Файл: Доходы и расходы бюджета (Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов. Налоговые доходы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Попытаемся представить, себе каким же образом го­сударство может экономическими (а не директивно-распре­делительными) методами участвовать в регулировании кру­гооборота доходов, ресурсов и конечного продукта, выпол­няя свои функции перераспределения финансовых ресур­сов и стабилизации экономики в процессе финансирования государственных услуг (общественного товара).

Прежде всего, государство финансирует такие сферы нематериального производства, как образование, здраво­охранение, культура, наука, поскольку конечным продук­том функционирования этих сфер является общественный товар, услуги по предоставлению которого берет на себя государство, хотя услуги этих сфер потребляются как про­изводителями, так и населением. При этом для этих отрас­лей государство покупает у производителей материальные ресурсы, а у частных лиц — их рабочую силу и накоплен­ный капитал. Финансирование государственных расходов, предоставляемых в виде общественных благ и услуг, про­изводится государством за счет средств, поступающих в его распоряжение в виде налогов от частных лиц, от предпри­ятий или других неналоговых доходов.

За счет налоговых и других доходов государства по­крываются также и те государственные расходы, которые не связаны с воспроизводственным процессом, но необхо­димы для осуществления общегосударственных интересов: поддержание обороноспособности страны, обеспечение со­циальных гарантий для населения, выплата процентов по государственному долгу и т. д.

Таким образом, часть доходов, созданных в первичном хозяйственном звене, изымается государством в его цент­рализованные фонды денежных средств, которые расходу­ются на общегосударственные нужды, а также на цели выравнивания тех или иных экономических процессов, обес­печивающее стабильность системы конкурентного рыноч­ного равновесия в рамках всего государства.

Разумные объемы и структура государственных расхо­дов — это один из достаточно мощных рычагов влияния на экономику.

Текущие бюджетные расходы — это по существу сред­ства, которые бюджетные учреждения расходуют на опла­ту труда работников бюджетной сферы; перечисление стра­ховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и право­выми актами органов местного самоуправления; командиро­вочные и иные компенсационные выплаты работникам в со­ответствии с законодательством Российской Федерации; оп­лату товаров, работ и услуг по заключенным государствен­ным или муниципальным контрактам.


Кроме того, в бюджетах всех уровней предусматрива­ются средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, дру­гих социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Капи­тальные расходы, или инвестиции — это расходы на ока­зание услуг обществу. Есть и более строгое определе­ние: капитальные расходы — это расходы на приобрете­ние вновь произведенных активов, являющиеся часть валовых инвестиций в текущем периоде.

Таким образом, израсходованные бюджетные средства (за исключением расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга и импортируемых основ­ных фондов) поступают на внутренний рынок в качестве финансовых ресурсов и соответственно расширяют сово­купный внутренний спрос как на факторы производства, так и на конечную продукцию.

При неизменном предложении это может повлечь за собой повышение уровня цен (дополнительную инфляцию), но через определенный временной шаг предложение сле­дует за ростом спроса и уровень цен выравнивается.

Экономия бюджетных средств (сокращение бюджетных расходов) снижает инфляцию. Но при этом необходимо учи­тывать, что несопоставимо больший ущерб наносится при этом производству даже в тех отраслях, которые не име­ют прямого бюджетного финансирования. От низких пен­сий и заработков в бюджетной сфере, снижения масштабов жилищного и дорожного строительства страдают не толь­ко конкретные люди, но прежде всего экономика страны в целом.

Макроэкономические исследования наглядно подтвер­ждают, что путь борьбы с инфляцией путем сокращения государственных расходов малоэффективен. В этом случае за каждый процент инфляции нужно платить 3% спада про­изводства. Снижение государственных расходов вдвое со­кращает дефицит бюджета всего на пять пунктов. Такая малая зависимость объясняется сильным спадом производ­ства при сокращении государственных расходов, и это по­чти полностью поглощает выигрыш от их экономии.

Формируя ту или иную структуру бюджетных расхо­дов, Правительство ориентируется на выбранные им при­оритеты экономического и социального развития. Эти при­оритеты формулируются в программах социально-экономи­ческого развития страны на перспективу и в ежегодных бюджетных Посланиях Президента РФ Федеральному Со­бранию. Распределение же расходных полномочий по уров­ням бюджетной системы определяется на законодательном уровне — оно зафиксировано в Бюджетном кодексе РФ. В этом документе определены виды бюджетных расходов, которые финансируются исключительно тем или иным уров­нем бюджетов, а также виды расходов, финансирование которых осуществляется ими совместно.


По взаимному согласию органов государственной влас­ти Российской Федерации, субъектов РФ и местного само­управления отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой с соответ­ствующей передачей доходных источников или иных фи­нансовых средств.

