Файл: Индивидуалный проект название проекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет - время великого княжения Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) и первые годы княжения его преемника - Василия III Ивановича (1505-1533 гг.). Исключительным по значимости событием этого этапа стало свержение ордынского ига в 1480 г. Освобождение Руси способствовало тому, что тенденции объединения с Москвой стали решающими.

Самым крупным препятствием на пути этого процесса было существование самостоятельной Новгородской феодальной республики. В ходе борьбы, московское великокняжеские власти взяли верх над Новгородом.

В 1485г. Тверь после недолгого (двухдневного) сопротивления сдалась Московскому войску. Вятская земля, важная в промысловом отношении была присоединена в 1489г. С вхождением северных владений Новгорода и Вятской земли в состав Российского государства вошли и нерусские народы Севера и Северо-Востока. Это явление не было новым в государственном развитии русских земель потому что с давних времен русские княжества включали нерусские народы, жившие в междуречье Оки и Волги

В 1483-1485 гг. произошли крупные народные волнения в Пскове. Московская великокняжеская власть использовала это, чтобы склонить на свою сторону массу псковского населения и ослабить позиции знати. В 1510 г. бывшая самостоятельной после отделения от Новгорода в 1348 г. Псковская республика прекратила свое существование..

В 1514 г. в результате войны с Литвой, в состав Московского великого княжества вошел старинный русский город Смоленск. Наконец, в 1521г, перестало существовать давно уже находившееся в фактическом подчинении Москвы Рязанское княжество.

Окончательная точка в длительном процессе объединения северо-западных и северо-восточных русских земель в едином Российском государстве была поставлена Василием III. Объединение русских земель было в основном завершено. Образовалась огромная держава, самая крупная в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность.7

Из трех этапов образования централизованного государства можно сделать вывод, что централизация земель происходила в ходе войн. Не одно объединение не прошло мирным путем. Русский народ воевал против своего же народа.
2.2. Причины принятия христианства на Руси.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.

Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна.


В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был населен многочисленными берегинями,

Волхвы. Нет точных данных о языческих жрецах. Некоторые историки (Р.Скрынников), считают,что у Восточных славян не было ни жрецов , ни храмов; но были, упоминающиеся в летописях волхвы, боровшиеся в ХI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского капь - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян. русалками, лешими и пр.

В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

Христианство начало проникать на Русь в IX в. Некото­рые ученые предполагают, что христианином был еще ки­евский князь Аскольд, убитый Олегом в 882 г. Христиане составляли часть дружины князя Игоря. Распространению христианства способствовала княгиня Ольга. Однако Вла­димир боролся за Киев при поддержке язычников. Поэтому первоначально он стремился усилить позиции языческих культов, одновременно пытаясь приспособить их для нужд единого государства. В 980 г. Владимир повелел поставить в Киеве идолов шести языческих богов во главе с богом гро­ма и молнии Перуном, который считался покровителем кня­зей и дружинников. Однако введенный им

пантеон не мог стать обязательным для всех земель Древнерусского госу­дарства, в разных частях которого продолжали поклоняться своим богам.

Стремясь укрепить единство Руси, Владимир пришел к мысли о принятии монотеистической религии. Как пове­ствует летопись, он выслушал проповедников ислама, иуда­изма, западного (римского) и восточного (византийского) хри­стианства и остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения. Правда, некото­рые историки отмечают, что христианство (тогда еще не раз­деленное окончательно на католичество и православие) про­никало на Русь не только из Константинополя, но и из госу­дарств южных и западных славян, а возможно, и из других мест.

В «Повести временных лет» в связи с крещением Руси со­держится рассказ о походе Владимира на византийский го­род Корсунь (Херсонес) в Крыму. Этот поход стал ответом киевского князя на нарушение империей условий договора: князь помог двум правившим тогда императорам справиться с мятежом, а те отказались, как обещали, дать в жены Вла­димиру свою сестру Анну. В 988 г. после длительной осады Владимир взял Корсунь при поддержке своих сторонников внутри города. За возвращение Корсуни империи он предло­жил выполнить условия прежнего договора. Ранее в Визан­тии не было случая брака с иностранцем принцессы, родив­шейся от императора в период его нахождения на троне. Од­нако византийцы были вынуждены отправить Анну в Кор­сунь, потребовав, в свою очередь, крещения жениха.

