Файл: Доходы и расходы бюджета (Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов. Налоговые доходы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О чем говорит эта таблица? В течение 50-х и 60-х годов доля государственных расходов уве­личивалась, рос и валовой внутренний продукт

— ВВП. Увеличение государственных расходов, видимо, не только не мешало, но и служило од­ним из сильных стимулов к высоким темпам развития. Более того, сами высокие темпы ро­ста создавали материальную основу для уве­личения бюджетных расходов государства. Особенно быстро, как мы видели выше, увели­чивались в этот период и социальные расходы. Перелом наступил в 70-х годах прошлого века, когда целый ряд неблагоприятных обстоя­тельств (особенно нефтяной кризис 1973—1974 годов) вызвал замедление экономического роста всех стран. Конечно, нельзя говорить, что это связано лишь с государственными расходами, достигшими своего «потолка». И, тем не менее, их величина превратилась на деле в одну из причин замедления экономического развития.

Дальнейший рост государственных расходов усилиями правительств удалось приостановить. Уже третье десятилетие этот «потолок» оста­ется весьма высоким, и сочетается он с довольно умеренными темпами экономического роста. Как представляется, для развитых стран складыва­ется модель роста, соответствующая постинду­стриальной стадии развития, когда стабильно-высокая доля государственных расходов (35— 50% ВВП) соседствует с весьма умеренными темпами роста — порядка 2—3% в год.

А как выглядели соотношения между вели­чиной государственных расходов и темпами экономического роста в постсоциалистичес­ких странах Восточной и Центральной Евро­пы? Возьмем пример Чехии, Венгрии и Польши. Надо сказать, что «переходный» кризис в этих странах не был столь глубоким и длительным, как в России. Уже начиная с 1992—1994 годов там начался рост экономики. Пришлось ли им для этого резко снижать долю государствен­ных расходов в ВВП? Посмотрим на цифры (табл.7).

Доля государственных расходовв процентах к ВВП (А) и темпы роста реального ВВП (В).

Страна

Годы

1990

1994

1995

2001

2002— 2005

Чехия

А

62

46

45

47

47

В

-1,2

2,2

5,9

3,3

3,7

Венгрия

А

46

52

49

42

45

В

-3,5

2,9

1,5

3,8

4,6

Польша

А

42

49

48

47

45

В

-11,6

5,2

7,0

1,0

3,6

Италия

А

35

42

51

В

6,4

5,6

3,2

2,1

1,5


Таблица 7.

Как видим, снижать долю государственных расходов для перехода к росту не пришлось. Сие означает, что не снизились и социальные расходы. Примеры показывают: правы те ис­следователи, которые не считают, что между темпами роста и долей государственных рас­ходов в ВВП существует жесткая, однознач­ная зависимость. На самом деле здесь наблю­дается «веер возможностей», зависящий от множества конкретных обстоятельств.

Эти выводы о соотношении уровня государ­ственных расходов и темпов экономического роста имеют важное значение для реалистичес­кого понимания той модели роста, которая более приемлема для России — с ее проблемами бедно­сти и крайне неравномерного распределения до­ходов на нынешней стадии развития. Экономи­ческий рост не может быть самоцелью. Он необ­ходим для повышения качества жизни и разви­тия самого человека или иначе — для преодоле­ния бедности и катастрофического неравенства в распределении доходов (даже ценой некоторо­го замедления намечаемых показателей роста). Такой рост обеспечит, в конце концов, сбаланси­рованность развития страны, долгосрочные ус­ловия для социально-экономической стабильно­сти и усиления человеческого потенциала.

Заключение.

Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Была создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ, - которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российский Федерации. Новый Налоговый кодекс четко разграничит полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов и приравненных к ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы.