Файл: Доходы и расходы бюджета (Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов. Налоговые доходы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ.
Прежде, чем говорить о доходах и расходах государственного бюджета Российской Федерации, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
1. Характеристика доходов бюджета.
1.1 Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов. Налоговые доходы.
Доходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расчеты доходов бюджетной системы Российской Федерации формируются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год в соответствии с принятым налоговым, таможенным и другим законодательством на момент составления проекта бюджета.
Доходы бюджетов образуются за счет собственных, закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год. Доходы являются обезличенными, за исключением случаев, оговоренных специальным законодательством.
Доходы бюджета классифицируются по различным признакам: по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, государственный кредит (займы), поступления от реализации государственной собственности и др.; по методу взимания – на налоговые и неналоговые.
В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов (рис. 1).
Доходы бюджетов
Налоговые доходы
Безвозмездные перечисления
Неналоговые доходы
Доходы целевых бюджетных фондов (обособленно)
Рис. 1
Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) с муниципальных образовании.
Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов, за период с 2001 по 2003 г. их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практически неизменной. Однако по отношению к объему ВВП картина несколько иная. Если в 2001 г. налоговые доходы составляли 14,42% к ВВП, то в 2002 г. они составили уже 15,45% ВВП. Затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2003 г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2004 и 2005 гг. соответственно 13,7 и 13,4% к ВВП.
Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Бюджетный кодекс вводит как обязательное условие возможное увеличение нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год, однако механизм реализации этой нормы до настоящего времени еще четко не установлен.
Если анализировать доходы бюджетной системы с точки зрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами, то становится очевидным, что основным источником формирования доходного потенциала бюджетной системы являются налоговые поступления (табл. 1).
Структура доходов консолидированного бюджета
Виды ДОХОДОВ |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего доходов, млрд. руб. |
439,4 |
575,0 |
722,0 |
668,5 |
1253,9 |
1470,7 |
2301,2 |
3448,8 |
4321,4 |
Налоговые доходы, млрд. руб. |
364,3 |
473,0 |
591,1 |
544,1 |
1002,6 |
1298,1 |
1871,9 |
2616,2 |
3221,9 |
Доля налоговых доходов, % |
87,9 |
82,3 |
81,9 |
81,4 |
79,9 |
88,3 |
81,3 |
75,8 |
74,5 |
Таблица 1.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что на протяжении достаточно длительного периода доля налоговых доходов в консолидированном бюджете страны остается преобладающей, хотя и наблюдается (за исключением 2000 г.) тенденция ее незначительного понижения. В определенной степени это может являться результатом проводимой налоговой реформы, основной целью которой Правительство ставит снижение налоговой нагрузки на экономику.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Налоговые доходы федерального бюджета приведены в
табл. 2.
Налоговые доходы федерального бюджета, млрд. руб. (таблица 2)
Наименование налогов |
2004 г. (план) |
2004 г. (факт) |
План 2005 г. |
Прогноз 2006 г. |
2007 г. |
Налоговые доходы – всего, в том числе |
2071,44 |
2358,2 |
1854.633 |
2063.594 |
2301,9 |
налог на прибыль организаций |
164,587 |
170,69. |
235,175 |
262,677 |
302,74 |
налог на игорный бизнес |
0,178 |
0,264 |
|||
налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы, в том числе: |
1088,389 |
1081,92 |
1 178,638 |
1367.114 |
1570.41 |
налог на добавленную стоимость |
988,368 |
966,31 |
1093,974 |
1273,259 |
1474,68 |
Акцизы |
98,517 |
114,344 |
84,664 |
93.855 |
101,735 |
лицензионные и регистрационные сборы |
1,50.5 |
1,263 |
|||
Единый сельскохозяйственный |
0,151 |
0, 1 79 |
|||
Налог на операции с ценными бумагами |
0,824 |
0,824 |
|||
Платежи за пользование природными ресурсами, из них: |
279,381 |
375,43 |
421.718 |
412.428 |
399,72 |
налог на добычу полезных ископаемых |
267,910 |
363.87 |
400.204 |
392,065 |
371.786 |
водный налог |
14,070 |
14,070 |
14,0/0 |
||
сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов |
11,500 |
6,640 |
6,290 |
6,290 |
6,290 |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
537,938 |
728,97 |
19,104 |
21.379 |
73.00 |
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ |
438,210 |
455,04 |
260,220 |
297,790 |
344,00 |
Рассмотрим некоторые виды налогов:
Налог на прибыль (доход) организаций
Прибыль является основным источником производственных инвестиций. Это обстоятельство активно используется при макроэкономическом регулировании. Налогообложение прибыли является тем регулятором, который позволяет активизировать или, наоборот, затормозить скорость развития экономики страны. При этом низкие ставки этого налога позволяют активизировать инвестиционный процесс и рост объемов производства, а, следовательно, и деловую активность предпринимателей. Соответственно, обратная направленность этого регулятора приводит к противоположному результату.
Налог на доходы физических лиц
Начиная с 2002 г. налог на доходы с физических лиц в федеральный бюджет не поступает, он полностью зачисляется в доходы бюджетов субъектов Федерации и местные бюджеты. Расчет поступления налога на доходы физических лиц производится исходя из облагаемого валового совокупного дохода физических лиц и единой станки налога в размере 13%. Введение единой "плоской" ставки подоходного налога в 2001 г. преследовало цель ослабления налоговой нагрузки на заработную плату.
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость является одним из основных доходных источников как бюджетной системы в целом, так и федерального бюджета. Налог па добавленную стоимость в структуре доходов федерального бюджета занимает более 40%.
Сумма этого налога рассчитывается отдельно по товарам, производимым на территории Российской Федерации, и по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.
Классификация налогов и сборов.
1. По использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые).
Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу для финансирования общегосударственных мероприятий.
Специальные налоги имеют строго определенное назначение. Например, единый социальный налог поступает в специальные внебюджетные фонды.
2. В зависимости от органа, который взимает, налоги и сборы и в распоряжение которого они поступают, различают федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.
3. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество.
Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара и включенные в тариф.