Владимир крестился сам и крестил дружину. Вернувшись в Киев, он приказал креститься всем жителям города. Затем началось крещение других городов и сельской местности. В ряде мест, например в Новгороде, введение новой религии вызвало восстание.

Первоначально христианизация Руси носила во многом формальный характер. Внешнее следование церковным об­рядам сопровождалось тайным или даже открытым исполне­нием обрядов языческих (двоеверие). Но позже православие, включив в себя многие черты язычества, стало одной из основ жизни русского общества.

Введение монотеистической религии способствовало укреп­лению государственной власти (один Бог на небе — один го­сударь на земле).

Зарождение и развитие неравенства, разделение населения на богатых и бедных, на правящих и управляемых, на раз­ные социальные группы требовало своего обоснования. Идеи христианства о том, что богатство и бедность, счастье и не­счастье исходят от Бога, способствовали частичному прими­рению недовольных с изменившимися условиями жизни.


Христианство давало людям надежду на блаженство после смерти в случае праведной жизни на земле. Также оно при­вивало важные нравственные нормы: гуманное отношение ко всем людям, особенно к женщинам и детям, слабым и убо­гим, учило человечности. Все это способствовало сглажива­нию конфликтов в обществе и тем самым ускоряло его раз­витие.

Русская православная церковь. С крещением на Русь при­шла церковная организация. Ее первоначальная история ма­лоизвестна. Первые летописи ничего не сообщают о главе Русской церкви при князе Владимире и сразу после него. Предполагается, что в роли такого главы выступал священ­ник церкви Успения Богородицы в Киеве. Этот первый на Руси каменный храм был заложен Владимиром. Он получил название Десятинная церковь, поскольку князь распорядил­ся давать для его содержания десятую часть своих доходов.

Лишь в 1037 г. в Киеве появился первый митрополит всея Руси, присланный патриархом Константинополя. Ми­трополиту подчинялись епископы, а тем — приходские свя­щенники.

Важную роль стали играть монастыри. Самым извест­ным из них был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в. монахом Антонием. Монастыри превратились в центры распространения грамотности, при них, как и при крупных храмах, создавались летописи, открывались боль­ницы, богадельни. Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство. Многие из них постепенно превратились в круп­ных собственников земель.

С крещением связано развитие просвещения и культуры Руси. При князе Владимире в Киеве открылись первые шко­лы. Все шире распространялась письменность, созданная для славян в IX в. просветителями Кириллом и Мефодием. Вместе с тем крещение вело к уничтожению многих памят­ников культуры времен язычества.

Крещение способствовало повышению международного ав­торитета Руси в ее отношениях с другими христианскими стра­нами. Укрепились связи между Русью и Византией — самым развитым государством христианского мира тех времен.

Главное значение крещения Руси состояло в появлении идеологии, соответствующей новому состоянию общества.

Заключение

Первые достаточно скудные сведения о происхождении восточных славян содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.


Византийские историки VI в. Отмечали о могуществе славян, которые окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв..а также данные о восточнославянских племенах мы находим в Повести временных лет (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров. 

С VI в. началось быстрое расселение славян по Европе. Они двигались по трем направлениям: на юг — на Балканский полуостров, на запад — в междуречье Одера и Эльбы и вверх по течению Дуная, на восток и север — по Восточноевропей­ской равнине. Формируются три ветви славян:южная, за­падная и восточная.

В VII — VIII вв. восточные славяне заселили территорию от Карпатских гор на западе до Днепра и верховьев Дона на востоке, от побережья Черного моря между устьями Дуная и Днепра на юге и до озера Ильмень на севере.

Одной из первых причин образования Русского централизованного государства является усиление экономических связей между русскими землями. Этот процесс был вызван общим экономическим развитием страны. В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.

В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается.

Все выше указанное требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства. В этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники.8

Другой предпосылкой, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эту задачу могло решить только мощно централизованное государство, способным выполнять главную функцию эксплуататорского государства подавление сопротивления эксплуатируемых масс.