Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).(Сетевая розничная торговля в современных условиях. Основные тенденции развития).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сетевая розничная торговля в современных условиях. Основные тенденции развития.
Розничные торговые сети в России в настоящее время. Перспективы развития.
1.2 Организация коммерческой работы в розничных торговых сетях
2. Организационно-экономическая характеристика розничной торговой сети «БашМаг».
2.1 Организационная структура магазина. Правовой статус.
2.2 Анализ основных показателей работы магазина «БашМаг» за 2017-2018 гг.
3. Организация продаж непродовольственных товаров в магазине ООО «БашМаг»
3.1 Изучение покупательского спроса и использование полученных результатов в коммерческой работе
3.2 Формирование ассортимента в магазине
3.3 Организация поставки товаров в магазин
Введение
Понятие «коммерческая деятельность» или «предпринимательство» принято считать инициативной самостоятельной деятельностью граждан и их объединений, осуществляемой на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, которая направлена на получение прибыли.
Словосочетание «коммерческая деятельность» или «бизнес», слово, так часто используемое в обиходе, имеет отношение к торговому предприятию или производству продукта (полезной вещи) или оказанию какой-либо услуги (невещественного продукта).
Достижение экономического успеха и высоких темпов роста на предприятии во многом зависит от развития коммерческой деятельности. Она является основой инновационного и продуктивного характера экономики. Чтобы потенциальные результаты развития соответствовали фактическим, хозяйствующим субъектам необходимо иметь возможность проявлять свою инициативу и творческие способности в большей степени. Освоение инновационного экономического роста невозможно при ограничении свободы хозяйственной инициативы, так необходимой для мобильности всех производственных ресурсов. Смена устаревших производств на освоение новых перспективных обеспечивается коммерческой деятельностью. На основании вышеуказанного и определяется актуальность темы моей курсовой работы.
Можно выделить основные функции коммерческой деятельности, такие как установление взаимосвязи хозяйствующих объектов, создании механизмов координации и выработки определенных стратегий развития с помощью конкуренции и рынка.
Целью данной курсовой работы является обоснование совершенствования деятельности коммерческих организаций.
Определены задачи данной курсовой работы, заключенные в следующем:
- определить основные тенденции развития сетевой розничной торговли в современных условиях;
- провести анализ организационно-экономических характеристик на примере розничной торговой сети ООО «БашМаг»;
- проанализировать работу по организации и управлению продаж непродовольственных товаров, формированию ассортимента в соотношении с покупательским спросом, технологического процесса по завозу товаров в магазин «БашМаг;
- предложить мероприятия по улучшению осуществления коммерческой деятельности.
Объектом исследования данной курсовой работы является осуществление коммерческой деятельности.
Предметом исследования выступает магазин «БашМаг» (ООО).
Теоретической и методологической базой для написания данной курсовой работы послужили нормативные акты, работы российских авторов, различные учебники и учебные пособия по коммерческой деятельности.
1. Сетевая розничная торговля в современных условиях. Основные тенденции развития.
Розничные торговые сети в России в настоящее время. Перспективы развития.
Торговая деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».[1]
Вышеуказанный закон трактует понятие розничной торговли, как вида торговой деятельности, связанного с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Совокупность двух и более торговых объектов, принадлежащих на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.[2]
По данным официальной статистики, за 2018 год в Российской Федерации оборот розничной торговли в целом составлял 31579371,8 млн. рублей, что по соотношению к 2017 году больше на 1833836 млн. рублей.[3]
В 2018г. оборот розничной торговли на 94,2% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 5,8% (в 2017г. - 93,5% и 6,5% соответственно), в декабре 2018г. - 94,6% и 5,4% (в декабре 2017г. - 93,6% и 6,4% соответственно).
Таким образом, нельзя не отметить, что розничная торговля представляет собой достаточно интересную отрасль экономики, темпы роста которой отмечались и ранее, и, по сравнению с другими отраслями экономики, показывает достаточно высокий рост по сравнению за 2018 и 2017 годы.
Мы можем увидеть процентное соотношение экономики с другими секторами, в приведенной ниже таблице 1.
Таблица 1
Индексы роста отраслей экономики в 2018 г. по отношению к 2017 г.
Отрасль |
% |
Промышленность |
102,9 |
Сельское хозяйство |
99,2 |
Транспорт |
103,5 |
Связь |
103,9 |
Розничная торговля |
102,8 |
Быструю реакцию на динамику данной отрасли можно заметить у некоторых ритейлеров, торгующих одеждой. Одни, уже в высокие сезоны, начинают распродажи, другие, наоборот, расширяются, тем самым стараясь как можно больше рассредоточить торговые площадки по России, отдавая предпочтение городам-миллионникам. Например, финская сеть «Стокманн», закрыла в 2014 году около 20 из 36 магазинов, работающих под брендом Seppälä, в настоящее время, уже насчитывает около 9 универмагов в городах России, под брендом «Стокманн»[4]. В тоже время, торговый оператор Eroglu (Colin’s) решил не запускать в России новый формат Loft. Часть партнерских точек уже была закрыта к 2015 году.
Однако те, кто рассчитывает на существенное развитие, избирают другую тактику. Лидеры в своих сегментах, такие, как сеть супермаркетов и гипермаркетов «Лента»[5], аптеки «Ригла»[6], сеть детских товаров «Кораблик»[7] имеют долгосрочные цели по укреплению устойчивого финансового положения на рынке, укреплению роста в бизнесе, готовы занять места выбывающих слабых и неэффективных игроков.
Ради обеспечения устойчивоcти на рынке, ритейлеры ищут выходы на новые группы потребителей. Например, крупнейший обувной ритейлер «ЦентрОбувь»[8], первый пилотный магазин которого начал работу в 2014 году. На площади 155 кв. м были размещены товары низкого ценового сегмента в 60 категориях.
