Файл: Доходы и расходы бюджета (Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов. Налоговые доходы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обяза­тельств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии пре­доставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет суб­сидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

Федеральным законом о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год должны быть установлены верхний предел общей суммы государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых в валюте Российской Феде­рации, и верхний предел государственных гарантий Рос­сийской Федерации, предоставляемых для обеспечения обя­зательств в иностранной валюте. Общая сумма предостав­ленных государственных гарантий Российской Федерации включается в состав государственного долга.

Для эффективного функционирования финансовой сис­темы государственной власти особое значение имеет пра­вильное, с наибольшей отдачей использование расходов как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.

Нельзя не отметить и такую важную проблему, от ко­торой напрямую зависит эффективность в целом расходной бюджетной политики, как рационализация системы разгра­ничения расходных полномочий по уровням бюджетной си­стемы.

3.Роль доходов и расходов государственного бюджета в экономическом росте.

После глубокого кризиса, вызванного распадом Советского Союза и перестройкой экономики на рыночной основе, Россия наконец вступила в период роста. За пять лет, с 1999 по 2003 год, ее валовой внутренний продукт (ВВП) увеличился на 35,7%, среднегодо­вой темп роста составил 6,3%, примерно такой же сложился и в 2004 году.

Тем не менее, начавшийся рост пока существенно не повысил уровень жизни основ­ной массы населения (см. таблицу 3.). Напротив, резко увеличился разрыв между богатыми и бедными (к бедным относится почти треть населения страны, особенно ве­лика бедность в сельской местности). Правда, в последние годы он несколько снизился, но все равно ситуация остается драматичной, тем более, что средние данные, говоря­щие о наметившейся тенденции, не отражают положения в регионах страны.

Как преодолеть бедность, как снизить степень неравенства в доходах? Для этого необходимо не просто повысить темпы экономического роста, но целенаправленно провести некоторое перераспределение доходов. Совместимы ли эти цели? Про­стейший ответ на вопрос — «нет». Ибо рост на первый взгляд требует снижения нало­гов, что неизбежно потянет за собой умень­шение государственных расходов, а дос­тижение большего равенства в распреде­лении доходов требует прямо противопо­ложного.


Однако проблема гораздо сложнее — и теоретически, и практически. Экономичес­кий рост и распределение его результатов, в котором участвует государство, глубо­ко взаимосвязаны. Их оптимальное соотношение — условие здорового развития, в том числе и самого роста, без которого, конечно, и распределять было бы нечего.

Удельный вес населения РФ (в процентах) с доходами ниже прожиточного минимума

Наименование

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

Всего

28,9

27,3

25,0

20,6

17,5

В сельской местности.

-

-

32,0

28,8

28.5

Таблица 3.

3.1. Распределение доходов и социально-экономическое развитие

Бедность значительной части населения и глубокая пропасть, разделяющая бедных и вновь появившихся богатых, «новых русских», - острейшая социальная и экономическая проблема современной России. Проблема эта давно преодолена развитыми государствами, но она сохраняет взрывоопасный характер в большинстве развивающихся и трансформирующихся стран. Конечно, полного равенства при рыночной экономике быть не может (как, впрочем, и при любой другой формации), но определенная степень его вполне достижима – не в последнюю очередь благодаря соответствующей социальной политике государства.

Опыт развитых стран – достаточно веское доказательство того, что достигнутая ими степень равенства в распределении доходов – основа социального мира, оберегающего общество от всевозможных потрясений и революций. В экономическом отношении такое равенство становится важнейшим условием роста потребительского спроса. А он, в свою очередь, - очень важный показатель: отставание потребительского спроса от роста производства может порождать (и порождало в прошлом) глубокие экономические кризисы.

