Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Эффективность как экономическое понятие).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
1.1.Эффективность как экономическое понятие
1.2.Процесс и методы принятия управленческих решений
1.3.Этапы процесса принятия управленческих решений
1.4.Реализация управленческих решений
1.5.Факторы эффективности реализации управленческих решений
ГЛАВА 2. Факторы, повлиявшие на принятие ряда решений по реорганизации деятельности ООО "ВЕГА-Тур"
2.1 Характеристика предприятия и сферы деятельности фирмы
В повседневной деятельности предприятий процесс принятия решений может быть осуществлен:
- по инициативе аналитических служб предприятия, которые на основе: анализа информации, поступающей от системы, сканирования (обследования)внешней и внутренней среды (слабые сигналы угрозы кризисного состояния); информации, полученной от системы оперативного, стратегического контроллинга и учета риска; оперативной оценки и анализа финансового состояния предприятия могут прийти к выводу об угрозе кризиса, несостоятельности стратегии и необходимости изменении миссии;
- согласно решениям, поступающим от вышестоящих руководителей;
- на основе решений руководителей данного уровня управления.
Процесс принятия решения в технологическом аспекте можно представить как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи.
1.4.Реализация управленческих решений
Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.
Для успешной реализации решения, прежде всего, необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, оказывать в случае необходимости помощь и вносить определенные коррективы.
Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с плановыми.
Не следует забывать, что решения всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже превратиться в свою противоположность – не способствовать решению проблемы, а обострять ее. В связи с этим основная задача контроля – своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятии нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.
Проблема контроля управленческих решений весьма актуальна, особенно для крупных бюрократических организаций. Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они останутся в «недрах делопроизводства» и не дадут ожидаемого эффекта.
1.5.Факторы эффективности реализации управленческих решений
В профессиональной управленческой деятельности можно выделить два основных уровня. Первый уровень – уровень решения управленческих задач. В него входят подуровни:
- Успешная реализация конкретного управленческого решения;
- Успешная реализация типового управленческого решения;
- Успешная реализация типового управленческого решения с самокоррекцией своих действий;
- Успешная реализация типового управленческого с его тактической коррекцией.
Второй уровень: уровень решения управленческих проблем. В него входят подуровни:
- Участие в решении управленческих проблем, поставленных и снятых другими;
- Самостоятельная постановка и снятие проблем.
- Полная рефлексивная самоорганизация.
Способность к рефлексии как специальному типу анализу своей деятельности лежит в основании профессионализма управленца. Эта способность, как отмечалось, универсальна относительно конкретной управленческой деятельности и не зависит от типа реальных управленческих процедур.
Анализ наиболее типичных и часто повторяющихся причин и условий успешной реализации решений позволяет определить три важных момента:
интерес к результату, интерес к процессу (определение уровня затрат для достижения)и наличие (отсутствие) контроля за реализацией решения. Первые два момента носят субъективный характер и находятся в мотивационной сфере, тогда как третий момент – есть объективная причина реализации/не реализации. Основным условием действенности побуждений, а значит и успешной реализации, является оптимальное соотношение ряда взаимодополняющих моментов мотивационной структуры личности: соответствие значимости побуждений типа целей (содержательная сторона) и побуждений типа потребности в процессе деятельности (динамическая сторона).
При принятии решения по реализации поставленной задачи основополагающими факторами являются учет и соотнесение результата и последствий выполняемого решения с функциональными затратами на его реализацию (а именно временными, материальными, нервно-психическими).
Успешная реализация управленческого возможна в тех случаях, где наблюдается превышение значимости получаемого результата и последствий ситуации над значимостью требуемых функциональных затрат.
ГЛАВА 2. Факторы, повлиявшие на принятие ряда решений по реорганизации деятельности ООО "ВЕГА-Тур"
2.1 Характеристика предприятия и сферы деятельности фирмы
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Туристическое агенство "ВЕГА-Тур" было учреждено в 2004 году на основании решения Участников (2 учредителей). Форма собственности – частная. Первоначально являлось семейным бизнесом. Штат сотрудников – 7 человек.
ООО "ВЕГА-Тур" – предприятие, организующее активный отдых, туристические поездки для частных лиц и организаций. Фирма оказывает следующие виды услуг:
- услуги по организации краеведческих экскурсий;
- реализация путевок в здравницы и дома отдыха России и Урала;
- реализует туры по ближнему и дальнему зарубежью, являясь представителем московских и новосибирского туроператоров.
