Файл: Руководство для учителей 2 класса общеобразовательной школы Рекомендовано Министерством.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 735
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Д. Н. Исабаева, А. С. Назарбекова, П. М. Зординова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Для учителей 2 класса общеобразовательной школы
Рекомендовано Министерством просвещения Республики Казахстан
Алматы «Атамұра» 2022
УДК 373 (072)
ББК 74.263.2
Р 85
Исабаева Д.Н. и др.
И 85 Цифровая грамотность: Методическое руководство для учителей 2 кл. общеобразоват. шк./Д. Н. Исабаева, А. С. Назарбекова, П. М. Зординова. – Алматы: Атамұра, 2022. – 118 с.
ISBN 978-601-10-0100-7
УДК 373 (072)
ББК 74.263.2
© Исабаева Д. Н., Назарбекова А. С., Зординова П. М., 2022
ISBN 978-601-10-0100-7 © Атамұра, 2022
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс «Цифровая грамотность» для учащихся 2 класса состоит их учебника, методического руководства и электронного приложения.
Электронное приложение включает несколько рубрик:
-
«Теория». Здесь дан материал учебника в pdf-формате (копия содержания учебника); -
«Выполним вместе» – видеоматериалы по уроку; -
«Задания», которые можно выполнить как каждым учащимся индивидуально, так и провести демонстрацию их выполнения на интерактивной доске.
Методическое руководство для учителя разработано в целях оказания помощи при проведении уроков цифровой грамотности во втором классе. Оно содержит долгосрочное и краткосрочное планирование уроков цифровой грамотности,
задания для организации самостоятельной работы учащихся на уроке, проверочные задания по изученному материалу. В разработках краткосрочного плана урока цифровой грамотности особое внимание уделяется здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динами-
ческие паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Базовое содержание учебного предмета «Цифровая грамотность» для 2 класса:
-
«Компьютеры и программы» (Сквозная тема: «Все обо мне»): правила техники безопасности при работе с цифровыми устройствами и в сети Интернет; поиск информации в сети Интернет; устройства ввода и вывода; понятия «файл», «папка»; «контекстное меню»; операции с файлами и папками; -
«Творчество и компьютер» (Сквозная тема: «Моя семья и друзья»): алгоритмы ветвления, реализация алгоритмов ветвления в словесной форме и в игровой среде програм- мирования (Скретч (Scratch)), создание, редактирование персонажей в графическом редакто- ре игровой среды программирования (копирование, отражение, обрезка, поворот, изменение размеров); -
«Слово за словом» (Сквозные темы: «Моя школа», «Мой родной край»): организация управления спрайтом с клавиатуры, организация текстового диалога между персонажами в игровой среде программирования (Скретч (Scratch)), реализация алгоритмов ветвления; -
«Мультимедиа» (Сквозная тема: «В здоровом теле – здоровый дух»): запись и воспроизведение звука, редактирование звуковых файлов, звуковые эффекты; -
«Робототехника: датчики» (Сквозная тема: «Традиции и фольклор»): использование датчика касания, загрузка аудиофайла для робота, использование звука при разработке программы для робота, представление созданного робота аудитории. -
«Робототехника: проект «Танцующий робот» (Сквозные темы: «Окружающая среда», «Путешествие»): организация движения робота по заданному в словесной форме алгоритму ветвления, загрузка аудиофайла для робота, использование звука при разработке программы для робота, осуществление обмена данными между приложениями, представ- ление созданного робота аудитории.
В соответствии с приказом МОН РК № 509 от 26.11.2019 года по предмету «Цифровая грамотность» в начальной школе суммативное оценивание не проводится. В конце чет- верти/полугодия и учебного года выставляется «зачет» («незачет»). В связи с этим в данном методическом руководстве предложены задания формативного оценивания как один из вариантов оценивания и выставления зачетов.
Примечание: по данному учебнику составлен электронный учебник на платформе Opiq. Во введении учебника указано, что учащиеся могут выполнить задания в данном электронном учебнике, а также дана гиперссылка.
