Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1799
Скачиваний: 27
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предпринимательский риск, понятие риска, факторы риска
1.1 Понятие риска и неопределенность
1.3 Функции предпринимательских рисков
Глава 2. Виды предпринимательского риска
Глава 3. Расчет себестоимости единицы продукции и рентабельности типографии
Трудности, возникающие при создании и исследовании экономико-статистических моделей, привели к возникновению и развитию имитационных методов и моделей, позволяющих моделировать систему, связанную с большим числом взаимодействующих систем и объектов. Под имитационной моделью понимают вычислительную процедуру, формализовано описывающую изучаемый объект и имитирующую его поведение. К таким методам и моделям относятся, например, модели, построенные на графах, метод Монте-Карло и другие. Главная цель имитирования - использование некоего устройства для имитации реальной системы, чтобы ее исследовать, понять ее свойства, характеристики. Например, метод Монте-Карло основан на применении имитационных моделей, позволяющих создать множество сценариев развития событий.
Экспертные методы и модели особенно важны при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполность и недостоверность информации не позволяют применять в чистом виде формальные математические методы и модели. Эксперты приводят интуитивно-логический анализ исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов или явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Экспертные мнения можно разделить на индивидуальные и коллективные. К первым относятся, например, метод «интервью», аналитические докладные записки, написание сценария. Разновидностью экспертного мнения является метод Дельфи.
Представленные концепции оценки риска имеют свою определенную практическую и теоретическую значимость. Возможности применения рассмотренных подходов для оценки рисков деятельности предприятия зависят от соответствия методики определения воздействия риска определенным условиям, свойствам экономической среды, наличия исходных данных, уровня неопределенности, сложности развития ситуации риска. Результаты статистической, аналитической, экспертной оценки риска являются основой для принятия решений по управлению рисками
1.3 Функции предпринимательских рисков
В экономической литературе выделяются следующие функции риска в предпринимательской деятельности: инновационная, регулятивная, защитная и аналитическая.
Инновационная функция выражается поиском нетрадиционных решений задач, возникающих у предпринимателя. Способствует внедрению нововведения в производственный процесс, применению новых технологий, оборудования, сырья, материалов, с тем, чтобы с меньшими издержками произвести больше продукции. Большинство компаний добиваются успеха на основе именно рисковой инновационной экономической деятельности, создающей более эффективное производство от которого выигрывает предприниматели потребители и общество в целом.
Регулятивная функция выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя ориентирован на получение результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры препятствующие перспективным нововведениям. Это конструктивная форма регулятивной функции. Способность разумно рисковать-один из путей успешной деятельности предпринимателя. Любое решение должно быть обоснованным, иметь взвешенный, разумный характер.
Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск - естественное состояние, то нормальным должно быть отношение к неудачам. Инициативным и предприимчивым бизнесменом нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказания и стимулирующие оправданный риск. Предприниматель должен быть уверен, что ошибка не может скомпрометировать его дело и имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности.
Аналитическая функция связана с тем, что наличия риска предполагает необходимость выбора, однако из возможных решений, из-за чего предприниматель вынужден анализировать все варианты, выбирая наиболее рентабельным и наименее рискованный. В простых ситуациях, например, при заключение договора поставки сырья, предприниматель опирается на интуицию и опыт. При решение сложной задачи, например, о вложение инвестиций, необходимо использовать специальные методы анализа.
Глава 2. Виды предпринимательского риска
2.1 Классификация риска
Эффективность организации управления рисками во многом определяется их классификацией которая создает возможность для эффективного применения соответствующих методов и приемом управления рисками. В современной литературе часто обсуждается вопрос классификации рисков, предполагается самые разнообразные варианты выделение разновидностей рисков, но до настоящего времени не сложилось единого мнения по этому вопросу. Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды и субъективную в результате принятия решения предприятием, успехе и неудачи следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов. Одни из них являются внешними по отношению к фирме, а другое внутренними.
Проф. Н.Б. Ермасова отмечает, что сложность классификации рисков объясняется не только их многообразием, а также перманентным появлениям новых видов рисков по мере экономического, социального, технологического развития современного мира.
Применительно к сфере предпринимательства риски классифицируют по следующим признаком.
2.2 Виды рисков
Существуют определенные виды рисков действие которых подвержены все без исключения предприятия, но также существует специфические риски, характерные для определенных видов деятельности, которые в свою очередь, отличаются друг от друга. Остановимся на следующих видов рынка.
