Файл: Доходы и расходы бюджета (Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов. Налоговые доходы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год должны быть установлены верхний предел общей суммы государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых в валюте Российской Федерации, и верхний предел государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте. Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации включается в состав государственного долга.
Для эффективного функционирования финансовой системы государственной власти особое значение имеет правильное, с наибольшей отдачей использование расходов как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.
Нельзя не отметить и такую важную проблему, от которой напрямую зависит эффективность в целом расходной бюджетной политики, как рационализация системы разграничения расходных полномочий по уровням бюджетной системы.
3.Роль доходов и расходов государственного бюджета в экономическом росте.
После глубокого кризиса, вызванного распадом Советского Союза и перестройкой экономики на рыночной основе, Россия наконец вступила в период роста. За пять лет, с 1999 по 2003 год, ее валовой внутренний продукт (ВВП) увеличился на 35,7%, среднегодовой темп роста составил 6,3%, примерно такой же сложился и в 2004 году.
Тем не менее, начавшийся рост пока существенно не повысил уровень жизни основной массы населения (см. таблицу 3.). Напротив, резко увеличился разрыв между богатыми и бедными (к бедным относится почти треть населения страны, особенно велика бедность в сельской местности). Правда, в последние годы он несколько снизился, но все равно ситуация остается драматичной, тем более, что средние данные, говорящие о наметившейся тенденции, не отражают положения в регионах страны.
Как преодолеть бедность, как снизить степень неравенства в доходах? Для этого необходимо не просто повысить темпы экономического роста, но целенаправленно провести некоторое перераспределение доходов. Совместимы ли эти цели? Простейший ответ на вопрос — «нет». Ибо рост на первый взгляд требует снижения налогов, что неизбежно потянет за собой уменьшение государственных расходов, а достижение большего равенства в распределении доходов требует прямо противоположного.
Однако проблема гораздо сложнее — и теоретически, и практически. Экономический рост и распределение его результатов, в котором участвует государство, глубоко взаимосвязаны. Их оптимальное соотношение — условие здорового развития, в том числе и самого роста, без которого, конечно, и распределять было бы нечего.
Удельный вес населения РФ (в процентах) с доходами ниже прожиточного минимума |
|||||
Наименование |
Годы |
||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
Всего |
28,9 |
27,3 |
25,0 |
20,6 |
17,5 |
В сельской местности. |
- |
- |
32,0 |
28,8 |
28.5 |
Таблица 3.
3.1. Распределение доходов и социально-экономическое развитие
Бедность значительной части населения и глубокая пропасть, разделяющая бедных и вновь появившихся богатых, «новых русских», - острейшая социальная и экономическая проблема современной России. Проблема эта давно преодолена развитыми государствами, но она сохраняет взрывоопасный характер в большинстве развивающихся и трансформирующихся стран. Конечно, полного равенства при рыночной экономике быть не может (как, впрочем, и при любой другой формации), но определенная степень его вполне достижима – не в последнюю очередь благодаря соответствующей социальной политике государства.
Опыт развитых стран – достаточно веское доказательство того, что достигнутая ими степень равенства в распределении доходов – основа социального мира, оберегающего общество от всевозможных потрясений и революций. В экономическом отношении такое равенство становится важнейшим условием роста потребительского спроса. А он, в свою очередь, - очень важный показатель: отставание потребительского спроса от роста производства может порождать (и порождало в прошлом) глубокие экономические кризисы.
Степень равенства или неравенства статистически определяется по распределению индивидуальных доходов между определенными категориями населения. Все население страны деля по уровню личных доходов на какое-то количество групп (5, 10, 20) и определяют долю каждой в общем объеме личных доходов населения. Важнейший общий показатель, на основе которого сравнивают степени дифференциации доходов, - коэффициент Джини (его еще называют индексом концентрации доходов населения). Не будем говорить о том, как он исчисляется, отметим лишь, что этот коэффициент характеризует степень отклонения реального распределения доходов от идеального (равномерного), когда на долю каждой группы доходополучателей приходилась бы точно такая же доля совокупного дохода или потребления. Коэффициент Джини равняется нулю при абсолютном равенстве, и ста процентам (или единице) при совершенном неравенстве. Чем ближе этот коэффициент к ста, тем более неравномерно распределение доходов в стране.