Степень равенства или неравенства статистически определяется по распределению индивидуальных доходов между определенными категориями населения. Все население страны деля по уровню личных доходов на какое-то количество групп (5, 10, 20) и определяют долю каждой в общем объеме личных доходов населения. Важнейший общий показатель, на основе которого сравнивают степени дифференциации доходов, - коэффициент Джини (его еще называют индексом концентрации доходов населения). Не будем говорить о том, как он исчисляется, отметим лишь, что этот коэффициент характеризует степень отклонения реального распределения доходов от идеального (равномерного), когда на долю каждой группы доходополучателей приходилась бы точно такая же доля совокупного дохода или потребления. Коэффициент Джини равняется нулю при абсолютном равенстве, и ста процентам (или единице) при совершенном неравенстве. Чем ближе этот коэффициент к ста, тем более неравномерно распределение доходов в стране.


Таблица 4, которая здесь приведена, показы­вает величину коэффициента Джини (с 1961 по 1996 год) в высокоразвитых странах, в стра­нах развивающегося мира (в данном случае в ряде латиноамериканских стран) и в России.

Страна

Годы

1961 — 1965

1971 — 1975

1981 — 1985

1991 — 1996

Великобритания

24,3

23,3

27,1

36,1

Франция

47,0

43.0

34,9

32,7

Германия

28.1

30,6

32,2

30,0

Швеция

-

27,3

31,2

25,0

США

34,6

34,4

37,3

40,8

Бразилия

-

61,9

61,8

59.1

Мексика

55,5

57,9

50,6

51,9

Венесуэла

-

47,7

42,8

48,8

Россия

-

-

-

48,7

Таблица 4.

Как видим, развитые страны отличаются го­раздо более высокой степенью равенства в рас­пределении доходов, нежели латиноамериканс­кие. Коэффициент Джини в странах Европы ко­лебался в пределах 25—35% (самым низким он был в Швеции). Правда, с середины 70-х годов этот показатель заметно вырос в Великобрита­нии и США (в США он превысил 40%). Что каса­ется латиноамериканских стран, то коэффици­ент Джини там выше уровня европейских в пол­тора-два раза и достигает 50—60% — свиде­тельство крайне неравномерного распределения доходов в этих государствах. Коэффициент Джини в России (по данным Всемирного банка за 1996 год), хотя и не поднялся до уровня Бразилии или Мексики, тем не менее одинаков с Венесуэ­лой и говорит о высокой степени неравномерно­сти распределения доходов в нашей стране.

Красноречивы и показатели, характеризующие разрыв между величиной доходов, приходящих­ся на долю 10% самой низкой группы доходопо­лучателей и 10% самой высокой группы, из таб­лицы Всемирного банка (из «Доклада о миро­вом развитии—2002»). (Табл. 5).

Страны Мира

Группа доходополучателей

Разница

самая низкая

(10%)

самая высо­кая

(10%)

Великобритания

2.6

27,3

10

Франция

2.8

25.1

9.

Германия

3,3

23,7

7

Швеция

3.7

25,1

6,6

США

1,8

30,5

16

Бразилия

1,0

46,7

46

Мексика

1.6

41,1

26

Венесуэла

1.6

37,6

23

Россия

1 7

38,7

23


Таблица 5.

В развитых странах разрыв в доходах выс­шей и низшей групп достиг своего максимума (в 16 раз — только в США) и колебался в пределах 6—10 раз. А вот в странах Латинской Америки этот разрыв составляет десятки раз. К сожале­нию, и Россия оказалась в том же ряду: на долю высших 10% доходополучателей приходилось в 23 раза больше доходов, нежели на долю низших 10%. (Наша официальная статистика приводит иной показатель — 14,5. Однако, по мнению эко­номистов, с, учетом сокрытия доходов, разрыв составляет все же 23—25 раз, то есть соответствует показателю Всемирного банка.)

