Файл: Понятие и виды правосознания (Виды и типы правосознания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Правосознание является одной из форм общественного сознания, которая представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.

Государство придает особое значение вопросам повышения уровня правосознания граждан, что подтверждается принятием Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Для формирования высокого правосознания и правовой культуры граждан в нашей стране осуществляется правовое воспитание, в котором участвуют не только государственные органы, но и общественные структуры, средства массовой информации, трудовые коллективы и граждане.

Правосознание, относится к ключевым категориям современной юридической науки. Формирование этой юридической категории происходит параллельно с развитием государства и напрямую зависит от преобладающих в обществе системы ценностей. Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания и отражает все явления и процессы жизни общества.

Актуальность работы состоит в том, что научное изучение правосознания имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Без определения точного места правосознания в структуре правовой культуры невозможно создать и реализовать научную программу формирования и развития правовой культуры россиян в целом - важнейшего фактора равития российского права.

Объект курсовой работы составляют общественные отношения, возникающие в процессе формирования правосознания в России.

Предмет курсовой работы составляет совокупность процессов, явлений, отношений, закономерностей, связей, присущих правовому сознанию и представляющих интерес с точки зрения цели исследования.

Целью курсовой работы является теоретическое объяснение общих закономерностей развития правосознания и его видов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие и структуру правосознания;
  • дать общую характеристику видам и типам правосознания;
  • раскрыть по уровню развития основные виды правосознания;
  • проанализировать современное состояние правосознания в России.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов, как М.К.Горбатова, А.В. Домнина, Л.А. Морозова, М.Е. Панкратова, В.В. Сорокин и других, разрабатывающих вопросы теории государства и права.


Методологической основой исследования послужили анализ литературы; анализ нормативно-правовой документации; сравнение; классификация, обобщение, исторический метод, специально-юридический и сравнительно-правовой.

Структура и объем работы соответствует целям и задачам, поставленным перед исследованием. Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе исследованы вопросы, посвященные проблеме определения правосознания как юридической категории. Проанализированы различные подходы к определению правосознания и обозначены факторы, влияющие на его формирование.

Во второй главе раскрывается содержание основных видов правосознания по их уровню. Проанализировано современное состояние правосознания в России.

В заключении работы сделаны общие выводы по теме исследования.

1. СУЩНОСТЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ

1.1. Понятие и структура правосознания

Правосознание является одной из форм общественного сознания. Оно отражает определенную часть общественного бытия - юридическую действительность. Термин «правовое сознание» давно утвердился в юридической науке, хотя он является несколько односторонним - в силу самой непосредственной связи права с государством точнее было бы говорить о государственно-правовом сознании. Оно охватывает как собственно правовые, так и государственные явления. Наряду и вместе с правовой формой сознания существуют, например, моральное, религиозное, политическое сознание. Все эти формы перекрещиваются и взаимно дополняют друг друга[1].

В процессе глобальных изменений в нашей стране на рубеже ХХ–ХХI вв. появляются новые трактовки правосознания, которые напрямую отражают изменения в обществе. В настоящие время трактовки правосознания отражают плюралистические идеи нашего общества как в вопросах социального бытия, так и в иных сферах жизнедеятельности личности и общества в целом. Ведущие теоретики права, пытаясь преодолеть одномерность классового подхода к пониманию и сущности правосознания, обратили свое внимание на многогранность и многоаспектность данного явления. В трактовках наших современников можно найти морально-этический, эмоциональный, нравственно-ценностный и ряд иных немаловажных компонентов, которые являются значимыми для личности, группы и общества в целом при определении правового сознания как формы общественного сознания[2].


Согласно мнению профессора Р.Х. Макуева, правосознание – это «совокупность правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений, убеждений и других проявлений, выражающих отношение людей, их разнородных общностей к действующему праву, на основе которых ими делается вывод о чертах желаемого права»[3]. В свою очередь, А.Б. Венгеров, определяет правосознание «как объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву - этому целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой системы»[4]. М.Н. Марченко дает следующую трактовку категории: «Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т. е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом»[5].

Сегодня в юридической науке наиболее распространенным подходом к определению правосознания является следующее: «правосознание - это одна из форм общественного сознания, органично входящая в правовую систему общества и представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций и установок людей в отношении всей юридической действительности»[6].