Таблица 4, которая здесь приведена, показывает величину коэффициента Джини (с 1961 по 1996 год) в высокоразвитых странах, в странах развивающегося мира (в данном случае в ряде латиноамериканских стран) и в России.
Страна |
Годы |
|||
1961 — 1965 |
1971 — 1975 |
1981 — 1985 |
1991 — 1996 |
|
Великобритания |
24,3 |
23,3 |
27,1 |
36,1 |
Франция |
47,0 |
43.0 |
34,9 |
32,7 |
Германия |
28.1 |
30,6 |
32,2 |
30,0 |
Швеция |
- |
27,3 |
31,2 |
25,0 |
США |
34,6 |
34,4 |
37,3 |
40,8 |
Бразилия |
- |
61,9 |
61,8 |
59.1 |
Мексика |
55,5 |
57,9 |
50,6 |
51,9 |
Венесуэла |
- |
47,7 |
42,8 |
48,8 |
Россия |
- |
- |
- |
48,7 |
Таблица 4.
Как видим, развитые страны отличаются гораздо более высокой степенью равенства в распределении доходов, нежели латиноамериканские. Коэффициент Джини в странах Европы колебался в пределах 25—35% (самым низким он был в Швеции). Правда, с середины 70-х годов этот показатель заметно вырос в Великобритании и США (в США он превысил 40%). Что касается латиноамериканских стран, то коэффициент Джини там выше уровня европейских в полтора-два раза и достигает 50—60% — свидетельство крайне неравномерного распределения доходов в этих государствах. Коэффициент Джини в России (по данным Всемирного банка за 1996 год), хотя и не поднялся до уровня Бразилии или Мексики, тем не менее одинаков с Венесуэлой и говорит о высокой степени неравномерности распределения доходов в нашей стране.
Красноречивы и показатели, характеризующие разрыв между величиной доходов, приходящихся на долю 10% самой низкой группы доходополучателей и 10% самой высокой группы, из таблицы Всемирного банка (из «Доклада о мировом развитии—2002»). (Табл. 5).
Страны Мира |
Группа доходополучателей |
Разница |
|
самая низкая (10%) |
самая высокая (10%) |
||
Великобритания |
2.6 |
27,3 |
10 |
Франция |
2.8 |
25.1 |
9. |
Германия |
3,3 |
23,7 |
7 |
Швеция |
3.7 |
25,1 |
6,6 |
США |
1,8 |
30,5 |
16 |
Бразилия |
1,0 |
46,7 |
46 |
Мексика |
1.6 |
41,1 |
26 |
Венесуэла |
1.6 |
37,6 |
23 |
Россия |
1 7 |
38,7 |
23 |
Таблица 5.
В развитых странах разрыв в доходах высшей и низшей групп достиг своего максимума (в 16 раз — только в США) и колебался в пределах 6—10 раз. А вот в странах Латинской Америки этот разрыв составляет десятки раз. К сожалению, и Россия оказалась в том же ряду: на долю высших 10% доходополучателей приходилось в 23 раза больше доходов, нежели на долю низших 10%. (Наша официальная статистика приводит иной показатель — 14,5. Однако, по мнению экономистов, с, учетом сокрытия доходов, разрыв составляет все же 23—25 раз, то есть соответствует показателю Всемирного банка.)
