Файл: Биология как одна из теоретических основ медицины, ее задачи, объект и методы исследования. Разделы дисциплины биологии и их значение для деятельности врача.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНТРОПОЛОГИЯ


  1. Антропология, разделы и ее значение для медицины. Теории антропогенеза. Место человека в системе животного мира.

Антропология - наука о про­исхождении и эволюции физической организации человека и его рас,

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от био­логических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

Предметом антропологии являются вариации биологического типа человека во времени (эволюция) и в пространстве (расоведение и морфология).

Разделы антропологии:

1. Морфология - изучает вопросы, связанные:

а) с индивидуальной изменчивостью физического типа;

б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старения включительно;

в) с явлениями полового диморфизма;

г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

В основе изучения морфологии лежат такие дисциплины как анатомия, эм­бриология, гистология и др.

Раздел морфологии состоит из:

мерологии (греч. «мерос» - часть), изучающей вариации отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь;

соматологии (греч. «сома» — тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т.е. закономерности вариаций роста, массы, окружности гру­ди, пропорций и т.д.

2. Антропогенез — раздел, изучающий процессы эволюционного формирования физического типа человека. В этом разделе рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение ус­ловий и причин становления человека современного вида. Необходимыми
вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: геология, археология, психология, физиология ВНД, палеонтология;

Раздел антропогенеза включает:

Приматоведение (изучение современных и ископаемых обезьян и полу­обезьян);

эволюцию человека;

палеонтологию (изучение ископаемых форм человека).

Таким образом, данный раздел изучает процесс происхождения человека и его становление как биологического вида в рамках социогенеза - становления общества.

3. Расогенез (расоведение или этническая антропология) - изучает классифика­цию рас, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли, причины расообразования. Данный раздел опирается на данные генетики, биометрии, археологии, этнографии, языковедения, исто­рии.

ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ Медицинская антропология изучает изменчивость организма и личности в норме и патологии, факторы благополучия и риска, предболезнь, изменчивость этиологии и патогенеза заболеваний в связи с конституциональными, генетиче­скими, экологическими и социальными факторами. Идеи антропологии всегда на­ходили применение в медицине. Уже Гиппократ выделял сухую, влажную, вялую, упругую конституции, рекомендуя принимать их во внимание при лечении болез­ней. Гален ввел понятие о габитусе — совокупности особенностей внешнего строения тела. Учение о габитусе как о признаках предрасположенности к заболе­ваниям сложилось к XVII — XVIII веку. Однако полное слияние антропологии и медицины относится к концу XIX - началу XX века. Выделение медицинской ан­тропологии получило официальное признание в 1968 году на Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в г.Токио. Медицинская антропология включает гуманитарное и естественнонаучное направления.

Предметом гуманитарного направления является проблема «тела, нормы, па­тологии, здоровья, болезнь и лечение в различных этнических, исторических, со­циальных и культурных обществах».

Теоретическим стержнем естественнонаучного направления является учение о конституции человека как совокупности свойств организма, определяющих его реактивность и особенности индивидуального развития. Естественнонаучное направление включает:

анатомическую антропологию,



физиологическую антропологию,

биохимическую антропологию,

психологическую антропологию.

Направления:

Биомедицинская антропология - основа профилактической медицины, изу­

чающая изменчивость в пределах нормы, факторы благополучия и риска.

Клиническая антропология - основа клинической медицины, изучающая

изменчивость этиологии и патогенеза в связи с изменчивостью консти­туциональных факторов. Главным является связь конституции и болез­ней.

Систематическое положение человека Согласно современной систематике, человек как биологический вид относится к

Надцарству - Эукариоты

Царству - Животные

Подцарству - Многоклеточные

Типу - Хордовые

Подтипу — Позвоночные

Классу - Млекопитающие

Подклассу - Плацентарные

Отряду - Приматы

Подотряду - Узконосые обезьяны

Надсемейство - Человекообразные обезьяны или гоминоиды (Hominoidea)

Семейству - Гоминиды (Hominidae)

Подсемейству - Гоминины (Homininae)

Роду - Люди (Homo)

Виду - Человек разумный (Homo sapiens)

Подвид - Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)


    1. Движущие силы антропогенеза. Биосоциальная природа человека: соотношение биологических и социальных факторов на разных этапах эволюции человека (возрастание роли социальных эволюционных факторов (передача накопленных знаний, технологий, традиций) и ослабление биологических (движущего и дизруптивного отборов, изоляции, популяционных волн)). Биологическая и социальная программы.