По мнению экспертов, сейчас растет рынок недорогой одежды для отдыха, так как люди с небольшим доходом стали активнее путешествовать, а дома уделяют больше внимания своему внешнему виду.
А сеть гипермаркетов мебели и товаров для дома "Home of furnishing" (Hoff)[9], имеющая магазины как в Москве, так и в других городах Российской Федерации, заметив, что доходы, а, соответственно, покупательная способность жителей регионов заметно ниже, чем у столичных жителей, изменила ассортиментную матрицу в региональных магазинах, расширив в нем присутствие более дешевой отечественной продукции.
Потенциальными платежеспособными игроками среднего уровня розничного рынка можно выделить магазины сети FMCG.
Буквы FMCG расшифровываются, как «fast moving consumer goods», что означает «быстро оборачиваемые потребительские товары». Другими словами, товары повседневного спроса. В основном, к таким товарам относятся продукты питания, сигареты, алкогольная продукция, некоторая бытовая химия и косметика, т.е. товары постоянного потребления. Изменения в сфере государственного регулирования розничной торговли FMCG в России регулирует Закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ"[10]. Быстрая оборачиваемость товарных запасов, широкий ассортимент товаров, постоянная потребность в товарах FMCG в ритейле требует эффективной дистрибьюции, такой, чтобы желание купить обеспечивалось максимальной доступностью. Например, продовольственная сеть магазинов «AB Маркет»[11], уникальный формат супермаркетов с доступными ценами и достаточно широким выбором товаров. Акцент в ассортименте сделан на группу «фреш». Смена концепции произошла и в сети супермаркетов «Перекрёсток», которая входит в X5 Retail Group[12]. И опять речь идёт об увеличении доли «фреш» в ассортименте магазинов сети. Целевая аудитория новых форматов обеих сетей – покупатели среднего класса.
По итогам 2018 года оборот FMCG-товаров современной торговли составил 75%, товаров традиционной торговли — 25%.
Для увеличения продаж в условиях стагнации, эксперты по маркетингу и рекламе советуют ритейлерам привлекать покупателей не только расширением объема и разнообразия ассортимента продукции, но и самим подходом к организации процесса покупки. Иначе говоря, сделать процесс приятным, увлекательным, что заставит воздействовать на эмоциональную сторону покупателя и вызовет желание вернуться в этот магазин снова и снова.
Например, таковой является концепция датской ювелирной сети «Пандора»[13]. Покупка заключена в том, что покупатель сам собирает для себя уникальное украшение из элементов, представленных в магазине. В основном – это браслеты. Подобрав основу для браслета, покупатель может добавить к нему постепенно от одного до двадцати элементов, выполненных из золота, серебра, полудрагоценных камней, муранского стекла. Продукция «Пандоры» представлена в среднем, высоком и премиум ценовых сегментах. В России открыто около 257 магазинов сети. Сеть стремительно развивается, открывая в год по 30-40 магазинов в разных регионах страны. Высоко оценена была такая концепция бизнеса Сбербанком, который выкупил у ЗАО «ПанКлуб», осуществляющую франшизу «Пандоры», треть акций за 13,6 млрд. рублей, что по мнению аналитиков является очень хорошей ценой.
Несмотря на жесткую конкуренцию, часть лидеров российского рынка торговых сетей в секторе FMCG, входящих в ТОР-10 по версии рейтинга ИД Retailer[14] top-200, таких как «Магнит», X5Retail Group, Ашан, Metro С&C, Дикси, Лента, О’Кей продолжают расти быстрее рынка, хотя и замедляют свой рост, и даже те, кто сильно потерял в темпах, заявляют о намерении активно развиваться в перспективе. Ниже, в таблице 2, приведены данные по выручке крупнейших игроков рынка FMCG, за 2018 год:
Таблица 2
Наименование компании |
Бренд |
Стандарт отчетности |
Выручка, млн.руб. |
Магнит, ОАО |
Магнит, Магнит- Косметик |
МСФО |
432,53 |
X5 Retail Group |
Карусель, Пятерочка, Перекресток |
МСФО |
404,49 |
Auchan Group |
Ашан, Ашан-Сити, Радуга, Ашан-сад, Атак |
РСБУ |
420,43 |
Metro Group |
METRO Cash&Carry |
МСФО |
325,24 |
ГК ДИКСИ |
Дикси, Виктория, Квартал, Мегамарт |
МСФО |
180,5 |
В сложившемся контексте развития ритейла в розничной сетевой торговле FMCG обозначилось несколько возможных направлений преодоления неблагоприятной социально-экономической ситуации.
Федеральные сети продолжают осваивать небольшие города. Например, X5 Retail Group освоено на 18,0% больше торговых площадей, т.е. до 6,5 млн.кв.м. торговой площади расширено в целом за 2018 год. Увеличение числа магазинов на 19,1%. Рост количества покупок на 18,9% до уровня более 4,6 млрд. Конечно, площадь магазина и, соответственно, разнообразие и ассортимент зависит от величины города. Интерес к открытию гипермаркетов в небольших городах Российской Федерации проявило и руководство Auchan Holding. Гипермаркет АШАН Сити Вологда стал 315-м магазином компании в России[15]. Компания начала открывать гипермаркеты в городах с населением до 100 тыс. человек, чего не делала ранее. Например, в городах Московской области, таких, как Пушкино, Мытищи, Красноармейск и т.п.
Любая компания, на определенном этапе своего развития, в условиях постоянно растущей конкуренции, приходит к необходимости расширения географии своего бизнеса. Зачастую, именно благодаря выходу на новые рынки, удается сохранить прибыльность компании, а значит получить возможность дальнейшего развития на конкурентном рынке.