Средства бюджетов могут направляться на финансиро­вание долгосрочных целевых программ, выходящих за пре­делы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объем финансирования про­грамм, принимаемых к финансированию из бюджета, ут­верждается на очередной финансовый год в качестве при­ложения к бюджету.

В законе (решении) о бюджете могут определяться обя­зательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмот­ренных законом (решением) о бюджете.

Если получатель бюджетных средств не выполняет ус­ловий, определенных законом (решением) о бюджете, ми­нистр финансов Российской Федерации, руководитель со­ответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправле­ния на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определен­ных условий.

Исключительно из федерального бюджета финансиру­ются следующие виды обязательных расходов на:

  1. содержание федеральных органов государственной власти, функционирование федеральной судебной системы;
  2. осуществление международной и внешнеэкономичес­кой деятельности России в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов ис­полнительной власти, взносы Российской Федерации в меж­дународные организации);
  3. национальную оборону и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отрас­лей промышленности, оборонное производство, на обуст­ройство государственной границы; образование государ­ственных материальных и финансовых резервов;
  4. фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу; исследование и использование космического пространства;
  5. финансирование федеральных энергетических систем, ядерной энергетики, расщепляющихся материалов, феде­рального транспорта, путей сообщения, информации и свя­зи, деятельности в космосе;
  6. ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  7. выравнивание финансового положения субъектов Федерации, обеспечение реализации решений федераль­ных органов государственной власти, приведших к увели­чению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, обеспечение осуществ­ления отдельных государственных полномочий, передавае­мых на другие уровни власти;
  8. федеральную инвестиционную программу;
  9. погашение и обслуживание государственного долга России;
  10. другие мероприятия, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

2.2 Формы расходов бюджетов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  1. бюджетных ассигнований;
  2. трансфертов;
  3. бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате нало­гов и платежей и других обязательств);
  4. инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  5. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  6. дотаций, субвенций и субсидий, бюджетных ссуд бюд­жетам других уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации, государственным внебюджетным фондам;
  7. кредитов иностранным государствам;
  8. средств на обслуживание и погашение долговых обя­зательств, в том числе государственных или муниципаль­ных гарантий.

Бюджетные ассигнования — это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получа­телю или распорядителю бюджетных средств. Они могут предоставляться на:

  • содержание бюджетных учреждений;
  • оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физи­ческими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • реализацию органами местного самоуправления обя­зательных выплат населению, установленных законодатель­ством Российской Федерации, законодательством субъек­тов РФ, правовыми актами представительных органов мес­тного самоуправления;
  • компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государствен­ной власти, приводящих к увеличению бюджетных расхо­дов или уменьшению бюджетных доходов;
  • осуществление отдельных государственных полномо­чий, передаваемых на другие уровни власти.

Трансферты — это безвозмездные перечисления денеж­ных средств из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприятиям, бюджетам других уровней.

Трансферты населению включают обязательные вып­латы социального характера, установленные законодатель­ством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, правовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления (пенсии, стипендии, посо­бия, компенсации, другие социальные выплаты).

Бюджетный кредит — это форма финансирования бюд­жетных расходов, которая предусматривает предоставле­ние средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Он может быть предоставлен не только госу­дарственным или муниципальным унитарным предприяти­ям или бюджетным учреждениям, но и юридическому лицу любой формы собственности на основании заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договора при условии предоставления заемщи­ком обеспечения исполнения своего обязательства по воз­врату указанного кредита.


Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковс­кие гарантии, поручительства, залог имущества, в том чис­ле в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение ис­полнения обязательств должно иметь высокую степень лик­видности.

Налоговые кредиты могут предоставляться юридичес­кому лицу только в форме бюджетного кредита.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюджет­ных кредитов, а также плата за пользование ими прирав­ниваются к платежам в бюджет. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об ис­пользовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законо­дательных (представительных) органов.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляе­мые бюджету другого уровня бюджетной системы Российс­кой Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных це­левых расходов.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляе­мые бюджету другого уровня бюджетной системы Российс­кой Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные инвестиции в уставные капиталы действу­ющих или вновь создаваемых юридических лиц предусмат­риваются соответствующим бюджетом при условии вклю­чения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа испол­нительной власти субъекта Федерации или органа местно­го самоуправления.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предос­тавляемые другому бюджету для покрытия кассового раз­рыва на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Дотации — это бюджетные средства, предоставляе­мые бюджету другого уровня бюджетной системы Российс­кой Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Государственные или муниципальные гарантии — это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование — га­рант дает письменное обязательство отвечать за исполне­ние лицом, которому дается государственная или муници­пальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.