Файл: Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) сга 105 стратегический аудит.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31 информации и данных. Для таких ситуаций следует применять комбинацию из не менее чем трех различных методов сбора, анализа, обработки и интерпретации данных (информации) в целях всестороннего независимого подтверждения результатов (метод триангуляции).
4.2.3.
Результаты и информация, полученные в ходе стратегического аудита, а также сформулированные выводы и рекомендации в разрезе каждого вопроса мероприятия систематизируются в табличной форме в виде матрицы результатов стратегического аудита (далее – матрица результатов), представляющей собой элемент рабочей документации для сбора основных составляющих частей отчета в структурированном виде.
4.2.4.
Матрица результатов позволяет группе инспекторов, внешним экспертам и другим заинтересованным сторонам сформировать единое понимание результатов стратегического аудита (приложение № 3).
4.2.5.
В ходе проведения стратегического аудита обнаруженные факты сравниваются с выбранными критериями, наблюдаемые различия представляют собой подтвержденные доказательствами результаты.
4.2.6.
После характеристики результатов необходимо определить
причины и последствия наблюдаемой стратегической результативности (или иного критерия). Как правило, данные процедуры проводятся в завершении основного этапа, но в зависимости от сложности предмета и особенностей получения аудиторских доказательств анализ может проводиться на заключительном этапе.
4.2.7.
Валидация матрицы результатов проводится по аналогии с валидацией матрицы дизайна в целях обсуждения основных результатов и выводов, достаточности аудиторских доказательств, адекватности выбранных методов анализа и уместности предложений (рекомендаций).
4.2.8.
Участники мероприятия должны составлять (собирать) рабочую документацию в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обоснования профессионального суждения. Рабочая документация должна быть
32 достаточно детализирована, чтобы позволить пользователю, компетентному в вопросах предмета стратегического аудита, понять его результаты, проведенные процедуры, полученные доказательства и сделанные выводы на основе документации.
4.2.9.
При осуществлении стратегического аудита подлежат документированию информация и сведения в целях: предварительного изучения предмета стратегического аудита; формирования доказательств, подтверждающих результаты и обосновывающих выводы и предложения (рекомендации); обоснования ответов на запросы заинтересованных в результатах мероприятия сторон; обеспечения качества стратегического аудита и возможности контроля качества, включая валидацию на основе консультативной группы внешних экспертов (панели); подтверждения того, что стратегический аудит проводился в соответствии с установленными требованиями и правилами, на основе программы и рабочего плана.
4.2.10.
При проведении стратегического аудита инспекторы должны составлять (собирать) рабочую документацию в достаточно полной и подробной форме, фиксируя выполненные аудиторские процедуры, для обоснования применения ими профессионального суждения. Форма, содержание и объем рабочей документации зависят от применявшихся методов осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности, сложности предмета стратегического аудита, характера выполняемых процедур, выявленных рисков, значимости полученных доказательств, необходимости документирования тех или иных результатов или обоснования выводов, которые не очевидны из собранных доказательств, масштабов применения профессионального суждения при проведении работ или оценки их результатов, а также применявшейся методологии при проведении стратегического аудита.
33 4.2.11.
В рабочей документации необходимо отражать методологию сбора и анализа данных (включая схемы проведения интервью, анкеты опросов), результаты применения специальных методов (статистический анализ, анкетирование, интервью, фокус-группы и так далее).
4.2.12.
Рабочая документация (отдельные материалы), сформированная в ходе подготовительного и основного этапов стратегического аудита (например, результаты предварительного исследования, собранные базы данных, коды обработки данных), на основании решения члена Коллегии, ответственного за проведение мероприятия, может размещаться на внутренних информационных ресурсах Счетной палаты в целях обмена лучшими практиками между инспекторами Счетной палаты после утверждения отчета о результатах мероприятия Коллегией Счетной палаты.
4.2.13.
По результатам основного этапа контрольного или экспертно- аналитического мероприятия с применением стратегического аудита оформляется акт или заключение соответственно.
1 2 3 4
4.3.
Заключительный этап
4.3.1.
При подготовке отчета о результатах мероприятия
12
могут использоваться структура и содержание матрицы результатов, подготовленной на основном этапе.
4.3.2.
Инспектор при подготовке проекта отчета о результатах стратегического аудита должен ориентироваться на такие элементы его качества, как точность, объективность, полнота, ясность (четкость) формулировок и текста, краткость и понятность изложения, а также своевременность.
4.3.3.
Краткое описание методов на основании подготовленной матрицы дизайна и матрицы результатов в случае их применения должно быть включено в
12
За исключением случаев, когда контрольное мероприятие проводится в рамках комплекса мероприятий при осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также комплекса мероприятий при осуществлении последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской
Федерации, по результатам которых предусмотрено оформление заключений.