На степень равенства доходов влияет мно­жество обстоятельств разнонаправленного дей­ствия. Здесь и доходы от собственности, резко увеличивающие долю высшей группы доходополучателей и уровёнь, качество образования; ко­торые, напротив, сокращают дифференциацию, и, наконец, степень занятости населения и мно­гое другое. Немаловажное значение имеет и го­сударство — его социальная политика, если она направлена на определенное перераспределение доходов, на увеличение социальных расходов (это и находит свое отражение в различии тех коэффициентов дифференциации, о которых речь шла выше).10

3.2. Темпы экономического роста и государственные расходы

Как влияют государственные расходы, и преж­де всего расходы социального характера, на экономический рост? Эти категории находятся в сложной диалектической взаимосвязи. С одной стороны, государственные расходы определен­но способствуют экономическому росту. Пере­распределяя доходы через налоговую систему и социальные выплаты, государство увеличивает потребительский спрос, развязывая тем самым одно из важных противоречий рыночного хозяй­ства — возможный дисбаланс между ростом про­изводства и ростом потребления. Кроме того, как уже говорилось, государство берет на себя — и эта функция приобретает все более важное зна­чение — заботы о стратегической стороне эконо­мического роста. А именно государственные рас­ходы на образование, здравоохранение, фунда­ментальные исследования, на поддержание важ­ных научно-технических проектов и отраслей — необходимое условие развития любой страны.

Однако существует и «другая сторона меда­ли». По мере увеличения государственных рас­ходов (речь идет о развитых странах) начина­ют усиливаться признаки их отрицательного влияния. Прежде всего — рост налогового бре­мени. О том, что наступают пределы дальней­шего роста налогового бремени, сигнализируют многие явления: снижаются нормы сбережений и инвестиций, экономика уходит «а тень», па­дают стимулы к трудовой деятельности, к ин­вестированию, увеличиваются группы населе­ния, предпочитающие жить на государственные пособия, а не на доходы, облагаемые налогами, и т.д. Другим сигналом может быть появление хронических бюджетных дефицитов, с помощью которых правительства пытаются решать свои проблемы, не прибегая к увеличению налогово­го бремени. Но тогда развивается инфляция.


Проблемой становится и колоссальное уве­личение бюрократического аппарата. Усложне­ние органов управления порождает коррупцию, администрирование, потерю эффективных об­ратных связей с экономическими и социальны­ми процессами. Принятие и выполнение реше­ний становятся замедленными и растянуты­ми. Долгосрочный анализ статистических дан­ных, характеризующих соотношение между долей государственных расходов и темпами роста (и по отдельным странам, и по множе­ству стран мира), показывает: по мере увели­чения государственных расходов темпы рос­та ВВП в конечном счете становятся ниже.

Однако существует ли между этими показате­лями некая жесткая количественная зависимость, которую можно выразить вполне определенны­ми величинами и которые, по мнению некоторых экспертов, даже могли бы служить ориентиром для политики государства? Такой однозначной за­висимости на самом деле нет: слишком много других моментов — и экономических и социальных — опосредуют эту связь. В качестве примера, подтверждающего данное заключение, рассмот­рим соотношение между долей государственных расходов в ВВП и темпами роста экономики на протяжении послевоенного периода в развитых капиталистических странах (см. табл. 6).

Доля государственных расходов по периодам в процентах к ВВП (А) и темпы

роста реального ВВП (В).

Таблица 6.

Страна

Годы

1951— 1960

1961— 1970

1971— 1980

1881— 1990

1991— 2000

АНГЛИЯ

А

В

34

2,6

39

3.7

43

1.9

45

2,8

40

1,9

Франция

А

В

30

4,5

40

5,8

46

2,6

54

2,4

52

1.8

Германия

А

В

37

5.0

39

4.8

48

2.7

45

2,2

46

1,8

Италия

А

В

-

6,4

35

5,6

42

3,2

51

2,1

-

1,5

Швеция

А

В

-

3,5

-

4,5

61

1,5

58

2,3

57

2,3

США

А

В

27

3,5

31

4,5

34

1,5

37

2,3

35

2,3

Япония

А

25

-

33

32

-