Практикуется гибкая система скидок (при втором обращении 3% с путевки, при третьем 5% при последующих 7%); выдача каждому клиенту при получении путевки рекламной продукции (календарей, пакетов, постеров, ручек и т.п.); еженедельно проводится компьютерная лотерея среди базы данных клиентов с вручением победителю дополнительных призов.
SWOT-анализ ООО "ВЕГА-Тур".
Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями развития бизнеса и на них должна строиться стратегия предприятия. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Г.Я. Гольдштейн утверждает, что "особое значение при SWOT-анализе имеет идентификация отличительных преимуществ компании".
Потенциальные внутренние сильные стороны (S):
· Хорошее понимание потребителей, их ожиданий и претензий.
· Сработавшаяся команда.
Потенциальные внутренние слабости (W):
· Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации.
· Слабый контроль внутри организации.
· Излишняя амбициозность руководства.
· Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):
· Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей.
· Расширение диапазона предлагаемых продуктов за счет разработанных организацией туров.
· Привлечение инвесторов.
Потенциальные внешние угрозы (Т):
· Активность конкурентов.
· Увеличение требований туроператоров.
· Возможность изменений в законодательстве в сторону ужесточения норм и условий оказания туристических услуг.
По результатам анализа можно сделать некоторые выводы о наличной стратегии компании и о перспективах развития. Очевидно, что сильные стороны вполне могут обеспечить стабильное положение на рынке, но этому мешает дефицит финансов, отсутствие четкой стратегии и внешние угрозы. Ситуация на рынке может характеризоваться как нейтральная: активные конкуренты, возможность разработки и реализации новых туров, работа в различных сегментах рынка.
Хотя бизнес неустойчив к внешним колебаниям рынка и продукции конкурентов, при условии успешной стратегии и разработки и продвижении собственного продукта на рынок, можно прогнозировать улучшение ситуации, возможно за счет ресурса самого предприятия, без дополнительного инвестирования.
Для анализа факторов, повлиявших на решение, необходимо охарактеризовать рынок и специфику туристических услуг в России.
Туристический бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей по следующим причинам:
- небольшие стартовые инвестиции;
- растущий спрос на туристические услуги;
- высокий уровень рентабельности;
- минимальный срок окупаемости затрат.
Туризм целесообразно классифицировать по географическому признаку, цели поездки, способу передвижения, средствам размещения туристов и т. п. Основные виды туризма следующие:
- Туризм внутренний. Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы.
2) Международный туризм.
3) Рекреационный туризм - туризм с целью отдыха. Поездки с целью отдыха отличаются большим разнообразием и могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали и т. д.), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальные, художественное творчество, этнические походы, связанные с изучением национальной культуры страны пребывания, и т.п.).
4) Оздоровительный туризм. Этот вид туризма носит сугубо личный, индивидуальный характер. Обычная продолжительность тура на лечение 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение и т.п.
5) Познавательный туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора.
6) Профессионально-деловой туризм. К данному виду туризма относятся поездки с деловыми целями.
7) Шоп-туры. Этот вид туризма характерен для России. Целью поездок за границу является приобретение товаров народного потребления для их последующей реализации.
В России туризм - развивающаяся отрасль, и влияние туристической индустрии на экономику страны пока незначительно. Туристические предприятия делятся на две категории: туроператоры и турагенты. Организация или гражданин - предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, относится к туроператорам. Организация или гражданин - предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации турпродукта, относится к турагентам. Отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации туристического продукта, еще и формируют этот продукт.
А турагенство - это фирма-посредник между туроператором и клиентом. Работа в качестве агента без организации собственных туров целесообразна лишь на начальном этапе деятельности турфирмы. По мере расширения сферы работ турфирмам экономически выгоднее одновременно заниматься агентской и операторской деятельностью.
В настоящее время в России сформировались четыре группы туристических фирм по виду и формам предоставляемых услуг.
1.Фирмы с минимальным набором услуг, где предлагается клиентам несколько постоянных маршрутов без достаточного выбора.
2.Фирмы достаточного выбора, где предлагается клиенту 10-15 маршрутов.
3. Фирмы полного выбора, критерием которых является девиз: "Куда угодно и когда угодно!".
4.Фирмы экзотических маршрутов, предлагающих клиентам необычные путешествия и экскурсии.
Рынок туристических услуг является высоко конкурентным, так как имеет низкий входной барьер. Тем не менее, основную долю рынка контролируют несколько крупных туроператоров, активно сотрудничающих с иностранными фирмами. Эти компании организуют сеть агенств на территории России и стран СНГ. Наряду с гигантами есть сотни небольших компаний, которые предлагают и свои туры, и реализуют путевки и туры крупных игроков. Благодаря этому потребитель действительно может получить тот продукт, который ему необходим.