Файл: Доходы и расходы бюджета (Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов. Налоговые доходы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. В зависимости от влияния налогов и сборов на мотивы экономического поведения налогоплательщика налоги делятся на две группы.

Первая группа – это налоги и сборы, которые нейтральны к уровню производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью. К этим налогам и сборам относятся налог на имущество, регистрационные и лицензионные сборы. Они условно постоянны.

Вторая группа напрямую зависит от деловой активности налогоплательщика (НДС, акциз, налог на прибыль)они условно переменные и ориентируются на выравнивание результатов экономического равновесия.

С самого начала рыночных реформ российский бюджет фактически держится за счет косвенных налогов, основная тяжесть которых приходится на наиболее незащищенные слои населения. В эффективной рыночной налоговой систе­ме наибольший удельный вес занимают прямые налоги с юридических и физических лиц, т. е. на труд и предприни­мательство (в США — 75,1%, в России — 37,3%), а в феде­ральном бюджете США доля косвенных налогов составляет всего 4%. В России доля косвенных налогов составляет около 40 % от всех поступлений в бюджет.

Высокое косвенное налогообложение в российской на­логовой системе выступает фактором сдерживания спроса, его излишняя тяжесть является одной из причин затяжно­го спада российской экономики. Косвенные налоги не связа­ны непосредственно с эффективностью труда и капитала и в известной мере даже противостоят ей. В некоторой сте­пени они носят антирыночный характер, поэтому их уро­вень не должен быть высоким. Тенденция постепенного, а не одномоментного, что нереально, ограничения доли кос­венных налогов в налоговой системе России отвечает целям антикризисной политики и продолжения экономической реформы. Внедрение этого принципа в российскую налого­вую систему и в налоговое законодательство особенно важ­но, поскольку основная масса платежей в бюджет и вне­бюджетные фонды уплачивается без учета каких-либо объективных факторов и условий производства, влияющих на уровень рентабельности, что в целом ряде случаев при­водит к изъятию фондов возмещения предприятий.

На развитие российской экономики, особенно произ­водственного ее сектора, существующая налоговая систе­ма оказывает угнетающее воздействие. У предприятий, ко­торые полностью платят налоги, не остается достаточных средств для инвестиций, для модернизации, для адаптации к условиям рынка. Согласно критериям, выработанным ми­ровым опытом, такой уровень обложения означает "небла­гоприятный налоговый режим", выталкивает хозяйствен­ную деятельность в теневой сектор.


1.2 Неналоговые доходы.

Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Большинство неналоговых до­ходов не имеют постоянного фискального характера, твердо установ­ленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы жест­ко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала — около одного процента. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой — около 30%, а отдача с виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 2,25% от доходов федерального бюджета в 2002 г. и 3,5% в 2003 г.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются законода­тельными актами РФ и субъектов РФ для физических и юридических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается также на возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых доходов характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в соответствующих правовых актах но порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

В соответствии с БК РФ к неналоговым доходом бюджетов относятся:

— доходы от использования имущества, находящегося государственной или муниципальной собственности.

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

— средства, полученные в результате мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия

— доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредиток;

— иные неналоговые доходы.


Развернутый перечень неналоговых доходов бюджетов определяется бюджетной классификацией РФ. Однако следует отметить, что в законодательных актах приводится различный состав неналоговых доходов. Так, в классификации доходов бюджетов РФ финансовая мощь отнесена не к группе «неналоговые доходы», а к «безвозмездным перечислениям», которые в свою очередь выделяются в отдельную группу доходов. В БК РФ и финансовая помощь и безвозмездные перечисления отнесены к неналоговым доходам.

Состав неналоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ достаточно подвижен и имеет свои особенности.

