Файл: Руководство для учителей 2 класса общеобразовательной школы Рекомендовано Министерством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 735

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д. Н. Исабаева, А. С. Назарбекова, П. М. Зординова

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Для учителей 2 класса общеобразовательной школы
Рекомендовано Министерством просвещения Республики Казахстан



Алматы «Атамұра» 2022

УДК 373 (072)

ББК 74.263.2

Р 85

Исабаева Д.Н. и др.

И 85 Цифровая грамотность: Методическое руководство для учителей 2 кл. общеобразоват. шк./Д. Н. Исабаева, А. С. Назарбекова, П. М. Зординова. Алматы: Атамұра, 2022. – 118 с.
ISBN 978-601-10-0100-7

УДК 373 (072)

ББК 74.263.2

© Исабаева Д. Н., Назарбекова А. С., Зординова П. М., 2022

ISBN 978-601-10-0100-7 © Атамұра, 2022

ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс «Цифровая грамотность» для учащихся 2 класса состоит их учебника, методического руководства и электронного приложения.

Электронное приложение включает несколько рубрик:

  • «Теория». Здесь дан материал учебника в pdf-формате (копия содержания учебника);

  • «Выполним вместе» видеоматериалы по уроку;

  • «Задания», которые можно выполнить как каждым учащимся индивидуально, так и провести демонстрацию их выполнения на интерактивной доске.

Методическое руководство для учителя разработано в целях оказания помощи при проведении уроков цифровой грамотности во втором классе. Оно содержит долгосрочное и краткосрочное планирование уроков цифровой грамотности,
задания для организации самостоятельной работы учащихся на уроке, проверочные задания по изученному материалу. В разработках краткосрочного плана урока цифровой грамотности особое внимание уделяется здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динами-

ческие паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Базовое содержание учебного предмета «Цифровая грамотность» для 2 класса:

  1. «Компьютеры и программы» (Сквозная тема: «Все обо мне»): правила техники безопасности при работе с цифровыми устройствами и в сети Интернет; поиск информации в сети Интернет; устройства ввода и вывода; понятия «файл», «папка»; «контекстное меню»; операции с файлами и папками;

  2. «Творчество и компьютер» (Сквозная тема: «Моя семья и друзья»): алгоритмы ветвления, реализация алгоритмов ветвления в словесной форме и в игровой среде програм- мирования (Скретч (Scratch)), создание, редактирование персонажей в графическом редакто- ре игровой среды программирования (копирование, отражение, обрезка, поворот, изменение размеров);

  3. «Слово за словом» (Сквозные темы: «Моя школа», «Мой родной край»): организация управления спрайтом с клавиатуры, организация текстового диалога между персонажами в игровой среде программирования (Скретч (Scratch)), реализация алгоритмов ветвления;

  4. «Мультимедиа» (Сквозная тема: «В здоровом теле здоровый дух»): запись и воспроизведение звука, редактирование звуковых файлов, звуковые эффекты;

  5. «Робототехника: датчики» (Сквозная тема: «Традиции и фольклор»): использование датчика касания, загрузка аудиофайла для робота, использование звука при разработке программы для робота, представление созданного робота аудитории.

  6. «Робототехника: проект «Танцующий робот» (Сквозные темы: «Окружающая среда», «Путешествие»): организация движения робота по заданному в словесной форме алгоритму ветвления, загрузка аудиофайла для робота, использование звука при разработке программы для робота, осуществление обмена данными между приложениями, представ- ление созданного робота аудитории.


В соответствии с приказом МОН РК № 509 от 26.11.2019 года по предмету «Цифровая грамотность» в начальной школе суммативное оценивание не проводится. В конце чет- верти/полугодия и учебного года выставляется «зачет» («незачет»). В связи с этим в данном методическом руководстве предложены задания формативного оценивания как один из вариантов оценивания и выставления зачетов.
Примечание: по данному учебнику составлен электронный учебник на платформе Opiq. Во введении учебника указано, что учащиеся могут выполнить задания в данном электронном учебнике, а также дана гиперссылка.
3

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЛАН

по реализации Типовой учебной программы по предмету

«Цифровая грамотность»

для 2 класса уровня начального образования

Разделы долго- срочного плана (сквозные темы)*

Темы предмета

Цели обучения


1-я четверть

Раздел 1. Компьютеры и программы

(Сквозная тема:

«Все обо мне»)

Сохраняем свое здоровье

2.1.3.1 следовать основным правилам техники безопасности при работе

с цифровыми устройствами и в сети Интернет;

2.3.1.1 использовать браузер для поиска информации на заданную тему;

2.1.1.1 отличать устройства ввода и вывода

Файлы и папки

        1. объяснять понятия файла и папки;

