения ожидаемых результатов от реализации рекомендаций и затрат на их реализацию. К качественным аспектам существенности могут относиться, например, вопросы потенциальной социально- экономической значимости для целевых групп.
2.8.
Аудиторский риск
2.8.1.
Под аудиторским риском при проведении стратегического аудита понимается вероятность того, что сформулированные в отчете выводы и предложения (рекомендации) могут оказаться ненадлежащими (неверными или неполными), не представляющими ценности для пользователей, то есть не содержащими информацию, которая бы способствовала достижению
(повышению достижимости) стратегических целей.
2.8.2.
Аудиторский риск при планировании и проведении стратегического аудита включает риск того, что при проведении мероприятия существенные недостатки не будут обнаружены; на основе собранных аудиторских доказательств будет сделан неверный вывод, в частности, о реализуемости стратегических целей, результативности мер, принимаемых для их достижения, или не будут выявлены или будут некорректно выявлены и оценены риски достижения стратегических целей.
2.8.3.
На аудиторский риск оказывают влияние сроки проведения мероприятия, сложность стратегического аудита, доступность данных и информации, объем работ различного типа, особенности организации деятельности объекта аудита (контроля).
2.8.4.
Аудиторский риск может быть уменьшен вследствие таких действий,
17 как, например, увеличение объема аудиторских процедур, в том числе за счет увеличения количества инспекторов или привлечения внешних экспертов, изменения методов для получения аудиторских доказательств.
2.9.
Аудиторские доказательства
2.9.1.
Для достижения целей стратегического аудита, а также для подтверждения выводов и рекомендаций инспекторы должны получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства.
2.9.2.
Особенности аудиторских доказательств при проведении мероприятий с применением стратегического аудита: преобладание аналитических доказательств; широкое вовлечение органов и организаций, внешних экспертов для получения аудиторских доказательств; воспроизводимость аудиторских доказательств, то есть можно ожидать, что другие инспекторы получат аналогичные аудиторские доказательства и сделают аналогичные выводы.
2.9.3.
Определение на основе профессионального суждения инспектора
достаточности аудиторских доказательств означает необходимость определения, достаточное ли количество (полнота) аудиторских доказательств собрано для достижения целей стратегического аудита и обоснования результатов и выводов мероприятия.
2.9.4.
Определение на основе профессионального суждения инспектора того, что аудиторские доказательства являются
надлежащими, включает оценку уместности, надежности и валидности доказательств:
уместность означает, что доказательства имеют логическую связь с целями и вопросами мероприятия и значимы для достижения целей мероприятия;
надежность означает степень, в которой аудиторские доказательства подтверждаются данными из различных источников или позволяют получать одни и те же результаты при повторном получении;
18
валидность означает обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования к конкретным условиям стратегического аудита.
2.9.5.
Доказательства не являются достаточными, если использование доказательств несет неприемлемо высокий риск, который может привести к неверным выводам, либо доказательство не предоставляет разумной основы для достижения целей стратегического аудита, формирования результатов и выводов.
2.9.6.
С учетом преобладания в стратегическом аудите аналитических доказательств над материальными или документальными предъявляются повышенные требования к содержанию аудиторских доказательств. Выбранные методы получения доказательств должны обеспечивать разумную уверенность в их достаточности и надлежащем характере, которая может быть достигнута путем использования взаимодополняющих друг друга методов исследования, обосновывающих полученные результаты и выводы.
2.9.7.
Следующие подходы могут быть использованы при оценке достаточности доказательств: чем выше аудиторский риск, тем выше требования к количеству
(достаточность) и качеству (насколько являются надлежащими) доказательств; наличие большого количества аудиторских доказательств не компенсирует недостаток уместности, валидности или надежности; обычно требуется больше аудиторских доказательств, когда представители объекта аудита (контроля) имеют другое (отличное от мнения инспектора) мнение.
2.9.8.