Государство придает особое значение вопросам повышения уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан, что закрепляется в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.)[7].

Основы закрепляют, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры. В связи с этим Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Государство должно создавать условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств[8].


Государство и право как институциональные образования с момента своего возникновения и во все периоды исторического развития сопровождаются психологически и идеологически. Вначале эмоционально, а затем и в развернутых суждениях люди выражают свое отношение к государственно-правовым реалиям. Оценивается государство и законодательство; правовое поведение граждан и должностных лиц и его результаты; правоохранительные органы и результаты обеспечения безопасности; свое собственное поведение. В качестве самостоятельной сферы оценок выделяется деятельность и профессиональное сознание юристов - судей, прокуроров, адвокатов, следователей, юрисконсультов.

Правосознание пронизывает все стадии правотворческого процесса (правотворческая инициатива, разработка, согласование, обсуждение, доработка, принятие проекта нормативно-правового акта) и, как результат, - находит свое выражение в содержании норм права. Поэтому приобретают значение личностные и профессиональные характеристики лиц, участвующих в работе над проектами законов и принимающих нормативно-правовые акты.

С точки зрения структуры выделяют две части правосознания: правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология - это систематизированное выражение вовне концептуальных представлений, взглядов, понятий, убеждений, теорий о правовой действительности. Идеология предполагает осмысление соответствующего предмета на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и только потом усваивается (или не усваивается по причине сложности и оторванности от повседневности) населением. Глубокое постижение правовой идеологии достигается в процессе получении юридического образования и целенаправленным самообразованием при знакомстве с литературными и нормативно-правовыми источниками[9].

Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности; психологические элементы правосознания - это отношение и к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний («праведное» или «не праведное», «справедливое» или «несправедливое», «радует» или «огорчает», и т.д.). В информационном обществе часто психологические факторы формируются целенаправленно искусными идеологами и политиками. Но было бы ошибочно безоговорочно говорить о первенстве правовой идеологии над правовой психологией. По естеству, наоборот, рациональному знанию предшествует знание чувственное; знанию глубокому и систематизированному предшествует знание случайное, фрагментарное, складывающееся стихийно и в эмоциональной окраске. В действительности правовую идеологию и правовую психологию не отделить друг от друга, они переплетаются и взаимопроникают друг в друга, тесно взаимодействуя между собой. Особое значение имеет ментальность народа, особенности национальной идеологии и психологии[10].


Иногда в структуре правового сознания выделяют и поведенческие элементы, которые характеризуют готовность личности к совершению сознательных правовых поступков. На этом уровне на основе идеологических и психологических элементов формируются определенные поведенческие ориентации, мотивы, установки.

Под правовой установкой понимается предрасположенность субъекта к восприятию (оценке) правовых реалий и сформировавшаяся на ее основе готовность к правовому поведению. Установка может быть положительной или отрицательной. В основе ее лежит жизненная позиция и приобретенный ранее правовой опыт. Совокупность правовых установок и жизненных мотивов поведения дает правовую ориентацию.

Высокий уровень правового сознания каждого члена общества обеспечивает правомерное поведение, надлежащую реализацию правовых норм (соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав). Высокий уровень правосознания правоприменителей обеспечивает надлежащий режим законности и правопорядка. Отсюда приобретают важное значение функции правосознания - основные направления его действия на волю людей и их поступки. К ним относятся информационная, ориентационная, правопобудительная, правосозидающая функции.

Информационная функция иначе именуется познавательной и заключается она в предоставлении определенных знаний о государственно-правовых реалиях и внутреннем мире субъекта, его установках, его идеологии.

Ориентационная дает возможность для оценок и направлена на правовую подготовку в области государства и законодательства.

Правопобудительная имеет своей целью стимулировать или принудить субъекта к определенному правотворческому или правореализационному решению.

Правосозидающая - непосредственно творит право. Это очевидно для представителей психологических теорий. Но правотворческое значение правосознания в той или другой степени признается и иными школами[11].

Таким образом, роль правосознания просматривается в трех направлениях: это источник права, поскольку отражает назревшие потребности правового регулирования; сопровождает все формы и стадии процесса реализации права; служит оценке правомерного поведения субъектов.

1.2. Виды и типы правосознания

В юридической литературе правосознание принято классифицировать по двум основаниям - по субъектам и по уровням правосознания.