Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Эффективность как экономическое понятие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В повседневной деятельности предприятий процесс принятия решений может быть осуществлен:

  1. по инициативе аналитических служб предприятия, которые на основе: анализа информации, поступающей от системы, сканирования (обследования)внешней и внутренней среды (слабые сигналы угрозы кризисного состояния); информации, полученной от системы оперативного, стратегического контроллинга и учета риска; оперативной оценки и анализа финансового состояния предприятия могут прийти к выводу об угрозе кризиса, несостоятельности стратегии и необходимости изменении миссии;
  2. согласно решениям, поступающим от вышестоящих руководителей;
  3. на основе решений руководителей данного уровня управления.

Процесс принятия решения в технологическом аспекте можно представить как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи.

1.4.Реализация управленческих решений

Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.

Для успешной реализации решения, прежде всего, необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, оказывать в случае необходимости помощь и вносить определенные коррективы.

Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с плановыми.

Не следует забывать, что решения всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать давать эффект и даже превратиться в свою противоположность – не способствовать решению проблемы, а обострять ее. В связи с этим основная задача контроля – своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или принятии нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.


Проблема контроля управленческих решений весьма актуальна, особенно для крупных бюрократических организаций. Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они останутся в «недрах делопроизводства» и не дадут ожидаемого эффекта.

1.5.Факторы эффективности реализации управленческих решений

В профессиональной управленческой деятельности можно выделить два основных уровня. Первый уровень – уровень решения управленческих задач. В него входят подуровни:

  • Успешная реализация конкретного управленческого решения;
  • Успешная реализация типового управленческого решения;
  • Успешная реализация типового управленческого решения с самокоррекцией своих действий;
  • Успешная реализация типового управленческого с его тактической коррекцией.

Второй уровень: уровень решения управленческих проблем. В него входят подуровни:

  • Участие в решении управленческих проблем, поставленных и снятых другими;
  • Самостоятельная постановка и снятие проблем.
  • Полная рефлексивная самоорганизация.

Способность к рефлексии как специальному типу анализу своей деятельности лежит в основании профессионализма управленца. Эта способность, как отмечалось, универсальна относительно конкретной управленческой деятельности и не зависит от типа реальных управленческих процедур.

Анализ наиболее типичных и часто повторяющихся причин и условий успешной реализации решений позволяет определить три важных момента:

интерес к результату, интерес к процессу (определение уровня затрат для достижения)и наличие (отсутствие) контроля за реализацией решения. Первые два момента носят субъективный характер и находятся в мотивационной сфере, тогда как третий момент – есть объективная причина реализации/не реализации. Основным условием действенности побуждений, а значит и успешной реализации, является оптимальное соотношение ряда взаимодополняющих моментов мотивационной структуры личности: соответствие значимости побуждений типа целей (содержательная сторона) и побуждений типа потребности в процессе деятельности (динамическая сторона).

При принятии решения по реализации поставленной задачи основополагающими факторами являются учет и соотнесение результата и последствий выполняемого решения с функциональными затратами на его реализацию (а именно временными, материальными, нервно-психическими).


Успешная реализация управленческого возможна в тех случаях, где наблюдается превышение значимости получаемого результата и последствий ситуации над значимостью требуемых функциональных затрат.

ГЛАВА 2. Факторы, повлиявшие на принятие ряда решений по реорганизации деятельности ООО "ВЕГА-Тур"

2.1 Характеристика предприятия и сферы деятельности фирмы

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Туристическое агенство "ВЕГА-Тур" было учреждено в 2004 году на основании решения Участников (2 учредителей). Форма собственности – частная.  Первоначально являлось семейным бизнесом. Штат сотрудников – 7 человек.
ООО "ВЕГА-Тур" – предприятие, организующее активный отдых, туристические поездки для частных лиц и организаций. Фирма оказывает следующие виды услуг:

- услуги по организации краеведческих экскурсий;

- реализация путевок в здравницы и дома отдыха России и Урала;

- реализует туры по ближнему и дальнему зарубежью, являясь представителем московских и новосибирского туроператоров.

Практикуется  гибкая система скидок (при втором обращении 3% с путевки, при третьем 5% при последующих 7%); выдача каждому клиенту при получении путевки рекламной продукции (календарей, пакетов, постеров, ручек и т.п.); еженедельно проводится компьютерная лотерея среди базы данных клиентов с вручением победителю дополнительных призов.
SWOT-анализ ООО "ВЕГА-Тур".

Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями развития бизнеса и на них должна строиться стратегия предприятия. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Г.Я. Гольдштейн утверждает, что "особое значение при SWOT-анализе имеет идентификация отличительных преимуществ компании".

Потенциальные внутренние сильные стороны (S):

· Хорошее понимание потребителей, их ожиданий и претензий.

· Сработавшаяся команда.

Потенциальные внутренние слабости (W):


· Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации.

· Слабый контроль внутри организации.

· Излишняя амбициозность руководства.

· Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

· Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей.

· Расширение диапазона предлагаемых продуктов за счет разработанных организацией туров.

· Привлечение инвесторов.

Потенциальные внешние угрозы (Т):

· Активность конкурентов.

· Увеличение требований туроператоров.

· Возможность изменений в законодательстве в сторону ужесточения норм и условий оказания туристических услуг.

По результатам анализа можно сделать некоторые выводы о наличной стратегии компании и о перспективах развития. Очевидно, что сильные стороны вполне могут обеспечить стабильное положение на рынке, но этому мешает дефицит финансов, отсутствие четкой стратегии и внешние угрозы. Ситуация на рынке может характеризоваться как нейтральная: активные конкуренты, возможность разработки и реализации новых туров, работа в различных сегментах рынка.

Хотя бизнес неустойчив к внешним колебаниям рынка и продукции конкурентов, при условии успешной стратегии и разработки и продвижении собственного продукта на рынок, можно прогнозировать улучшение ситуации, возможно за счет ресурса самого предприятия, без дополнительного инвестирования.

Для анализа факторов, повлиявших на решение, необходимо охарактеризовать рынок и специфику туристических услуг в России.

Туристический бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей по следующим причинам:

- небольшие стартовые инвестиции;

- растущий спрос на туристические услуги;

- высокий уровень рентабельности;

- минимальный срок окупаемости затрат.

Туризм целесообразно классифицировать по географическому признаку, цели поездки, способу передвижения, средствам размещения туристов и т. п. Основные виды туризма следующие:

  1. Туризм внутренний. Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы.

2) Международный туризм.

3) Рекреационный туризм - туризм с целью отдыха. Поездки с целью отдыха отличаются большим разнообразием и могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали и т. д.), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальные, художественное творчество, этнические походы, связанные с изучением национальной культуры страны пребывания, и т.п.).


4) Оздоровительный туризм. Этот вид туризма носит сугубо личный, индивидуальный характер. Обычная продолжительность тура на лечение 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение и т.п.

5) Познавательный туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора.

6) Профессионально-деловой туризм. К данному виду туризма относятся поездки с деловыми целями.

7) Шоп-туры. Этот вид туризма характерен для России. Целью поездок за границу является приобретение товаров народного потребления для их последующей реализации.

В России туризм - развивающаяся отрасль, и влияние туристической индустрии на экономику страны пока незначительно. Туристические предприятия делятся на две категории: туроператоры и турагенты. Организация или гражданин - предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, относится к туроператорам. Организация или гражданин - предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации турпродукта, относится к турагентам. Отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации туристического продукта, еще и формируют этот продукт.

А турагенство - это фирма-посредник между туроператором и клиентом. Работа в качестве агента без организации собственных туров целесообразна лишь на начальном этапе деятельности турфирмы. По мере расширения сферы работ турфирмам экономически выгоднее одновременно заниматься агентской и операторской деятельностью.

В настоящее время в России сформировались четыре группы туристических фирм по виду и формам предоставляемых услуг.

1.Фирмы с минимальным набором услуг, где предлагается клиентам несколько постоянных маршрутов без достаточного выбора.

2.Фирмы достаточного выбора, где предлагается клиенту 10-15 маршрутов.

3. Фирмы полного выбора, критерием которых является девиз: "Куда угодно и когда угодно!".

4.Фирмы экзотических маршрутов, предлагающих клиентам необычные путешествия и экскурсии.

Рынок туристических услуг является высоко конкурентным, так как имеет низкий входной барьер. Тем не менее, основную долю рынка контролируют несколько крупных туроператоров, активно сотрудничающих с иностранными фирмами. Эти компании организуют сеть агенств на территории России и стран СНГ. Наряду с гигантами есть сотни небольших компаний, которые предлагают и свои туры, и реализуют путевки и туры крупных игроков. Благодаря этому потребитель действительно может получить тот продукт, который ему необходим.