Файл: Понятие и виды правосознания (Виды и типы правосознания).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
Если власть игнорирует массовые нарушения закона, если на стадии реализации происходит эмпирическая корректировка его положений, а на каждом уровне вразрез с заложенными целями истолковываются положения закона, то граждане адаптируются к безвластию официально установленных органов власти и ориентируются на экономически господствующие структуры[30].
Граждане повсеместно сталкиваются со сложившимся экономическим механизмом, позволяющим трактовать государственные установления в процессе применения недолжными лицами. Официальное толкование запаздывает или идет по пути санкционирования сложившихся отношений. Как правило, власть оценивают с точки зрения эффективности принятых управленческих решений. Не случайно любые последовательные действия власти по корректировке экономического механизма, по наведению порядка воспринимаются позитивно, растет доверие к понятным реальным действиям органов власти, конкретным мероприятиям.
Попытки замены органов власти структурами гражданского общества вызывает недоверие со стороны граждан. Природа конкретных некоммерческих организаций, социальная пристрастность, ориентация на защиту интересов и потребностей определенных социальных групп (и способов защиты прав отдельных граждан), а не на общее совершенствование социального регулирования, понятна гражданам. Именно поэтому граждане считают необходимым установить более жесткий контроль за их деятельностью со стороны государства.
Обобщенная эмоциональная оценка власти населением негативна. Практика применения (или неприменения) закона в интересах определенных групп, давление коммерческого интереса на правовые решения различного уровня подрывают доверие к государству как выразителю общей воли и общего интереса[31].
Переходное развитие правовой системы показывает, что изменения системы права и системы законодательства могут происходить в сравнительно короткие сроки, в то время как правовое сознание, приобретенное обществом в течение долгой жизни, не может подвергаться быстрым переменам. Тем не менее, в условиях переходного периода скорость негативных изменений в правосознании может увеличиваться в десятки раз.
Среди факторов, обусловливающих низкий уровень российского правосознания, в современный период называют: юридическую безграмотность, отсутствие правового опыта и навыков, правовой информированности; неуважение к праву, неприятие правовых ценностей (правовой нигилизм), одной из причин которого является внедрение в российскую правовую систему правовых ценностей, не имеющих национальных корней.
Правосознание современного периода претерпевает определенные «встряски», связанные с изменениями в повседневной общественной и правовой жизни. Осмысление и формирование оценки к тому или иному событию или явлению в правовой жизни происходят уже после того, как они свершились.
Одной из негативных черт современного российского правосознания является юридическая безграмотность и наличие размытых представлений о праве, правовой сфере. Кроме того, по мнению многих ученых, одна из причин низкого уровня правосознания кроется в факторе «западной экспансии», в настойчивом и непродуманном внедрении образцов западной культуры и традиции в российскую правовую систему[32].
В последнее время все более заметна тенденция откровенного навязывания миру западных идеологических и культурных ценностей, моделей поведения и представлений об окружающей действительности. Следует отметить, что во многом развитие правовой культуры и правового сознания зависит от того, как они формируются, - сознательно, открыто, путем разработки и учета собственного (национального) исторического, государственного опыта или складываются и внедряются явочным порядком, без деклараций и обсуждений.
Как показывает практика, развитие идеологии России шло по второму пути, и потому отличается противоречивостью, радикальностью и парадоксальностью. Л.А. Морозова отмечает, что «в настоящее время идет процесс интенсивного насаждения, внедрения в жизнь российского государства институтов, категорий, ценностей, законов западного образца жизни, которые, может быть, хороши с точки зрения западной цивилизации, но совершенно не соответствуют менталитету россиян. Любые реформы обречены на провал, если они не опираются на традиции российского общества»[33]. В правовом сознании должна сохраняться традиция права конкретного общества. Для России эта многовековая традиция заключается в идеале справедливости, приоритете общесоциальных интересов, в коллективизме, в уважении к государству и др.
Из всего вышесказанного следует отметить, что приоритетным направлением в развитии российского правосознания должна стать актуализация творческого воспитания своего собственного, неповторимого правосознания, имеющего прочные корни и традиции.
Уникальность и самобытность российского правового сознания призвана отражать такая категория, как правовой менталитет. Правовой менталитет - это совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить и переживать, испытывать различные эмоциональные состояния по поводу правовых отношений, это устойчивая настроенность мотивации и ценностных ориентаций человека, сплачивающая его в социальные группы и исторические общности, следующие единым правовым нормам[34].
Чтобы отразить уникальность и неизменность отечественного правового сознания, а вместе с ним и уникальность российской правовой системы, Т.В. Синюкова оперирует категорией правовой ментальности, под которой понимает умственный и духовный строй народа, его духовную инварианту. Через ментальность правовая теория выходит за пределы чисто государственно-законодательной трактовки правового сознания в более глубокую область вне позитивных правовых феноменов (подсознание, надсознание, символы, архетипы, образы права и т. д.)[35].