Заключительный этап
4.3.1.
При подготовке отчета о результатах мероприятия
12
могут использоваться структура и содержание матрицы результатов, подготовленной на основном этапе.
4.3.2.
Инспектор при подготовке проекта отчета о результатах стратегического аудита должен ориентироваться на такие элементы его качества, как точность, объективность, полнота, ясность (четкость) формулировок и текста, краткость и понятность изложения, а также своевременность.
4.3.3.
Краткое описание методов на основании подготовленной матрицы дизайна и матрицы результатов в случае их применения должно быть включено в
12
За исключением случаев, когда контрольное мероприятие проводится в рамках комплекса мероприятий при осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также комплекса мероприятий при осуществлении последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской
Федерации, по результатам которых предусмотрено оформление заключений.
34 отчет по стратегическому аудиту как самостоятельный раздел отчета
(приложение). В этой части отчета должно быть описано, как выполненные аудиторские процедуры позволили достичь цели стратегического аудита, включая описание методов сбора данных, анализа данных, формирования аудиторских доказательств. В этой части также описываются допущения, сделанные при проведении стратегического аудита (например, построение выборок, применяемые методы, используемые критерии, а также ограничения методов).
4.3.4.
В отчете должны быть дополнительно описаны ограничения и степень неопределенности, связанные с надежностью и достоверностью использованных данных в том случае, если данная информация важна для выводов и рекомендаций и данное описание необходимо, чтобы избежать неверной трактовки содержания отчета его пользователями.
4.3.5.
Подробность изложения должна быть достаточной для обеспечения понимания осведомленными пользователями отчетов того, как группа инспекторов достигала цели стратегического аудита.
4.3.6.
Содержащиеся в отчете выводы представляют большую ценность, если они ведут к системным рекомендациям, убеждающим пользователей отчета в необходимости принятия конкретных решений и выполнения действий.
4.3.7.
Рекомендации по итогам стратегического аудита должны носить системный и приоритетный характер, быть ориентированы на улучшения в конкретной области, быть достаточными для устранения причин и условий выявленных проблем.
4.3.8.
Качественные рекомендации являются адресными (адресованы объекту стратегического аудита, иным органам и организациям, обладающим полномочиями принимать решения и действовать), конкретными, реализуемыми, контролируемыми и экономически эффективными.
4.3.9.
По результатам заключительного этапа контрольного или экспертно- аналитического мероприятия с применением стратегического аудита оформляется отчет.
35
Приложение № 1
(пункт 3.1.5 Стандарта)
Схема применения критериев стратегического аудита
36
Приложение № 2
(пункт 4.1.1 Стандарта)
Матрица подготовительного этапа стратегического аудита (матрица дизайна)
Гипотеза
Критерий
Методы
Ограничения Предварительные результаты
Предварительные выводы
Предварительные рекомендации
Цель 1
Вопрос 1 – вопрос, на который предполагается ответить в ходе аудита (конкретный, нейтральный, на него реалистично получить ответ)
Предположение,
которое
проверяется в ходе
мероприятия
Правило, эталон
для
принятия
решения по оценке
Описание метода
(набора методов),
который
используется для
ответа
на
каждый вопрос
Описание
ограничений
применяемых
методов сбора и
анализа данных
Предварительное
описание результата
Описание
потенциальных
выводов по каждой
цели
на
основе
ожидаемых
результатов
Предварительное
описание
рекомендаций
Цель 1
Вопрос 2
…
…
…
…
…
…
…
…
Цель 2
Вопрос 1
…
…
…
…
…
…
…
37
Приложение № 3
(пункт 4.2.4 Стандарта)
Матрица результатов (по каждому вопросу мероприятия)
Результат (Р) =…
Хорошие практики
Рекоменда- ции
Потенциальная ценность результатов и рекомендаций факты
(Ф) критерий
(К) доказательство
(Д) первопричины
(П) последствия
Наиболее
важные факты,
выявленные на
основном этапе
мероприятия
«Как есть»
Правило, эталон
для
принятия
решения
по
оценке
«Как
должно
быть»
Методы анализа
данных
и
полученные
по
итогам
аудиторские
доказательства
Причины различий
между
обнаруженными
фактами (Ф) и
критерием (К)
Последствия,
связанные
с
первопричинами (П)
и
соответствующими
результатами (Р)
Это
мера
актуальности
результата
Действия,
приводящие
к
высокой
результативности
Действия,
направленные
на
устранение
наиболее
важных
первопричин
(П)
Улучшения,
ожидаемые
в
результате
выполнения
рекомендаций
(предпочтительно
количественная
или качественная
оценка)