Файл: Лекция Информационноаналитическая работа в овд. План Система информации в органах внутренних дел. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в органах внутренних дел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция № 5. Информационно-аналитическая работа в ОВД.
План:

  1. Система информации в органах внутренних дел.

  2. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в органах внутренних дел.

  3. Содержание, методы и техника аналитической работы в органах внутренних дел.



1. Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики

Роль и значение информации в управлении. Информационные процессы составляют основу управления и единственно возможным объяснением факта сохранения организованности систем является непрерывное поступление к ним информации, характеризующей как явления, происходящие в окружающем ми­ре, так и процессы, происходящие в данных системах.

Следовательно, основой возникновения и одним из главных признаков процесса управления является информация, которая беспрерывно циркулирует как между компонентами самой системы, так и между системой и окружающей ее средой функционирования. То есть, об управлении, как таковом, можно го­ворить только в такой системе, где ее элементы и объекты внешней среды свя­заны между собой и находятся в постоянном информационном взаимодействии. Сама же информация, составляя основу управления, является также и опреде­ляющим фактором характера самих процессов управления, протекающих в сис­теме органов внутренних дел, которые осуществляются лишь в пределах посту­пающей в систему информации. Поэтому характер этой информации определяет не только способ решения поставленных задач, но и оптимальность решений в целом. В связи с этим широко известно такое выражение: "Плохая информация — плохое решение, недостаточная информация — недостаточно эффективное решение".

Однако не всякая информация представляет ценность для осуществляе­мых в системе органов внутренних дел процессов управления, а лишь та, кото­рая соответствует задачам и функциям системы органов внутренних дел.

Являясь непременным атрибутом управления, информация присуща всем
этапам управленческого цикла. Действительно, выработка и принятие управ­ленческого решения начинается, как правило, с получения, а затем переработки задающей информации, информации об ограничениях и информации о состоя­нии объектов управления и внешней среды. Функция организации исполнения управленческих решений также не мыслится без наличия информации о состоя­нии системы органов внутренних дел и условий их функционирования, облег­чающих или затрудняющих выполнение поставленных задач. Информация, сиг­нализирующая о результатах деятельности органа, меняющейся оперативной обстановки и ходе выполнения принятых решений, является основой для осу­ществления таких функций процесса управления, как регулирование и коррегирование, учет и контроль. В конечном счете, вся эта информация является осно­вой для подготовки нового управленческого цикла.

Таким образом, можно сделать вывод, что любой процесс управления, осуществляемый в социальных системах, по своей сути является информационным процессом, связанным с получением, переработкой и передачей информа­ции. Информация, как таковая, в данном случае выступает непосредственным инструментом управления.

Сам же процесс управления в информационном аспекте можно рассмат­ривать как:

- восприятие системой информации о состоянии объекта управления и внеш­ней среды;

- переработка принятой информации согласно алгоритма управления в коман­ды, соответствующие целям функционирования системы;

- передача данных команд объектам внутриорганизационного управления.

Понятие информации и системы информации. В самом общем понимании информация представляет собой сведения или сообщения, заключающие в себе новые данные, которые воспринимаются, перерабатываются и используются людьми для организации своей деятельности. В кибернетике и науке социального управления понятие информации тесно увязывается с двумя факторами. Во-первых, с наличием определенной системы и происходящими в ней процес­сами управления; во-вторых, поскольку любая система является средством ре­шения определенных задач, информацией являются лишь те сведения, которые полезны для решения этих задач.



Таким образом, к информации относятся лишь те сведения, форма и со­держание которых поняты и восприняты системой, необходимы ей и использу­ются в осуществляемых ей процессах управления.

Сообщения, хотя принятые и переработанные системой, но не имеющие значения для решения поставленных перед ней задач (т.е. не несущие информа­ции), называются информационным шумом. К дезинформации относятся те со­общения, которые отклоняют систему от правильного решения и создают в ней субъективное представление об уменьшении неопределенности (получатель не знает, что это неверная информация).

Применительно к деятельности системы органов внутренних дел понятие информации можно сформулировать как сведения, характеризующие:

состояние и деятельность системы органов внутренних дел и объектов ее внешнего воздействия;

состояние и воздействия внешней среды, определяющие ее деятельность.

Нетрудно заметить, что данное определение носит самый общий характер. Наполнить его конкретным содержанием возможно путем рассмотрения систе­мы информации, которая представляет собой совокупность видов информации, используемой в процессе управления органами внутренних дел, и ее классифи­кации.

Всю совокупность сведений, составляющих систему информации органов внут­ренних дел по их роли и участию в процессах управления системой, можно раз­бить на следующие виды:
Информация, характеризующая установки концептуальной среды (задающая информация). Эта информация, во-первых, определяет цели и задачи органов внутренних дел как объекта их управления и, во-вторых, задает ограничения в их функционировании, определяет положения об их деятельности. Сюда отно­сятся законы, указы, решения и постановления федеральных органов госу­дарственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, ор­ганов местного самоуправления, наделенных соответствующей компетенцией.

Информация, характеризующая географические, политические, социаль­но-экономические и демографические условия, в которых протекает деятель­ность органов внутренних дел. Это информация о факторах, определяющих и как само состояние правопорядка (как социального явления), так и характер
деятельности системы органов внутренних дел. К этому виду относятся сведения о:

- географических характеристиках (размерах, рельефе, климатических услови­ях и пр.) региона обслуживания, его административно-территориальном делении и т.д.;

- политической и экономической ситуации, складывающейся в регионе;

- состоянии и развитии производительных сил, промышленности, агропро­мышленного комплекса, строительства, транспорта, связи, здравоохранения, образования, культуры, торговли, быта и пр.

- численности населения, его половозрастной структуре, занятости, уровне об­разования, размещении, миграционных процессах, наличии лиц, ранее судимых, страдающих аномальными проявлениями (алкоголизм, наркомания, психиче­ские и венерические заболевания, суициды и пр.).

Источниками данного вида информации являются статистические органы, органы образования, культуры, здравоохранения, предприятия, учреждения и т.п.

Информация, характеризующая состояние объектов внешнего воздействия сис­темы органов внутренних дел — правонарушения, причины и условия их со­вершения, явления, выходящие за рамки установленного общественного порядка, лиц, совершивших противоправные деяния, отбывающих наказание и про­чие сведения:

  • о состоянии, уровне, динамике и структуре правонарушений (имеются в виду преступления и административные правонарушения), их географии времени, месте и обстоятельствах совершения и условиях, способствующих совершению, объектах преступного посягательства и т.д.;

  • о лицах, совершивших правонарушения, их половозрастной структуре, заня­тости общественно-полезным трудом, месте работы и жительства, образова­тельном цензе, прошлых судимостях, нарушении общественного порядка. Основным источником данного вида информации являются органы внутренних дел, так как они главным образом ведут данную регистрацию и учет. Дополни­тельно, в незначительном объеме эти сведения регистрируются судебными органами (в основном дела частного обвинения), прокуратурой, административными комиссиями администраций и товарищескими судами по месту работы и жительства граждан.


Информация, характеризующая состояние и результаты деятельности самой системы органов внутренних дел. Этот вид информации определяет про­цесс внутриорганизационного функционирования системы и эффективность ее деятельности по выполнению функций внешнего управления. Соответственно этому сведения составляют две группы:

1. Сведения о состоянии органов внутренних дел:

- структурное построение органа внутренних дел;

  • его штатную численность (в целом и по службам), укомплектованность, каче­ственный состав кадров (образовательный и возрастной ценз, стаж работы в органах внутренних дел вообще и в данной службе в частности), расстановку личного состава и т.д.;

  • техническую оснащенность органа средствами транспорта, криминалистической и оперативной техники и пр.;

2. Сведения о деятельности органов внутренних дел:

- организаторской деятельности органа в целом, ее характере и направленности;

- раскрытии и расследовании преступлений;

- работе по общей и индивидуальной профилактике;

- розыскной работе;

- работе со спец. аппаратом;

- работе с подучетным элементом;

  • административно-юрисдикционной деятельности;

  • соблюдении законности;

- работе по жалобам и заявлениям граждан;

- использовании оперативной и криминалистической техники;

- правовой пропаганде и пр.

Источниками данного вида информации, как видно из перечня, также яв­ляются в основном органы внутренних дел, а также органы, осуществляющие всевозможные проверки системы, общественные организации, органы местного самоуправления, граждане и средства массовой информации.

Информация, характеризующая состояние и результаты функ­ционирования взаимодействующих с органами внутренних дел в поддержании правопорядка объектов внешней среды. Этот вид информации отражает дея­тельность правоохранительных органов, не входящих в систему органов внут­ренних дел (суд, прокуратура, ФСБ и налоговая полиция, таможенные органы;