Существуют различные типы аудиторских доказательств и их источников. При сборе различных типов аудиторских доказательств необходимо учитывать следующее: свидетельства в письменной форме являются более надежными, чем исключительно устные;
19 доказательства, основанные на серии интервью, являются более надежными, чем доказательства, основанные на основе одного или нескольких интервью с несколькими респондентами; свидетельства являются более надежными, если они получены в условиях, когда опрашиваемые могут высказываться свободно; доказательства, полученные от компетентной и независимой третьей стороны, являются более надежными, чем доказательства, полученные от руководства объекта стратегического аудита (контроля) или лиц, которые имеют прямое отношение к объекту стратегического аудита (контроля); доказательства, полученные в результате прямого наблюдения, расчетов и проверки, являются более надежными, чем доказательства, полученные косвенно; предпочтение методу получения доказательств (анализа) отдается на основе оценки применимости данного метода в конкретной ситуации, осуществляемой в том числе с привлечением научных организаций, экспертов для обоснования возможности и необходимости его применения.
2.10.
Использование работы экспертов
2.10.1.
Междисциплинарный и доказательный характер стратегического аудита предполагает привлечение в случае необходимости экспертов из широкого круга областей, в том числе экономистов, эконометристов, статистиков, социологов, политологов, экспертов в предметных областях, специалистов по оценке проектов и программ и других специалистов.
2.10.2.
Работа экспертов при проведении стратегического аудита может быть использована для исследования предмета стратегического аудита или его отдельных аспектов, чтобы содействовать инспекторам в случаях, когда для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми не владеют инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты.
Привлечение экспертов может потребоваться для участия в выполнении следующих одной или нескольких задач:
20 получение знаний о специфике, проблематике и об особенностях предметной области; определение необходимости и осуществление исследований предметной области с применением специальных приемов и методов; оценка достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств; иные задачи, требующие применения узкоспециализированной экспертизы.
2.10.3.
Если руководитель мероприятия, использующий работу эксперта, решает, что работа данного эксперта отвечает целям и вопросам мероприятия, он вправе принять результаты работы или выводы данного эксперта в качестве надлежащего аудиторского доказательства. Руководитель мероприятия и член
Коллегии, ответственный за проведение соответствующего мероприятия, несут ответственность за сформулированные выводы и рекомендации, подготовленные с использованием результатов работы эксперта.
2.10.4.
На процедуры отбора экспертов распространяются те же требования в плане профессионализма и независимости, как и те, которые применяются для инспекторов и иных сотрудников, привлеченных в ходе проведения стратегического аудита. При планировании привлечения эксперта необходимо убедиться, что эксперт обладает необходимыми компетенциями и знаниями для целей проводимого мероприятия по стратегическому аудиту: оценить компетентность, способности и объективность привлекаемого внешнего эксперта как факторы, влияющие на надежность подготавливаемой им информации; получить понимание работы внешнего эксперта, предполагающее понимание соответствующей области знаний и опыта; оценить, являются ли результаты работы внешнего эксперта надлежащими в качестве доказательств, не противоречащими иным собранным доказательствам.
2.10.5.
Необходимость в привлечении внешних экспертов должна быть установлена при планировании мероприятия и на подготовительном этапе мероприятия. Решение о привлечении того или иного внешнего эксперта, об
21 использовании результатов работы внешнего эксперта на основном этапе мероприятия принимает руководитель группы инспекторов или руководитель мероприятия по согласованию с членом Коллегии Счетной палаты, на заключительном этапе – член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение мероприятия.
2.10.6.
Привлечение к проведению стратегического аудита экспертов осуществляется на договорной основе в порядке, предусмотренном Регламентом
Счетной палаты Российской Федерации. Участие внешних экспертов в проведении стратегического аудита осуществляется посредством выполнения определенных работ и заданий (интервью по проблемной области, комментарии и заключения на дизайн стратегического аудита, работа с данными, участие в подготовке рекомендаций и так далее), предусмотренных договором. Документы и материалы, подготовленные экспертами в качестве рабочей документации, прилагаются к актам (заключениям), подготовленным в ходе мероприятия, и используются (учитываются) при оформлении результатов мероприятия и подготовке выводов и предложений (рекомендаций).