На степень равенства доходов влияет множество обстоятельств разнонаправленного действия. Здесь и доходы от собственности, резко увеличивающие долю высшей группы доходополучателей и уровёнь, качество образования; которые, напротив, сокращают дифференциацию, и, наконец, степень занятости населения и многое другое. Немаловажное значение имеет и государство — его социальная политика, если она направлена на определенное перераспределение доходов, на увеличение социальных расходов (это и находит свое отражение в различии тех коэффициентов дифференциации, о которых речь шла выше).10
3.2. Темпы экономического роста и государственные расходы
Как влияют государственные расходы, и прежде всего расходы социального характера, на экономический рост? Эти категории находятся в сложной диалектической взаимосвязи. С одной стороны, государственные расходы определенно способствуют экономическому росту. Перераспределяя доходы через налоговую систему и социальные выплаты, государство увеличивает потребительский спрос, развязывая тем самым одно из важных противоречий рыночного хозяйства — возможный дисбаланс между ростом производства и ростом потребления. Кроме того, как уже говорилось, государство берет на себя — и эта функция приобретает все более важное значение — заботы о стратегической стороне экономического роста. А именно государственные расходы на образование, здравоохранение, фундаментальные исследования, на поддержание важных научно-технических проектов и отраслей — необходимое условие развития любой страны.
Однако существует и «другая сторона медали». По мере увеличения государственных расходов (речь идет о развитых странах) начинают усиливаться признаки их отрицательного влияния. Прежде всего — рост налогового бремени. О том, что наступают пределы дальнейшего роста налогового бремени, сигнализируют многие явления: снижаются нормы сбережений и инвестиций, экономика уходит «а тень», падают стимулы к трудовой деятельности, к инвестированию, увеличиваются группы населения, предпочитающие жить на государственные пособия, а не на доходы, облагаемые налогами, и т.д. Другим сигналом может быть появление хронических бюджетных дефицитов, с помощью которых правительства пытаются решать свои проблемы, не прибегая к увеличению налогового бремени. Но тогда развивается инфляция.
Проблемой становится и колоссальное увеличение бюрократического аппарата. Усложнение органов управления порождает коррупцию, администрирование, потерю эффективных обратных связей с экономическими и социальными процессами. Принятие и выполнение решений становятся замедленными и растянутыми. Долгосрочный анализ статистических данных, характеризующих соотношение между долей государственных расходов и темпами роста (и по отдельным странам, и по множеству стран мира), показывает: по мере увеличения государственных расходов темпы роста ВВП в конечном счете становятся ниже.
Однако существует ли между этими показателями некая жесткая количественная зависимость, которую можно выразить вполне определенными величинами и которые, по мнению некоторых экспертов, даже могли бы служить ориентиром для политики государства? Такой однозначной зависимости на самом деле нет: слишком много других моментов — и экономических и социальных — опосредуют эту связь. В качестве примера, подтверждающего данное заключение, рассмотрим соотношение между долей государственных расходов в ВВП и темпами роста экономики на протяжении послевоенного периода в развитых капиталистических странах (см. табл. 6).
Доля государственных расходов по периодам в процентах к ВВП (А) и темпы
роста реального ВВП (В).
Таблица 6.
Страна |
Годы |
|||||
1951— 1960 |
1961— 1970 |
1971— 1980 |
1881— 1990 |
1991— 2000 |
||
АНГЛИЯ А В |
34 2,6 |
39 3.7 |
43 1.9 |
45 2,8 |
40 1,9 |
|
Франция А В |
30 4,5 |
40 5,8 |
46 2,6 |
54 2,4 |
52 1.8 |
|
Германия А В |
37 5.0 |
39 4.8 |
48 2.7 |
45 2,2 |
46 1,8 |
|
Италия А В |
- 6,4 |
35 5,6 |
42 3,2 |
51 2,1 |
- 1,5 |
|
Швеция А В |
- 3,5 |
- 4,5 |
61 1,5 |
58 2,3 |
57 2,3 |
|
США А В |
27 3,5 |
31 4,5 |
34 1,5 |
37 2,3 |
35 2,3 |
|
Япония А |
25 |
- |
33 |
32 |
- |