        2. создавать, копировать, перемещать и удалять файлы и папки;

        3. использовать контекстное меню в своей работе

Раздел 2. Творчество и компьютер

(Сквозная тема:

«Моя семья и друзья»)

Продолжаем

разрабатывать программы

2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления

Исполнение алгоритма

2.4.1.2 реализовать заданный в словесной форме алгоритм

Создание собственного персонажа

2.4.2.1 создавать персонаж во встроенном графическом редакторе игровой среды программирования;

        1. копировать и отражать фрагмент ри- сунка;

        2. редактировать рисунок (обрезка, пово- рот, изменение размера)


2-ячетверть

Раздел 3. Слово за словом (Сквозные темы: «Моя школа», «Мой родной край»)

Знакомство

с клавиатурой

2.4.2.2 организовать управление спрайтом с клавиатуры

Клавиатурный

тренажер

2.2.1.1 набирать текст в клавиатурном трена-

жере

Работа с текстом

2.4.2.3 организовать текстовый диалог между персонажами

Создание мультфильма

2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления;

        1. организовать управление спрайтом с клавиатуры;

        2. организовать текстовый диалог между персонажами




4

Разделы долго-

срочного плана (сквозные темы)*

Темы предмета

Цели обучения

3-ячетверть

Раздел 4. Мультимедиа (Сквозная тема:

«В здоровом теле здоровый дух!»)

Запись и воспроиз- ведение звука

2.1.1.1 отличать устройства ввода и вывода;

2.2.4.1 использовать программы для записи и воспроизведения звука

Звуковые эффекты

2.2.4.2 редактировать звуковые файлы

Редактирование звука

2.2.4.2 редактировать звуковые файлы

Раздел 5. Робототехника: датчики (Сквозная тема: «Традиции

и фольклор»)

Движение робота

2.5.2.1 организовать движение робота по заданному в словесной форме алгоритму

Запуск программы для робота

2.5.3.1 использовать датчик касания

Звук для робота

        1. загружать аудиофайл для робота;

        2. использовать звук при разработке программы для робота


4-ячетверть

Раздел 6. Робототехника: проект

«Танцующий робот» (Сквозные темы: «Окружаю- щая среда»,

«Путешествие»)

Идея для проекта

2.2.1.2 записывать свои идеи в текстовом редакторе;

Алгоритм для проекта

2.4.1.3 составлять алгоритм решения задачи

Создание

«танцующего робота»

        1. реализовывать алгоритм ветвления;

        2. реализовать заданный в словесной форме алгоритм;

2.5.2.1 организовать движение робота по заданному в словесной форме алгоритму;

2.5.3.1 использовать датчик касания;

        1. загружать аудиофайл для робота;

        2. использовать звук при разработке программы для робота;

2.3.2.1 осуществлять обмен данными между приложениями

Защита проекта

2.5.1.3 представлять созданного робота аудитории



5

6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Дисциплина «Цифровая грамотность» Итого: 34 часа, в неделю – 1 час

п/п

Раздел/ Сквозные темы

Темы урока

Цели обучения

Кол-во часов

Сроки

Приме- чание

1-ячетверть




1

Раздел 1. Компьютеры

и программы

Сохраняем свое здоровье

2.1.3.1 следовать основным правилам техники безопасности при работе с цифровыми устройствами

и в сети Интернет

1

1-я неделя







(Сквозная тема:

«Все обо мне»)













2

Устройства ввода и вывода

2.1.1.1 отличать устройства ввода и вывода

1

2-я неделя




3




Поиск информации

2.3.1.1 использовать браузер для поиска

1

3-я неделя










информации на заданную тему







4







2.1.2.1 объяснять понятия файла и папки;

1

4-я неделя










Файлы и папки

2.1.2.2 создавать, копировать, перемещать и удалять

файлы и папки;
















2.1.2.3 использовать контекстное меню в своей работе







5

Раздел 2.

Алгоритм ветвления

2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления

1

5-я неделя







Творчество













и компьютер (Сквозная тема:

«Моя семья










6

Продолжаем разра- батывать программы

2.4.1.2 реализовать заданный в словесной форме алгоритм

1

6-я неделя




и друзья»)

7




2.4.2.1 создавать персонаж во встроенном

1

7-я неделя













графическом редакторе игровой среды













Создание собст-

программирования;













венного персонажа

2.2.2.1 копировать и отражать фрагмент рисунка;
















2.2.2.2 редактировать рисунок (обрезка, поворот,
















изменение размера)







8




Проектная работа

2.4.1.2 реализовать заданный в словесной форме

1

8-я неделя










за 1-ю четверть

алгоритм;