Файл: Доходы и расходы бюджета (Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов. Налоговые доходы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ.

Прежде, чем говорить о доходах и расходах государственного бюджета Российской Федерации, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.


1. Характеристика доходов бюджета.

1.1 Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов. Налоговые доходы.

Доходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном по­рядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного само­управления.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, орга­низациями и гражданами в процессе формирования бюд­жетного фонда страны

Формой проявления этих экономических отношений слу­жат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, моби­лизуемые в бюджетный фонд.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются резуль­татом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроиз­водства, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства сто­имости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расчеты до­ходов бюджетной системы Российской Федерации форми­руются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов государственной власти и мес­тного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год в соответствии с принятым налоговым, та­моженным и другим законодательством на момент состав­ления проекта бюджета.

Доходы бюджетов образуются за счет собственных, зак­репленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год. Доходы являются обез­личенными, за исключением случаев, оговоренных специ­альным законодательством.

Доходы бюджета классифицируются по различным признакам: по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, государственный кредит (займы), поступления от реализации государственной собственности и др.; по методу взимания – на налоговые и неналоговые.


В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов (рис. 1).

Доходы бюджетов

Налоговые доходы

Безвозмездные перечисления

Неналоговые доходы

Доходы целевых бюджетных фондов (обособленно)

Рис. 1

Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги.

Под налогом понимается обязательный, индиви­дуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физи­ческих лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве соб­ственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) с муниципальных образовании.

Основная часть доходного потенциала федерального бюд­жета формируется за счет налоговых доходов, за период с 2001 по 2003 г. их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практически неизменной. Однако по отношению к объему ВВП картина несколько иная. Если в 2001 г. налого­вые доходы составляли 14,42% к ВВП, то в 2002 г. они соста­вили уже 15,45% ВВП. Затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2003 г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2004 и 2005 гг. соответственно 13,7 и 13,4% к ВВП.

Пропорции распределения налогов и порядок бюджет­ного регулирования между бюджетами разных уровней ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год на срок не менее трех лет. Срок действия долговременных нормативов может быть со­кращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Бюджетный ко­декс вводит как обязательное условие возможное увеличе­ние нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уров­ня на очередной финансовый год, однако механизм реали­зации этой нормы до настоящего времени еще четко не установлен.

Если анализиро­вать доходы бюджетной системы с точки зрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами, то становится оче­видным, что основным источником формирования доходно­го потенциала бюджетной системы являются налоговые поступления (табл. 1).

Структура доходов консолидированного бюджета

Виды

ДОХОДОВ

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего

доходов,

млрд. руб.

439,4

575,0

722,0

668,5

1253,9

1470,7

2301,2

3448,8

4321,4

Налоговые доходы, млрд. руб.

364,3

473,0

591,1

544,1

1002,6

1298,1

1871,9

2616,2

3221,9

Доля налоговых доходов, %

87,9

82,3

81,9

81,4

79,9

88,3

81,3

75,8

74,5


Таблица 1.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что на про­тяжении достаточно длительного периода доля налоговых доходов в консолидированном бюджете страны остается пре­обладающей, хотя и наблюдается (за исключением 2000 г.) тенденция ее незначительного понижения. В определенной степени это может являться результатом проводимой на­логовой реформы, основной целью которой Правительство ставит снижение налоговой нагрузки на экономику.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым зако­нодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоговые доходы федерального бюджета приведены в
табл. 2.

Налоговые доходы федерального бюджета, млрд. руб. (таблица 2)

Наименование налогов

2004 г.

(план)

2004 г.

(факт)

План

2005 г.

Прогноз

2006 г.

2007 г.

Налоговые доходы – всего, в том числе

2071,44

2358,2

1854.633

2063.594

2301,9

налог на прибыль организаций

164,587

170,69.

235,175

262,677

302,74

налог на игорный бизнес

0,178

0,264

налоги на товары и услуги. Ли­цензионные и регистрационные сборы, в том числе:

1088,389

1081,92

1 178,638

1367.114

1570.41

налог на добавленную стоимость

988,368

966,31

1093,974

1273,259

1474,68

Акцизы

98,517

114,344

84,664

93.855

101,735

лицензионные и регистрацион­ные

сборы

1,50.5

1,263

Единый сельскохозяйственный

0,151

0, 1 79

Налог на операции с ценными бумагами

0,824

0,824

Платежи за пользование природ­ными ресурсами, из них:

279,381

375,43

421.718

412.428

399,72

налог на добычу полезных ископаемых

267,910

363.87

400.204

392,065

371.786

водный налог

14,070

14,070

14,0/0

сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

11,500

6,640

6,290

6,290

6,290

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

537,938

728,97

19,104

21.379

73.00

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

438,210

455,04

260,220

297,790

344,00


Рассмотрим некоторые виды налогов:

Налог на прибыль (доход) организаций

Прибыль является основным источником производствен­ных инвестиций. Это обстоятельство активно используется при макроэкономическом регулировании. Налогообложение прибыли является тем регулятором, который позволяет ак­тивизировать или, наоборот, затормозить скорость развития экономики страны. При этом низкие ставки этого налога по­зволяют активизировать инвестиционный процесс и рост объе­мов производства, а, следовательно, и деловую активность предпринимателей. Соответственно, обратная направленность этого регулятора приводит к противоположному результату.

Налог на доходы физических лиц

Начиная с 2002 г. налог на доходы с физических лиц в федеральный бюджет не поступает, он полностью зачисля­ется в доходы бюджетов субъектов Федерации и местные бюджеты. Расчет поступления налога на доходы физических лиц производится исходя из облагаемого валового совокуп­ного дохода физических лиц и единой станки налога в размере 13%. Введение единой "плоской" ставки подоходного налога в 2001 г. преследовало цель ослабления налоговой нагрузки на заработную плату.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость является одним из ос­новных доходных источников как бюджетной системы в це­лом, так и федерального бюджета. Налог па добавленную сто­имость в структуре доходов федерального бюджета занимает более 40%.

Сумма этого налога рассчитывается отдельно по товарам, производимым на территории Российской Федерации, и по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.

Классификация налогов и сборов.

1. По использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные налоги имеют строго определенное назначение. Например, единый социальный налог поступает в специальные внебюджетные фонды.

2. В зависимости от органа, который взимает, налоги и сборы и в распоряжение которого они поступают, различают федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.

3. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара и включенные в тариф.