3
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЛАН
по реализации Типовой учебной программы по предмету
«Цифровая грамотность»
для 2 класса уровня начального образования
Разделы долго- срочного плана (сквозные темы)* | Темы предмета | Цели обучения |
1-я четверть | ||
Раздел 1. Компьютеры и программы (Сквозная тема: «Все обо мне») | Сохраняем свое здоровье | 2.1.3.1 следовать основным правилам техники безопасности при работе с цифровыми устройствами и в сети Интернет; 2.3.1.1 использовать браузер для поиска информации на заданную тему; 2.1.1.1 отличать устройства ввода и вывода |
Файлы и папки |
| |
Раздел 2. Творчество и компьютер (Сквозная тема: «Моя семья и друзья») | Продолжаем разрабатывать программы | 2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления |
Исполнение алгоритма | 2.4.1.2 реализовать заданный в словесной форме алгоритм | |
Создание собственного персонажа | 2.4.2.1 создавать персонаж во встроенном графическом редакторе игровой среды программирования;
| |
2-ячетверть | ||
Раздел 3. Слово за словом (Сквозные темы: «Моя школа», «Мой родной край») | Знакомство с клавиатурой | 2.4.2.2 организовать управление спрайтом с клавиатуры |
Клавиатурный тренажер | 2.2.1.1 набирать текст в клавиатурном трена- жере | |
Работа с текстом | 2.4.2.3 организовать текстовый диалог между персонажами | |
Создание мультфильма | 2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления;
|
4
Разделы долго- срочного плана (сквозные темы)* | Темы предмета | Цели обучения |
3-ячетверть | ||
Раздел 4. Мультимедиа (Сквозная тема: «В здоровом теле – здоровый дух!») | Запись и воспроиз- ведение звука | 2.1.1.1 отличать устройства ввода и вывода; 2.2.4.1 использовать программы для записи и воспроизведения звука |
Звуковые эффекты | 2.2.4.2 редактировать звуковые файлы | |
Редактирование звука | 2.2.4.2 редактировать звуковые файлы | |
Раздел 5. Робототехника: датчики (Сквозная тема: «Традиции и фольклор») | Движение робота | 2.5.2.1 организовать движение робота по заданному в словесной форме алгоритму |
Запуск программы для робота | 2.5.3.1 использовать датчик касания | |
Звук для робота |
| |
4-ячетверть | ||
Раздел 6. Робототехника: проект «Танцующий робот» (Сквозные темы: «Окружаю- щая среда», «Путешествие») | Идея для проекта | 2.2.1.2 записывать свои идеи в текстовом редакторе; |
Алгоритм для проекта | 2.4.1.3 составлять алгоритм решения задачи | |
Создание «танцующего робота» |
2.5.2.1 организовать движение робота по заданному в словесной форме алгоритму; 2.5.3.1 использовать датчик касания;
2.3.2.1 осуществлять обмен данными между приложениями | |
Защита проекта | 2.5.1.3 представлять созданного робота аудитории |
5
6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Дисциплина «Цифровая грамотность» Итого: 34 часа, в неделю – 1 час
№ п/п | Раздел/ Сквозные темы | Темы урока | Цели обучения | Кол-во часов | Сроки | Приме- чание |
1-ячетверть | | |||||
1 | Раздел 1. Компьютеры и программы | Сохраняем свое здоровье | 2.1.3.1 следовать основным правилам техники безопасности при работе с цифровыми устройствами и в сети Интернет | 1 | 1-я неделя | |
| (Сквозная тема: «Все обо мне») | | | | | |
2 | Устройства ввода и вывода | 2.1.1.1 отличать устройства ввода и вывода | 1 | 2-я неделя | | |
3 | | Поиск информации | 2.3.1.1 использовать браузер для поиска | 1 | 3-я неделя | |
| | информации на заданную тему | | | ||
4 | | | 2.1.2.1 объяснять понятия файла и папки; | 1 | 4-я неделя | |
| | Файлы и папки | 2.1.2.2 создавать, копировать, перемещать и удалять файлы и папки; | | | |
| | | 2.1.2.3 использовать контекстное меню в своей работе | | | |
5 | Раздел 2. | Алгоритм ветвления | 2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления | 1 | 5-я неделя | |
| Творчество | | | | ||
| и компьютер (Сквозная тема: «Моя семья | | | | ||
6 | Продолжаем разра- батывать программы | 2.4.1.2 реализовать заданный в словесной форме алгоритм | 1 | 6-я неделя | | |
и друзья») | ||||||
7 | | 2.4.2.1 создавать персонаж во встроенном | 1 | 7-я неделя | | |
| | | графическом редакторе игровой среды | | | |
| | Создание собст- | программирования; | | | |
| | венного персонажа | 2.2.2.1 копировать и отражать фрагмент рисунка; | | | |
| | | 2.2.2.2 редактировать рисунок (обрезка, поворот, | | | |
| | | изменение размера) | | | |
8 | | Проектная работа | 2.4.1.2 реализовать заданный в словесной форме | 1 | 8-я неделя | |
| | за 1-ю четверть | алгоритм; | | |