Такие виды неналоговых доходов, как административные плате­жи и штрафные санкции, могут зачисляться во все звенья бюджетной системы в зависимости от уровня органа, применяющего данные санкции. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных ч. 1 ПК РФ за налоговые пра­вонарушения и нарушения банками обязанностей, установленных за­конодательством о налогах и сборах, также подлежат зачислению и соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, принятым федеральным законодательством. В случае если указанные взыскания невозможно отмести к соответствующему налогу и сбору, то они под­лежат зачислению в бюджет конкретного уровня бюджетной системы РФ в порядке, определяемом федеральным законом о бюджет» на очередной финансовый год.

В соответствии со ст. 43 БК РФ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе средства, получаемые и процессе приватизации государственного и муниципального имущества, включаются в состав неналоговых доходов бюджетов, в то время как в Федеральном законе от 15 авгус­та 199(5 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 5 августа 2000 г. и от 8 августа 2001 г.) указанные поступления являются источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. К ним относятся:

— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной соб­ственности;

— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных

средств на счетах кредитных организаций;

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог в доверительное управление;


— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленны­ми другими бюджетами, иностранными государствами или юридичес­кими лицами на возвратной и платной основах;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (скла­дочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

— часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

— другие доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 42 БК РФ доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, принося­щей доход, в полном объеме учитываются в сметах доходом и расходов бюджетных учреждений и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Состав доходов от имущества бюджетов разных уровней имеет оп­ределенные особенности. В поступлениях федерального бюджет от этих доходов в 2003 г. значительный удельный вес составляют доходы от оказания услуг или компенсации затрат — 34,72% , которые складываются из консульского сбора, платы за выдаваемые пас­порта, пробирной платы, платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального запаса и др.

В составе доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, учитываются также доходы:

— от продажи квартир;

— от государственных производственных и непроизводственных фондов, иного оборудования и материальных ценностей;

— от реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, перешедшего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

Существенно пополняются доходы бюджетов всех уровней процен­ты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета. Право распоряжаться свободны­ми средствами позволяет субъектам РФ поддерживать промышленные и сельскохозяйственные предприятия путем временного кредитования под определенные проценты.

Таким образом, доходы от имущества — это важнейший потенци­альный источник пополнения доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, который, к сожале­нию, еще не занял подобающего ему места, что свидетельствует о не­эффективности управления государственной и муниципальной соб­ственности до последнего времени.


2. Характеристика расходов государственного бюджета.

2.1 Виды государственных расходов.

Расходы бюджета — это не просто денежные сред­ства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Это эко­номические отношения, возникающие в связи с норматив­но-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирова­ния затрат на оказание государственных услуг, и их ис­пользованием по отраслевому, целевому и территориаль­ному назначению.

Различаются бюджетные расходы по следующим направ­лениям:

а) расходы федерального бюджета;

б) расходы бюджетов субъектов Федерации;

в) расходы местных бюджетов.

Права и обязанности соответствующих органов власти, связанные с реализацией этих экономических отношений, называются "расходными полномочиями".

Каждый уровень власти в процессе расходования бюд­жетных средств в пределах своей компетенции осуществ­ляет следующие функции:

а) определяет требования к объему, качеству и дос­тупности общественных услуг, натуральные и финансовые нормы и нормативы, уровень и структуру расходов (т. е. осуществляет нормативное правовое регулирование бюд­жетных расходов);

б) обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами;

в) осуществляет финансирование (организацию, про­изводство) общественных услуг (собственных или передан­ных ему расходных полномочий).

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюд­жетной системы Российской Федерации базируется на еди­ных методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказа­ние государственных услуг, устанавливаемых Правитель­ством РФ. Существуют определенные требования общеэко­номического характера к определению структуры бюджет­ных расходов. Суть их заключается в том, чтобы каждая государственная услуга давала необходимую отдачу не толь­ко материального, но и социального характера.

В расходах бюджета находят свое выражение две сто­роны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части, связанные с разви­тием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а также используемые на содер­жание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (обеспечивающие инновационную и инвестиционную дея­тельность) и формирование денежных средств, необходи­мых для осуществления государственных услуг социально­го характера (текущее функционирование органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, бюд­жетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам). Поэтому расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на теку­щие расходы и капитальные расходы.