Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Эффективность как экономическое понятие).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
1.1.Эффективность как экономическое понятие
1.2.Процесс и методы принятия управленческих решений
1.3.Этапы процесса принятия управленческих решений
1.4.Реализация управленческих решений
1.5.Факторы эффективности реализации управленческих решений
ГЛАВА 2. Факторы, повлиявшие на принятие ряда решений по реорганизации деятельности ООО "ВЕГА-Тур"
2.1 Характеристика предприятия и сферы деятельности фирмы
Индустрия туризма и путешествий стимулирует предпринимательскую деятельность, в особенности - малого и среднего бизнеса, служит катализатором для инвестиций и формирует значительное число стабильных рабочих мест. В России приняты ряд законов и поправок, регламентирующих деятельность туристических фирм, но правовая база в этой отрасли еще не сформировалась окончательно, что также является спецификой рынка.
2.2. Анализ решений и выявление факторов его принятия
В январе 2007 года руководство предприятия приняло решение о самостоятельной разработке и комплектации туров, т.е. агентство будет не только реализовывать туры других операторов, но и продвигать свой уникальный продукт. Также были приняты решения о направлении одного сотрудника фирмы на обучение, и решение о привлечении новых сотрудников, компетентных в области разработки и адаптации туров. Новые туры планируются в виде экологического туризма по Алтайскому краю и Тянь-Шаню, и в Абхазии. Такой выбор географии туров связан с тем, что эти регионы находятся на территории РФ или недалеко от нее, что сокращает дорожные расходы. Вместе с тем, выбранные места достаточно популярны, обладают минимальным уровнем сервиса и представляют интерес как в познавательном, так и в рекреационном плане.
Как было сказано в предыдущей главе, рынок туристических услуг – высоко конкурентный рынок, поэтому решение о разработке собственных туров, что связано со значительными расходами на начальном этапе, может быть не самым удачным на данном этапе развития предприятия.
Для анализа процесса и разработки решения о расширении сферы деятельности ООО "ВЕГА-Тур", нами были изучены предоставленные документы, планы и отчеты, а также проведен ряд бесед с сотрудниками и руководителями предприятия. В результате были выявлены следующие моменты, которые могут быть охарактеризованы как факторы, оказавшие влияние на принятие решения.
1.Личностные факторы.
Позитивные:
-Готовность к переменам деятельности, энтузиазм как руководства, так и рядовых сотрудников;
Негативные:
-Субъективный подход к оценке возможностей, обязательств, доходов и расходов, выражающийся в переоценке возможных изменений в ближайшем будущем (основной мотив руководства: «мы тоже можем как все», а также жажда нового вида деятельности).
- Факты недостаточного внимания руководства (ЛПР) к проблемам деятельности персонала и финансовой отчетности.
2. Средовые факторы.
Позитивные:
- Повышающийся интерес россиян к туризму;
- Хорошо сработавшаяся команда;
- Наработанный круг постоянных клиентов, которые обращались в "ВЕГА-Тур" повторно.
Негативные:
- Высокий уровень конкуренции на рынке в сочетании со снижающейся относительной доходностью;
- Нереалистично агрессивные планы по повышению объема продаж и росту прибыльности, диктуемые московскими туроператорами;
- Угроза банкротства или закрытия бизнеса как альтернатива расширению;
- Возрастающая необходимость внешнего инвестирования.
Все вышеперечисленные аспекты, а также готовность сотрудников к возможным переменам, позволяют сделать вывод о том, что решение о расширении сферы деятельности ООО "ВЕГА-Тур" достаточно благоприятно, несмотря на ряд рисков и негативных факторов. Согласно приведенной в главе 1 классификации решений, данное решение является скорее интуитивным, коллективным (по процессу), комплексным, относится к стратегии дальнейшей деятельности предприятия. Решение принято в условиях риска и неопределенности (продукт еще не прошел адаптацию и проверку на рынке). Также решение имеет судьбоносный характер для данного предприятия: в случае невыполнения предприятие может прекратить свое существование.
Высокий уровень конкуренции при похожести предлагаемого потребителям продукта создает значительные трудности для укрепления положения фирмы на рынке, для закрепления бренда и наработки постоянных клиентов. За прошедшие 2 года с момента образования ООО "ВЕГА-Тур" сформировалась команда единомышленников, также был изучен рынок и выяснены основные предпочтения потребителей.
Поэтому у предприятия есть потенциал, который, вкупе с интересными новыми турами может привлечь инвесторов и решить вопрос финансирования. Но необходимо внимательно отнестись к кандидатам на заявленные вакансии, так как следует учитывать то, насколько они смогут влиться в уже сформированную команду. В следующей главе мы сформулируем несколько рекомендаций, которые могут способствовать более тщательному учету рисков и негативных факторов при дальнейших управленческих решениях ООО "ВЕГА-Тур".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в заключение курсовой работы, хотело подвести следующие итоги.
Основным средством успешной деятельности предприятия является эффективная система управления с соответствующим набором методов, средств и функций управления, которая обеспечивает формирование и реализацию варианта развития организации, позволяющего получить наилучшие в сложившейся ситуации конечные результаты и обеспечить достижение поставленной цели.
Процесс принятия решений является одним из важнейших элементов работы менеджера в любом ее аспекте: планировании, организации, управлении и контроле.
Безусловно, все руководители стремятся к тому, чтобы поступать рационально, находить верные решения, но на пути возникают препятствия, которые не всегда позволяют этого добиться. При принятии управленческого решения той или иной степени сложности, руководителю необходимо анализировать и принимать в расчет многочисленные факторы, оказывающие влияние как на сам процесс, так и на результат.
Мы рассмотрели две группы факторов: личностные и средовые. Среди них: ограниченность материальных и временных ресурсов, отсутствие столь необходимой релевантной информацией, сложность концентрации на одной проблеме, мнение большинства и пр. По оценкам Е. Моргунова, менеджер в современном бизнесе находится под давлением огромного количества факторов:
- усиление конкуренции;
- ограниченность времени;
- информационные потоки;
- увеличение цены ошибки;
- увеличение уровня неопределенности;
- изменение рынка;
- изменяющиеся потребности и ожидания потребителя;
- усложнение структуры бизнеса;
- усложнение операционной среды» и др.
Это внешние факторы, которые влияют на принятие решений менеджером. И, как правило, в организациях работает много людей с разными характерами, навыками, знаниями, амбициями (это внутренние факторы).
Люди влияют друг на друга, начиная от обмена мнениями по какой-либо проблеме и заканчивая прямым воздействием, которое осуществляется в силу должностных обязанностей руководителей разного ранга. Таким образом складывается совокупный эффект воздействий на каждого работника организации. Герберт Саймон с соавторами по этому поводу считает: «Выбор, который индивидуум совершит в той или иной ситуации, складывается из:
1). Его навыков, знаний, характера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненном опыте;
2). Из конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения. В большинстве случаев первое гораздо более важно для определения его поведения, чем второе.
В заключение можно отметить, что цель работы была достигнута, задачи выполнены. Раскрыто понятие управленческого решения и охарактеризованы современные типологии решений. Рассмотрен процесс принятия управленческого решения и выявлены этапы, на которые влияют различные факторы. Рассмотрены теоретические аспекты факторов, влияющих на процесс принятия решения. А также выявили позитивное или негативное влияние факторов на процесс управления в целом.