Файл: Понятие и виды правосознания (Виды и типы правосознания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По субъектам различают индивидуальное, групповое и общественное правосознание.

Индивидуальное правосознание - это представления, взгляды, эмоции и пр. одного человека. Оно в своей совокупности неповторимо.

Групповое правосознание охватывает сходные черты правового сознания, свойственные определенной категории граждан (студентов, пенсионеров, педагогов, судей, полицейских и т.д.). Общесоциальное и правовое положение разных групп не одинаково, что и обусловливает особенности представлений о праве и государстве определенной социальной группы.

В качестве особой разновидности группового правосознания следует выделить корпоративное, обусловленное местом соответствующей организации в трудовых отношениях.

Общественное правосознание свойственно всему обществу в силу присущего ему менталитета, общего положения, обусловленного существующими государственно-правовыми институтами, своими правовыми обычаями, юридическими традициями, получившими отражение в сознании данного общества.

Общественное правосознание складывается из представлений о юридической действительности отдельных индивидов, отдельных социальных групп. Однако оно не сводимо ни к групповому, ни к индивидуальному правосознанию, поскольку ни первое, ни второе не в состоянии отразить его качественного состояния во всем многообразии[12].

Следующий вид классификации правосознания, который применяется в теории государства и права, по уровню, потому что анализ правосознания является одной из задач системной проблематики взаимосвязи элементов человеческого сознания и социально приемлемого поведения личности.

Уровень сознания - показатель глубины познания природы и общества, меры практической деятельности человека. В структуре правосознания выделяют три уровня: обычное, профессиональное и научное, которые зависят от степени знания права и глубины отражения правовой действительности[13].

Обыденное правосознание складывается стихийно, самопроизвольно. Оно производно от эпизодического столкновения с юридической сферой жизни общества. Обыденное правосознание представляет собой отражение правовых явлений на основе повседневного опыта, в связи с чем его соотносят с практическим правосознанием. На этом уровне чувственное преобладает над рациональным, конкретное над абстрактным. Значительный объем в нем занимает не идеология, а психологические проявления. Обыденное правосознание часто ошибочно, хотя и здравый смысл занимает здесь определенное место. Данный вид правового сознания можно обнаружить не только на индивидуальном, но и на групповом и общественном уровне.


Профессиональное сознание свойственно людям, имеющим специальную юридическую подготовку. Здесь в равной степени наличествуют приобретенная в учебном заведении правовая идеология и то, что привносится в сознание опытом квалифицированной работы. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, оценкой значения соответствующих юридических процедур. Это правосознание практикующих юристов - судей, прокуроров, адвокатов, юристов учреждений и предприятий. В принципе профессиональное сознание юристов характеризуется устойчивостью и положительным отношением к праву. Однако, наряду с положительной характеристикой правовых установок профессиональных юристов, отмечают и своего рода профессиональную деформацию их сознания, притупленность его и внутреннюю раздвоенность.

Высшим уровнем является теоретическое (научное) правосознание. Оно формируется в результате научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления интеллектуально, значительно более осмысленно. Теоретическое правосознание как система правовых знаний проникает в сущность государственно-правовых явлений, вскрывает закономерности их функционирования и развития.

Общая характеристика обыденного, профессионального и теоретического правового сознания в историческом контексте общественного развития дает представление о типе правосознания.

Под типом правосознания понимается совокупность характерных и в то же время существенных черт правовой идеологии и психологии, отражающих их связь с обществом на соответствующей стадии развития.

Долгое время господствовало теократическое правовое сознание, в котором государственный строй и законодательство - одновременно и религия, а религиозные заповеди и обычаи - правовые законы. Индивид в этом сознании не занимает никакого места.

Противоположностью ему является светское правосознание, утвердившее себя в отделении государства от церкви, в превознесении знания, личной и индивидуальной духовности.

Новый тип правосознания формируется на этапе возвращения этой противоположности духа к началу единства божественной и человеческой природы, к примирению между ними во имя истины и свободы. Естественно-правовое сознание соединяется с позитивно-правовым.

С позиций цивилизационного подхода возможно деление согласно делению цивилизаций, каковых довольно много. Назовем только два вида: развитые и неразвитые. Правовое сознание до периода буржуазных революций вообще можно охарактеризовать как неразвитое, несформировавшееся[14].


Таким образом, правосознание – это одна из форм общественного сознания, органично входящая в правовую систему общества и представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций и установок людей в отношении всей юридической действительности.

Правовое сознание имеет сложную структуру, в которую входят правовая идеология и правовая психология; выполняет информационную, ориентационную, правопобудительную, правосозидающую функции; классифицируется по субъектам и по уровням правосознания; в историческом контексте развития подразделяется на типы правосознания.

2. ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

2.1. Обыденное правосознание

Обыденное правосознание, будучи духовным началом в праве, оказывает существенное мотивационное воздействие на общественные отношения, правовое поведение и является одним из ведущих факторов развития правовой активности личности. Обыденное правосознание направлено на обеспечение личного и общественного благополучия, стабильности, на подготовку к неблагоприятным внешним воздействиям, что способствует постановке цели действия и способов ее достижения. Здравый смысл позволяет находить взаимосвязи между вещами и явлениями по принципу объяснения неизвестного через известное с помощью аналогии, а также предполагать будущее развитие событий[15].