2.11.
Оценка рисков
2.11.1.
Оценка рисков достижения стратегических целей, предусмотренных программами, является одной из целей стратегического аудита
10 2.11.2.
Под риском в рамках Стандарта понимается влияние неопределенности на достижение стратегических целей.
2.11.3.
Целями оценки рисков являются: выявление потенциальных областей, ситуаций, препятствующих достижению стратегических целей; определение рисков и анализ тех, которые являются наиболее важными и критичными для достижения стратегических целей;
10
Оценка рисков в рамках стратегического аудита осуществляется в соответствии с методическими указаниями
Счетной палаты по оценке рисков программ и проектов в ходе стратегического аудита.
Планирование и организация стратегического аудита
2.4.1.
Планирование
9
и организация стратегического аудита осуществляются с учетом особенностей и границ предмета, в том числе определенных по результатам постоянного мониторинга и экспертиз программ, и методологии проведения стратегического аудита, устанавливаемых в соответствии со Стандартом.
2.4.2.
При планировании комплекса мероприятий с применением стратегического аудита необходимо исходить из целесообразности всестороннего охвата планируемыми мероприятиями (их целями и вопросами) аспектов предмета и деятельности объектов стратегического аудита.
2.4.3.
Сбалансированность и комплексность стратегического аудита, аудита эффективности и финансового аудита (контроля) означает, что Счетная палата при планировании мероприятий с применением стратегического аудита учитывает результаты аудита эффективности, в том числе основанные на данных финансового аудита (контроля), а также результаты экспертиз проектов государственных программ Российской Федерации, иных документов стратегического планирования и нормативных правовых актов, проводимых в рамках выполнения функций Счетной палаты.
9
Планирование стратегического аудита осуществляется в соответствии со стандартом организации деятельности Счетной палаты СОД 6 «Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации».
13
2.5.
Профессиональная компетентность и навыки в стратегическом аудите
2.5.1.
Стратегический аудит носит междисциплинарный характер.
Особенность стратегического аудита заключается в профессиональных ценностях, включающих необходимость применения и непрерывного развития исследовательских навыков, позволяющих получать доказанные результаты и объективные выводы по итогам стратегического аудита.
2.5.2.
Профессиональные ценности стратегического аудита предполагают формирование среды, дающей возможности для исследовательской работы и экспериментирования.
2.5.3.
Профессиональная компетентность и необходимые навыки для проведения стратегического аудита включают в себя следующие основные знания и навыки: анализ и работа с научными и аналитическими текстами (чтение, выделение ключевых идей, конспектирование, поиск необходимой литературы); построение дизайна стратегического аудита (в соответствии с пунктом 4.1.1
Стандарта), включая оценку результативности и влияния, формулирование вопросов стратегического аудита оценочного характера; сбор количественных и качественных данных, проведение количественных, качественных и смешанных исследований; знание (понимание логики) теории изменений; знание основ экономики, менеджмента организации, стратегического управления, международных и российских стандартов управления программами, проектами, процессами, рисками; знание основ доказательной политики, принятие решений на основе данных и других принципов оценки, характеризующих надлежащее качество государственного управления; другие навыки, определяющиеся спецификой сферы деятельности объекта аудита (контроля).
2.5.4.
При проведении стратегического аудита необходимо сформировать
14 развернутое представление (знания) о деятельности участников стратегического управления, а также об условиях, о предпосылках, причинах, возможных и ожидаемых последствиях такой деятельности. Данный вид знаний должен приобретаться в рамках каждого конкретного мероприятия по стратегическому аудиту.
2.5.5.
В связи с особенностями подготовительного этапа стратегического аудита, выражающимися в обязательности проведения предварительного исследования и разработки дизайна стратегического аудита, инспекторам и иным сотрудникам Счетной палаты, задействованным в проведении стратегического аудита, организуется необходимый доступ к обучению и приобретению знаний на рабочем месте.