Появление человека - огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих дай всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претерпевает изменения, растет, стареет, умирает. Поэтому тело человека, чело­веческий организм - область изучения биологических наук. Однако человеческий организм - это еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изоли­рованный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьет­ся. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в обществе. Социальная среда, в которой находятся люди, налагает на них такой большой отпечаток, что человека невозможно изучать с позиций только биологи­ческих наук. У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями - преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию речи и письменности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.


Таким образом, человек - биосоциальное существо, основными факторами эволюции которого являются:

S Биологические - наследственная изменчивость, борьба за существование и ес­тественный отбор.

S Социальные - общественный образ жизни, труд, речь, мышление и т.д. Уменьшение площади лесов вынудило предков человека перейти к наземному образу жизни и способствовало развитию прямохождения. Это содействовало по­степенному высвобождению передних конечностей от функции передвижения. В последующем руки совершенствовались, приобретали способность к разнообраз­ным движениям и начали использоваться для удержания предметов и совершения бросков, а затем и для изготовления простейших орудий труда. Дальнейшее совершенствование руки происходило под влиянием трудовой деятельности и В результате естественного отбора («Рука — это не только орган труда, но и продукт труда»). Самые примитивные орудия труда уменьшали зави­симость человека от окружающей природы.

Таким образом, наземный образ жизни - освобождение передних конечностей - совершенствование руки происходило под влиянием трудовой деятельности. Выживание предков человека в условиях жесткой конкуренции требовало объединения особей. Стадный образ жизни, при котором слабость одной особи компенсировалась усилиями совместно обороняющегося стада, а опыт, приобре­тенный индивидуумом, быстро становился достоянием других членов стада. Вы­сокий уровень развития мозга и психики, использование различных предметов в качестве орудий для охоты и защиты от врагов стали главнейшими предпосылка­ми очеловечивания, основой для развития мышления и трудовой деятельности

Стадный образ жизни, трудовая деятельность, совместная охота и защита от врагов потребовали согласованных действий. Возникла необходимость общения. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной из­менчивости и естественного отбора постепенно преобразовались и органы (.,, раздельной речи человека. Время появления языка и речи у человека или его предков может быть иьт-> но лишь приблизительно только на основании косвенных археологических и анатомических данных. Развитие областей мозга человека, связанных с регулЯНй ей речи (зона Брока и зона Вернике) прослеживается в черепе
Homo habilis, aoi. раст которого составляет 2 млн лет, но голосовой аппарат еще не был развит, у представителей Homo erectus появляется речь в виде отдельных выкриков.

Родственные предкам человека и сравнимые с ними по развитию неандеп. тальцы обладали примитивной речью в виде лепета (ранние неандертальцы), ко. торая была заметно более медленной и, предположительно, менее гибкой. Прогрессивное развитие способов общения людей, в первую очередь речи, по. средством которой происходила передача поколениям накопленного производст­ва, опыта и сведений из общественной жизни коллективов, привело к формирова­нию сложного социального общества.

Важным этапом в развитии первобытного человека было использование огня Впервые использовать огонь (сохраняя его от пожарищ) начали поздние архан- тропы (Homo erectus), палеоантропы (Homo sapiens neanderthalensis) - научились добывать огонь. Возможность использования огня для согревания позволила рас селиться в областях с более холодным климатом. Употребление термически обра ботанной животной пищи привело к изменению жевательного аппарата, умень шению лицевого черепа и, одновременно, к лучшему усвоению пищи и увеличе нию головного мозга (улучшение питания, достаточное поступление незамени мых аминокислот и др.). Изготовление орудий труда, совместный труд и охота привели к развитию но­вых общественных отношений между первобытными людьми. Вывод:

Развитие головного мозга, мышления и сознания стимулировало совершенст­вование труда и речи. С другой стороны, усложнявшиеся процессы изготовле­ния орудий труда и предметов быта способствовали совершенствованию го­ловного мозга и органов чувств. Развитие трудовой деятельности ослабило действие биологических и усилило роль социальных факторов в антропогенезе. Человек стал не только приспо­сабливаться к среде обитания, но и постепенно научился изменять ее в нужном для себя направлении.

На начальных этапах становления человека (древнейшие и древние люди) ос­новную роль играли биологические факторы (прямохождение, совершенствование руки, развитие головного мозга). Сфера действия естественного отбора постепен­но сужалась в результате трудовой деятельности и создания искусственных усло­вий существования (одежда, жилище, огонь и др.). У первых современных людей роль биологических факторов эволюции значительно снизилась (утратили свое значение движущий и дизруптивный отбор), о чем говорит общность морфоф"- зиологических показателей ископаемых людей современного типа и ныне живу­щих, а роль социальных факторов возросла.