Обыденное правосознание представляет собой самый первый уровень правосознания. Этот уровень свойствен основной массе членов общества. Он возникает под влиянием конкретных жизненных обстоятельств, личного правового опыта и характеризует отношение лица к праву на бытовом уровне в различные переходные периоды.

Профессор В.В. Сорокин считает, что «признаки переходности наблюдаются во всех компонентах правовой системы современной России. В условиях коренных перемен общество оказывается без необходимой правовой базы, механизма ее реализации. В юридической литературе правосознание общества оценивается как недостаточно развитое, не полностью сформировавшееся, отличающееся фрагментарностью, противоречивостью и радикальностью. Фрагментарность правосознания, во многом обусловлена разрывом единого правового пространства, когда ранее господствующие правовые ценности оказываются отторгнутыми, а в отношении новых еще не сложился общественный консенсус»[16].


Обыденное правосознание - результат первоначальной стадии правовой социализации личности, когда ею усваиваются конвенционные социальные нормы. По мнению В.В. Беденкова, основным путем формирования обыденного правосознания являются межличностное общение и неформальные отношения в семье, школе, университете, на работе и т.д.

Обыденное сознание есть тот уровень сознания, с которого люди начинают свою практическую жизнь. Путь по линии «обыденное правосознание - практическое - профессиональное - теоретическое» преодолевается вомногом благодаря обучению и воспитательной деятельности. Однако это не исключает воздействия на человека непосредственных условий жизни и повседневного опыта[17].

Характерная черта обыденного сознания состоит в том, что оно конкретно ориентирует личность в окружающем мире, но не может дать глубокое понимание тех или иных явлений, включая правовые.

В процессе формирования практического правосознания обыденное правосознание может укрепляться, углубляться и расширяться. Не исключена и серьезная ломка ранее устоявшихся представлений о праве, сопровождающаяся острыми психологическими переживаниями.

Обыденное правосознание может быть подразделено на определенные разновидности по его субъектам: индивидуальное, групповое и общенациональное. Значимость подхода к обыденному правосознанию с учетом его носителей определяется тем обстоятельством, что позволяет вскрыть роль и значение обычного права. В случае с индивидуальным и групповым обыденным правосознанием роль обычного права вполне очевидна и признается большинством исследователей: человек живет, взаимодействуя с конкретной социальной (национальной, религиозной) общностью; общность есть носитель определенной морали, обычаев, традиций. Однако применительно к общегосударственному уровню обычное и религиозное право многим юристам и государственным деятелям представляется архаизмом. Происходит это потому, что они не видят способа вписать обычное право многих народов в существующую правовую систему, игнорируют общенациональное обыденное правосознание, тесно сопряженное с духовными и моральными ценностями, выраженным чувством справедливости.

Вместе с тем, полагает В.В. Беденков, именно феномен справедливости занимает важное место в обыденном сознании людей. Он является одним из центральных для оценки правового развития и основным элементом нравственного сознания. Справедливость относится не только к юридическим отношениям, но и к моральным и характеризует соотношение и оценку нескольких явлений или поступков с точки зрения распределения блага и зла между людьми, например, соотношение преступления и наказания, действия и воздаяния за него, прав и обязанностей. Несоответствие между тем и другим рассматривается как несправедливость[18].


Многие исследователи сходятся в том, что большинство россиян не склонны руководствоваться в сфере правоотношений правовыми принципами и нормами. Как справедливо отмечает А.В. Старикова, перемены, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, практически не изменили негативного отношения населения к праву, а, возможно, даже усилили его[19]. Отрицательно сказываются на состоянии правосознания населения и общественного мнения о праве рост преступности, коррумпированность власти, неэффективность судебной системы. Сюда же можно отнести пропаганду в средствах массовой информации различных моделей криминального поведения.

Ситуация осложняется тем, что нравственные нормы, регулирующие как общесоциальные, так и межличностные отношения в российском обществе, разрушены или существенно деформированы, что явилось следствием распада Советского государства и последовавших за этим радикальных изменений в общественном устройстве страны. В.В. Беденков считает, что «для современного российского общества характерно подчеркнутое игнорирование окружающих и общепринятой морали и даже умышленное нанесение вреда окружающим. То, что еще недавно было аморальным, становится привычным и повсеместно распространенным. В итоге уровень развития морального сознания большинства населения уже не в состоянии компенсировать неразвитое правовое сознание»[20].

Правовой нигилизм, слухи о всеобщей коррумпированности власти, штампы, подобные высказываниям «мафия бессмертна», и прочее свидетельствуют о серьезном разладе в российском правовом механизме. Однако сохранившиеся в различных группах позитивное обычное, религиозное правосознания, по существу, являются теми островками, на которых можно строить прочное здание национальной правовой системы России, которая будет положительно оценена в обыденном правосознании. Структуру обыденного правосознания разные авторы видят по-своему, используя различные подходы в исследовании данного вопроса.

Стоит согласиться с мнением М.Е. Панкратовой, которая при рассмотрении вопроса обыденного сознания выделяет в нем рациональную и эмоциональную сферы. В рациональной сфере накапливаются итоги личного, индивидуального опыта человека[21].

Решение проблемы формирования обыденного правового сознания и правовой культуры современного общества невозможно без учета его структуры. По мнению В.В. Беденкова, «в обозначенном направлении необходимо: