Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Эффективность как экономическое понятие).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
1.1.Эффективность как экономическое понятие
1.2.Процесс и методы принятия управленческих решений
1.3.Этапы процесса принятия управленческих решений
1.4.Реализация управленческих решений
1.5.Факторы эффективности реализации управленческих решений
ГЛАВА 2. Факторы, повлиявшие на принятие ряда решений по реорганизации деятельности ООО "ВЕГА-Тур"
2.1 Характеристика предприятия и сферы деятельности фирмы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы, заключается в том, что предприятие является самостоятельным субъектом хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в условиях рыночной экономики. Это объективно обуславливает усложнение его ориентации в системе экономических связей и, следовательно, возрастание значимости функций управления предприятием, а именно: в корне меняются задачи и характер управленческой деятельности предприятия.
На переходном этапе развития при создании новой экономической и правовой базы неуклонно возрастает значение проблемы профессионализма менеджеров и лиц, принимающих решения, их психологической готовности к успешной реализации управленческих решений.
Важной составной управленческой деятельности является определение совокупности принципов и механизмов, на которых должен базироваться процесс формирования и реализации управленческих решений. Особенность управленческого решения заключается в том, что здесь цена ошибки очень высока.
Структурные изменения в экономике на современном этапе характеризуются тем, что единый комплекс с жестко регламентированными связями и управленческой вертикально сменяется конкурентной средой и, соответственно, новым способом взаимодействия хозяйственных объектов. Достижение целей функционирования хозяйственных субъектов происходит посредством непрерывного принятия управленческих решений в сфере инвестиций, производственной деятельности, финансирования.
В управлении принятие решений – более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставка зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается в основном на жизни его собственной и немногих связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и для других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами долларов. Что еще важнее, управленческие решения могут влиять на судьбы многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно каждого в организации.
Для того, чтобы управленческие решения способствовали достижению намеченных целей, необходимо прогнозировать и оценивать их долгосрочные финансовые последствия. Техника прогноза дисконтированных чистых денежных потоков и расчета на их базе ряда показателей эффективности является достаточно универсальной и применимой к широкому кругу задач и ситуаций.
Особенностью анализа эффективности решений является необходимость анализировать не только финансовую эффективность, но и ряд аспектов экономической эффективности.
Цель курсовой работы – рассмотреть специфику процесса принятия решений.
Задачи исследования:
- Изучить сущность и особенности процесса принятия решений;
- Определить эффективность как экономическое понятие;
- Провести анализ процесса принятия решений на предприятия;
- Изучить качественные и количественные показатели эффективности решений;
- Рассмотреть пути совершенствования процесса принятия решений.
Объектом исследования: является оценка экономической эффективности управленческих решений.
Предмет исследования: методы оценки экономической эффективности при принятии управленческих решений.
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
1.1.Эффективность как экономическое понятие
Теория эффективности четко разграничивает понятия эффекта и эффективности, понимая под первым результат мероприятия, а под вторым - соотношение эффекта и затрат, которые его вызвали.
Эффект означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффект может измеряться в материальном, социальном, денежном выражении.
Экономический эффект – выраженный в стоимостной (денежной) форме результат каких-либо действий (в частности, перечисленных выше хозяйственных мероприятий). Эффективность определяется отношением результата (эффекта) к затратам, обеспечившим его получение.
Эффективность вскрывает характер причинно-следственных связей производства. Она отражает не сам результат, а то, какой ценой он был достигнут.
Поэтому эффективность чаще всего характеризуется относительными показателями, которые рассчитываются на основе двух групп характеристик (параметров) результата и затрат. Это, впрочем, не исключает рассмотрения в системе показателей эффективности и самих абсолютных значений исходных параметров.
Экономическая эффективность – это вид эффективности, который характеризует результативность деятельности экономических систем (предприятий, территорий, национальной экономики).
Каждая задача включает свое понимание эффективности, фокусирующее внимание на различных видах управленческих навыков. В первом случае управляющие избавляются от излишних расходов. Во втором случае они делают альтернативный выбор. После объяснения того, как относится каждая задача к понятию экономической эффективности, мы сконцентрируем внимание на трудном деле принятия альтернативных решений.
На эффективность принятия решений менеджером влияет ряд факторов:
- потенциал сотрудника, его способность выполнять определённую работу;
- средства производства;
- социальные аспекты персонала и коллектива в целом;
- культура организации.
Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления, на первый взгляд, можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такой подход является упрощенным и не дает точных результатов, так как целью управляющего воздействия не всегда является прибыль. Кроме того, оценка эффективности по полученной прибыли скрывает роль управления в достижении конечного результата. Результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, прибыль же часто выступает как опосредованный результат.
Сложность возникает и в том, что затраты на управление не всегда можно достаточно чётко выделить.
Понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.
Эффективность в общем виде – результативность чего-либо (производства, управления, труда).
1.2.Процесс и методы принятия управленческих решений
Термин «Управленческое решение» включает организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений. Ряд специалистов под управленческими решениями понимают «продукт управленческого труда организационная реакция на возникшую проблему». Другие определяют их как «выбор определенного курса действий из возможных вариантов», «выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения». В.С. Юкаева, считает, что «управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии».
Управленческое решение –это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня:
- включающий выработку и постановку цели;
- изучение проблемы на основе получаемой информации;
- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
- выбор и формулирование оптимального решения;
- принятие решения;
- конкретизацию решения для его исполнителей.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий:
- Подготовка решения;
- Принятия решения;
- Реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий:
- проводимых на основе многовариантных расчетов;
- производится отбор критериев выбора оптимального решения;
- выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.
Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятию на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления. Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создание нового математического аппарата и экономико-математических методов.
Существует множество разнообразных методов принятия решений:
Общие методы, групповые методы, методы воздействия на принятия решений и т.д. Их набор и комбинации во многом зависят от сложившейся проблемной ситуации, где необходимо не только искусство управления, но и знание общих принципов наработанных веками технологий, открытых наукой закономерностей.
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
- метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
- метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
- метод, основанный на научно-практическом подходе, предлагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быт целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление.
При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:
- обоснованность решения;
- оптимальность выбора;
- правомочность решения;
- краткость и ясность;
- конкретность во времени;
- адресность к исполнителям;
- оперативность выполнения.
1.3.Этапы процесса принятия управленческих решений
Подготовке, принятию и реализации решений как процессу управленческой деятельности свойственны определенные технологии: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения цели организации.