Право и законы не могут развиваться в очень быстром темпе, они должны быть согласованы с менталитетом населения. Проходящие в стране реформы и перемены редко удовлетворяют подлинные интересы граждан и находят опору в их правосознании, так как не согласованы с традициями, стереотипами, историческими и географическими факторами. Именно традиционализм, генетическая фундаментальность встают сегодня на пути амбициозных проектов преобразований, становясь правопрепятсвующим фактором для новых радикальных правовых проектов. В результате несовпадения интересов реформаторов и правосознания граждан российская правовая система становится все более декларативной, неустойчивой. Требуется изучение собственных, социально-культурных, исторических и специальных юридических основ российской правовой системы.
Таким образом, реформирование общества требует учитывать традиции, развивать их, а не разрушать. Правосознание как духовный элемент правовой системы обладает такими общими чертами, как консервативность, статичность, тесная взаимосвязь с другими элементами правовой системы, отражательный и воздействующий характер и др. В период глобализации, в переходное время, российское правосознание отличается следующими специфическими чертами: фрагментарность, противоречивость, радикальность, преобладание в массах правового нигилизма.
Основными причинами такого состояния правосознания являются наспех проводимые реформы, по западным образцам и без учета собственного исторического опыта, которые не находят опоры в сознании общества. Размытые представления о праве; самоустранение государства из многих сфер общественных отношений; отсутствие творческого воспитания своего собственного неповторимого правосознания[36].
Реформирование общества требует учитывать правовой менталитет российского общества. Изменения вектора правовой реальности должно проводиться структурами власти на основании отраженной справедливости в сознании общества. Наличие справедливого начала в идеи, есть мотив выбора именно этого поступка. В противном случае правовая система может стать декларативной.
В современный период особого укрепления требует такой уровень правосознания, как правовая психология, что актуально в связи с неоспоримым фактом применения технологий манипулирования общественным сознанием с целью попытки внедрения в массы идеологии глобализации. Избежать негативного влияния глобализации на правовую систему и правосознание можно путем формирования адекватной системы правового воспитания и образования, а также актуализации типологической самоидентификации русского правового сознания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования понятия и видов правосознания, можно сделать следующие выводы.
Правосознание представляет собой форму общественного сознания, которая входит в правовую систему общества и представляет собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций и установок людей в отношении всей юридической действительности. Правовое сознание имеет сложную структуру, в которую входят правовая идеология и правовая психология. При этом выполняет информационную, ориентационную, правопобудительную, правосозидающую функции в обществе, что в результате должно сказаться на правомерном поведении общества и снижении количества правонарушений.
Правосознание может быть классифицировано по субъектам и по уровням правосознания. Правомерное поведение субъектов обеспечивается сформированностью всех функций (уровней) правосознания. Уровень сознания представляетс собой показатель глубины познания природы и общества, меры практической деятельности человека. В структуре правосознания выделяют три уровня: обычное, профессиональное и научное, которые зависят от степени знания права и глубины отражения правовой действительности.
Обыденное правосознание является результатом первоначальной стадии правовой социализации личности, но имеет огромное социальное значение, так как в некоторых случаях оно раньше, чем юридическая теория, поднимается до необходимости преобразований в сфере права.
Профессиональное правосознание определяет качественный уровень, совокупность правовых знаний, убеждений, представлений о праве, формирующихся у юристов-профессионалов, специалистов-правоведов на основе мировоззренческой правовой идеологии и специальных юридических знаний и практической юридической деятельности.
Высшим уровнем является научное правосознание, которое формируется в результате научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления интеллектуально. Теоретическое правосознание как система правовых знаний проникает в сущность государственно-правовых явлений, вскрывает закономерности их функционирования и развития.
Правовое сознание является сложной и многогранной социально-правовой категорией, при этом ему отводится важная роль в механизме регулирования поведения людей в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание не сводится к механическому усвоению и реализации норм права, это оценка действующего права, оценка правовых явлений личностью, группой и обществом в целом, взгляды и суждения на правовую действительность, идеи о желаемых изменениях в правовой сфере, которые формируются под воздействием господствующих в обществе многоуровневых систем ценностей и установок.
Проявление законности в обществе зависит и от уровня правосознания и правовой культуры граждан. Одной из причин нарушения законности является низкий уровень правосознания и правовой культуры в обществе. Кризис правосознания во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, существенным разрывом между нормами и реальными общественными отношениями, отсутствием эффективного процесса правотворчества, деятельности государственных органов и должностных лиц.
Данное социально-правовое явление находится в прямой зависимости от иных социальных систем и явлений общественной жизни, пребывающих в постоянном развитии и трансформации. В процессе анализа правосознания необходимо учитывать связь данного явления с правовой психологией, экономическими и производственными отношениями, которые существенным образом влияют на уровень правосознания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168 // Российская газета. – 14.07.2011. – № 151.
Беденков В.В. Понятие и структура обыденного правосознания // Известия Алтайского государственного университета. – 2016. - № 3. - с. 23 – 27.
- Буклова З.К. Исторические этапы развития (становления) российского правосознания и его особенности // Право и политика. 2009. - № 7 (115). - С. 1524 - 1534.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега – Л., 2005. – 559 с.
Горбатова М.К., Домнина А.В. Теоретические подходы к содержанию профессионального правосознания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. - № 2 (1). – с. 299 -306.
- Зорькин В.Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества // Журнал российского права. 2012. - № 7. – С. 18 – 20.