2.6.
Профессиональное суждение и скептицизм
2.6.1.
Профессиональное суждение предполагает формирование мнения в условиях значительного уровня неопределенности на основе имеющихся знаний и опыта и включает проявление профессионального скептицизма.
Профессиональный скептицизм включает в себя критическую оценку полученных в ходе стратегического аудита доказательств (далее - аудиторские доказательства), в том числе оценку доказательств или информации, ставящих под сомнение иные аудиторские доказательства.
2.6.2.
Документирование действий, обеспечивающих получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств (аудиторских процедур), и их результатов для обоснования применения профессионального суждения в стратегически важных или потенциально субъективных (сложных) вопросах стратегического аудита должно проводиться в рамках формирования рабочей документации.
2.6.3.
Профессиональное суждение в контексте стратегического аудита требуется для выявления и оценки угроз сохранения независимой позиции
Счетной палаты, выбора предмета стратегического аудита, определения необходимого уровня понимания предмета стратегического аудита и связанных с
15 ним обстоятельств, определения цели (целей), вопросов и границ предмета стратегического аудита; определения критериев; оценки рисков; определения характера, сроков и объема аудиторских процедур; определения процедур консультаций, необходимых для стратегического аудита, и того, как будет учитываться полученная информация; оценки того, были ли получены достаточные и надлежащие аудиторские доказательства, нужны ли дополнительные аудиторские процедуры, чтобы ответить на вопросы и сформулировать выводы по целям стратегического аудита; формулирования выводов на основе полученных аудиторских доказательств в соответствии с критериями, целями и вопросами стратегического аудита; определения того, какие выводы являются достаточно значимыми для включения в итоговые документы по результатам мероприятия; определения содержания рекомендаций.
2.7.
Существенность
2.7.1.
Существенность для целей стратегического аудита – это уровень важности и значительности вопросов, выводов, результатов, а также включаемых в итоговые документы по результатам мероприятия рекомендаций.
2.7.2.
Результаты и выводы считаются существенными, если они соответственно по отдельности или в совокупности могут оказать влияние на принятие конкретных управленческих решений или изменение процедур их принятия.
2.7.3.
Существенность рекомендаций, выдаваемых объектам аудита
(контроля) и иным заинтересованным органам и организациям по итогам мероприятий, определяет востребованность, а также вероятность их практического применения адресатом в работе, в том числе предполагающего изменение конкретных управленческих решений или процедур их принятия.
2.7.4.
Повышенное внимание к существенности является одним из приоритетов мероприятия с применением стратегического аудита на всех его этапах. Применение существенности позволяет делать взвешенные выводы с учетом особенностей социальных и политических аспектов предмета
16 стратегического аудита, определения целей и вопросов стратегического аудита, критериев, оценки документации, аудиторских доказательств, управления рисками, связанными с получением неуместных или незначимых результатов, документирования результатов и формулирования выводов и рекомендаций.
2.7.5.
Существенность в стратегическом аудите может содержать количественные и качественные аспекты. К количественным аспектам могут относиться, например, вопросы соотношения ожидаемых результатов от реализации рекомендаций и затрат на их реализацию. К качественным аспектам существенности могут относиться, например, вопросы потенциальной социально- экономической значимости для целевых групп.
2.8.
Аудиторский риск
2.8.1.
Под аудиторским риском при проведении стратегического аудита понимается вероятность того, что сформулированные в отчете выводы и предложения (рекомендации) могут оказаться ненадлежащими (неверными или неполными), не представляющими ценности для пользователей, то есть не содержащими информацию, которая бы способствовала достижению
(повышению достижимости) стратегических целей.
2.8.2.
Аудиторский риск при планировании и проведении стратегического аудита включает риск того, что при проведении мероприятия существенные недостатки не будут обнаружены; на основе собранных аудиторских доказательств будет сделан неверный вывод, в частности, о реализуемости стратегических целей, результативности мер, принимаемых для их достижения, или не будут выявлены или будут некорректно выявлены и оценены риски достижения стратегических целей.