Производственный риск - связан с возможными невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных фондов, сырья, рабочего времени. Наиболее важными причинами возникновения производственного риска является возможное снижения предполагаемых объемов производства, материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, повреждение оборудования и т.п.
Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска является: возможные снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товара в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.
Финансовый риск связан с возможностью невыполнения предприятием финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционного-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществление платежей, войны, катастроф и т.п. К финансовому риску относятся: валютный риск, кредитный риск, инвестиционный риск.
Риск посреднической деятельности. Практические все производственные и торгующие предприятия имеют взаимоотношения и связи с посреднической организациями, решающими для них проблему сбыта продукции и другие проблемы. Причинами их появления служит деятельность контрагентов – производственных и торгующих предприятий.
Страховой риск - это риск наступление предусмотренного условиями страхования события, в результате чего страховщик обязан выплатить страховые возмещения (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельности как на этапе предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапов – перестрахования, формирования страховых резервов и т. п. Основным причинами страхового риска является неправильно определенные страховые тарифы, катастрофы и т.п.
Инновационный риск-это вероятность потерь, возникающих при вложении фирмой средств в производстве новых и услуг, которые могут не найти ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях: 1) При внедрении более дешевого метода производства товара лил услуги по сравнению с уже использующимися. 2) При создание нового товара или услуги на старом оборудование. 3) При производстве новых товара или услуги с помощью новых техники и технологий. Риск того, что новый товар или услуга могут не найти покупателя. Инвестиционный риск связан с вложением денежных средств в различные проекты. Часто в отечественной экономической литературе под инвестиционными рисками понимают вложение средств в ценные бумаги. Однако это понятие на много шире и включает в себя все возможные риски, возникающие при инвестировании денежных средств в любые коммерческие проекты. Перечислю основные инвестиционные риски: Капитальный, селективный, процентный, страновый, операционный, временный, ликвидности, инфляционный, риск законодательных изменений.
Вышеприведенный перечень рисков являются общим и дает представление только о направлениях возможного возникновения рисковых ситуаций в бизнесе. Все виды рисков взаимосвязаны, и изменение одного вида риска вызывает изменения большинства остальных
2.3. Методы снижения риска
В системе управления риском важная роль принадлежит правильному выбору мер предупреждения и минимизации риска, которые в значительной степени определяют ее эффективность. Система снижения рисков включает в себя определенные методы и пути. Наиболее распространенными являются: диверсификация, приобретение дополнительной информации о выборе и результатах, лимитирование, резервирование средств (самострахования), объединение риска или страхование, распределение риска, хеджирование, приобретения контроля над деятельности.
Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.
Дополнительная информация способствует снижению риска. Большинство ошибочных решений связано с недостатком информации. Информация – редкое благо, за которое приходится платить, иногда достаточно дорого. И поэтому, чтобы принять решение о покупке необходимой информации, следует сравнивать ожидаемые выгоды с ожидаемыми издержками.
Лимитирование представляет собой установление системы ограничений, как сверху, так и снизу, способствующей уменьшения степени риска. В предпринимательской деятельности лимитирование применяется чаще всего при продажи товара в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложение в капиталов и т.п. В первую очередь это относится к денежным средствам – установления предельных сумм расходов, кредита, инвестиций и т.п. Так, например, ограничения размеров выдаваемых кредитов одному заемщику позволяет уменьшить потери в случае невозврата долга.Резервирование средства (самострахование) означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, а не покупать страховой полис в страховой компании. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных фондов непосредственно внутри коммерческой компании. Создание предпринимателем обособленного фонда возмещения возможных убытков в производственном – торговым процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодоление временных финансовых затруднений. Резервные денежные фонды создаются на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности.
Объединение риска это метод, на снижение риска путем превращения значительных случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования. Болезни, стихийные бедствия, кражи и тому подобные непредвиденные обстоятельства связаны с расходами. Смягчить последствия этих обстоятельств помогает страхование. Страхование риска является наиболее важным и самым распространенным приемом существенного снижения степени риска. Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании за соответствующую плату.
Распределение риска это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между всеми участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно не велики. Именно благодаря использованию данного подхода финансово-промышленные группы не боятся идти на значительный риск финансирования крупных проектов и новых научных разработок. Распределение риска позволяет успешно решать крупные государственные и научно-хозяйственные задачи.
Хеджирование (от англ.- ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. «Хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений». В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применятся в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.