2.8.3.
На аудиторский риск оказывают влияние сроки проведения мероприятия, сложность стратегического аудита, доступность данных и информации, объем работ различного типа, особенности организации деятельности объекта аудита (контроля).
2.8.4.
Аудиторский риск может быть уменьшен вследствие таких действий,
17 как, например, увеличение объема аудиторских процедур, в том числе за счет увеличения количества инспекторов или привлечения внешних экспертов, изменения методов для получения аудиторских доказательств.
2.9.
Аудиторские доказательства
2.9.1.
Для достижения целей стратегического аудита, а также для подтверждения выводов и рекомендаций инспекторы должны получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства.
2.9.2.
Особенности аудиторских доказательств при проведении мероприятий с применением стратегического аудита: преобладание аналитических доказательств; широкое вовлечение органов и организаций, внешних экспертов для получения аудиторских доказательств; воспроизводимость аудиторских доказательств, то есть можно ожидать, что другие инспекторы получат аналогичные аудиторские доказательства и сделают аналогичные выводы.
2.9.3.
Определение на основе профессионального суждения инспектора
достаточности аудиторских доказательств означает необходимость определения, достаточное ли количество (полнота) аудиторских доказательств собрано для достижения целей стратегического аудита и обоснования результатов и выводов мероприятия.
2.9.4.
Определение на основе профессионального суждения инспектора того, что аудиторские доказательства являются
надлежащими, включает оценку уместности, надежности и валидности доказательств:
уместность означает, что доказательства имеют логическую связь с целями и вопросами мероприятия и значимы для достижения целей мероприятия;
надежность означает степень, в которой аудиторские доказательства подтверждаются данными из различных источников или позволяют получать одни и те же результаты при повторном получении;
18
валидность означает обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования к конкретным условиям стратегического аудита.
2.9.5.
Доказательства не являются достаточными, если использование доказательств несет неприемлемо высокий риск, который может привести к неверным выводам, либо доказательство не предоставляет разумной основы для достижения целей стратегического аудита, формирования результатов и выводов.
2.9.6.
С учетом преобладания в стратегическом аудите аналитических доказательств над материальными или документальными предъявляются повышенные требования к содержанию аудиторских доказательств. Выбранные методы получения доказательств должны обеспечивать разумную уверенность в их достаточности и надлежащем характере, которая может быть достигнута путем использования взаимодополняющих друг друга методов исследования, обосновывающих полученные результаты и выводы.
2.9.7.
Следующие подходы могут быть использованы при оценке достаточности доказательств: чем выше аудиторский риск, тем выше требования к количеству
(достаточность) и качеству (насколько являются надлежащими) доказательств; наличие большого количества аудиторских доказательств не компенсирует недостаток уместности, валидности или надежности; обычно требуется больше аудиторских доказательств, когда представители объекта аудита (контроля) имеют другое (отличное от мнения инспектора) мнение.
2.9.8.
Существуют различные типы аудиторских доказательств и их источников. При сборе различных типов аудиторских доказательств необходимо учитывать следующее: свидетельства в письменной форме являются более надежными, чем исключительно устные;
19 доказательства, основанные на серии интервью, являются более надежными, чем доказательства, основанные на основе одного или нескольких интервью с несколькими респондентами; свидетельства являются более надежными, если они получены в условиях, когда опрашиваемые могут высказываться свободно; доказательства, полученные от компетентной и независимой третьей стороны, являются более надежными, чем доказательства, полученные от руководства объекта стратегического аудита (контроля) или лиц, которые имеют прямое отношение к объекту стратегического аудита (контроля); доказательства, полученные в результате прямого наблюдения, расчетов и проверки, являются более надежными, чем доказательства, полученные косвенно; предпочтение методу получения доказательств (анализа) отдается на основе оценки применимости данного метода в конкретной ситуации, осуществляемой в том числе с привлечением научных организаций, экспертов для обоснования возможности и необходимости его применения.
2.10.
Использование работы экспертов
2.10.1.
Междисциплинарный и доказательный характер стратегического аудита предполагает привлечение в случае необходимости экспертов из широкого круга областей, в том числе экономистов, эконометристов, статистиков, социологов, политологов, экспертов в предметных областях, специалистов по оценке проектов и программ и других специалистов.
2.10.2.
Работа экспертов при проведении стратегического аудита может быть использована для исследования предмета стратегического аудита или его отдельных аспектов, чтобы содействовать инспекторам в случаях, когда для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми не владеют инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты.
Привлечение экспертов может потребоваться для участия в выполнении следующих одной или нескольких задач:
20 получение знаний о специфике, проблематике и об особенностях предметной области; определение необходимости и осуществление исследований предметной области с применением специальных приемов и методов; оценка достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств; иные задачи, требующие применения узкоспециализированной экспертизы.
2.10.3.
Если руководитель мероприятия, использующий работу эксперта, решает, что работа данного эксперта отвечает целям и вопросам мероприятия, он вправе принять результаты работы или выводы данного эксперта в качестве надлежащего аудиторского доказательства. Руководитель мероприятия и член
Коллегии, ответственный за проведение соответствующего мероприятия, несут ответственность за сформулированные выводы и рекомендации, подготовленные с использованием результатов работы эксперта.
2.10.4.
На процедуры отбора экспертов распространяются те же требования в плане профессионализма и независимости, как и те, которые применяются для инспекторов и иных сотрудников, привлеченных в ходе проведения стратегического аудита. При планировании привлечения эксперта необходимо убедиться, что эксперт обладает необходимыми компетенциями и знаниями для целей проводимого мероприятия по стратегическому аудиту: оценить компетентность, способности и объективность привлекаемого внешнего эксперта как факторы, влияющие на надежность подготавливаемой им информации; получить понимание работы внешнего эксперта, предполагающее понимание соответствующей области знаний и опыта; оценить, являются ли результаты работы внешнего эксперта надлежащими в качестве доказательств, не противоречащими иным собранным доказательствам.
2.10.5.
Необходимость в привлечении внешних экспертов должна быть установлена при планировании мероприятия и на подготовительном этапе мероприятия. Решение о привлечении того или иного внешнего эксперта, об
21 использовании результатов работы внешнего эксперта на основном этапе мероприятия принимает руководитель группы инспекторов или руководитель мероприятия по согласованию с членом Коллегии Счетной палаты, на заключительном этапе – член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение мероприятия.
2.10.6.
Привлечение к проведению стратегического аудита экспертов осуществляется на договорной основе в порядке, предусмотренном Регламентом
Счетной палаты Российской Федерации. Участие внешних экспертов в проведении стратегического аудита осуществляется посредством выполнения определенных работ и заданий (интервью по проблемной области, комментарии и заключения на дизайн стратегического аудита, работа с данными, участие в подготовке рекомендаций и так далее), предусмотренных договором. Документы и материалы, подготовленные экспертами в качестве рабочей документации, прилагаются к актам (заключениям), подготовленным в ходе мероприятия, и используются (учитываются) при оформлении результатов мероприятия и подготовке выводов и предложений (рекомендаций).
2.11.
Оценка рисков
2.11.1.
Оценка рисков достижения стратегических целей, предусмотренных программами, является одной из целей стратегического аудита
10 2.11.2.
Под риском в рамках Стандарта понимается влияние неопределенности на достижение стратегических целей.
2.11.3.
Целями оценки рисков являются: выявление потенциальных областей, ситуаций, препятствующих достижению стратегических целей; определение рисков и анализ тех, которые являются наиболее важными и критичными для достижения стратегических целей;
10
Оценка рисков в рамках стратегического аудита осуществляется в соответствии с методическими указаниями
Счетной палаты по оценке рисков программ и проектов в ходе стратегического аудита.