Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Сущность, классификация и виды бизнес-процессов предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 3
Введение
Создание систем эффективного управления предприятиями разных отраслей и видов деятельности – одна из проблем, стоящих перед современным менеджментом. Универсального алгоритма для создания таких систем управления не существует, однако возможна разработка общих принципов построения систем управления бизнесом. В число наиболее передовых методов построения систем эффективного управления входит так называемый процессный подход к управлению.
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы, связанные с управлением процессами в целях повышения качества их результатов. Так, раскрываются основные принципы процессного подхода к управлению предприятием, даются основные понятия, термины и определения, приводятся дополнительные преимущества и возможности, которые приобретает предприятие, внедрившее процессный подход к управлению, описываются наиболее распространенные проблемы, возникающие при планировании бизнес-процессов.
Цель написания состоит в применении процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
- раскрыть основные принципы процессного подхода к управлению предприятием,
- дать основные понятия, термины и определения,
- описать преимущества и возможности процессного подхода, которые приобретает предприятие,
- описать наиболее распространенные проблемы, возникающие при планировании бизнес-процессов.
Сущность, классификация и виды бизнес-процессов предприятия
С принятием международного стандарта ISO 9000-2000 в основу построения системы менеджмента качества официально заложен процессный подход, который предполагает определение сети бизнес-процессов предприятия и последующую работу по их улучшению.
Понятие «бизнес-процесс» состоит из двух частей: бизнес + процесс. Бизнес – это экономическая деятельность, приносящая прибыль или другую выгоду. Процесс – это ход, развитие чего-либо, движение, последовательность действий. Определение процесса сформулировано в МС ISO 9000–2000:
«любая деятельность или совокупность деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс». [6]
Бизнес-процесс – это взаимосвязанные виды деятельности, которые по определенной технологии преобразуют входы в выходы, представляющие ценность для потребителя и обеспечивающие прибыль предприятию .
Назначение процесса определяется тем результатом, который планируется получить на выходе, поэтому рассмотрение процесса следует начинать с определения его выходов.
Выходы бизнес-процесса – объекты, являющиеся результатом выполнения бизнес-процесса, потребляемые другими бизнес-процессами или внешними по отношению к организации клиентами. Как правило, у процесса бывает несколько выходов, а у каждого выхода существует свой потребитель, который и определяет спецификацию (требования) на выход (продукт) и соответственно, на его ценность. В качестве выхода могут выступать: продукция, работа, услуга, информация.
Входом в бизнес-процесс выступают ресурсы в любых формах (материальные, человеческие, информационные), возникшие вне данного
процесса, но перерабатываемые внутри него для получения желаемого результата. [2]
Так как процессов на предприятии множество и все они определенным образом взаимосвязаны, то выход одного процесса часто является входом в другой процесс.
Управляющие воздействия: Стандарты, нормативы, регламенты
Распоряжения руководства, планы, графики и др.
ВХОД
Ресурсы процесса
Сырье Материалы Комплектующие Полуфабрикаты Информация
Человеческие ресурсы Документация и др.
ВЫХОД
Продукция Информация Документация и др.
ПРОЦЕСС
Механизм исполнения процесса
Ответственные исполнители Материальные ресурсы Инфраструктура Оборудование
Программное обеспечение Финансы и др.
Рисунок 1 – Схема бизнес-процесса [7]
Ресурсы бизнес-процесса – финансы, информация, сырье, материалы, оборудование, персонал, инфраструктура, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес-процесса.
Клиент (потребитель) бизнес-процесса – субъект, получающий и использующий выходы (результаты) бизнес-процесса. Клиенты (потребители) подразделяются на внешних и внутренних.
Одним из основных этапов построения процессной организации и управления деятельностью предприятия является выделение и классификация бизнес-процессов. Классификация процессов возможна по следующим признакам: [8]
- по области распространения в организации: функциональные (в рамках одного подразделения) и межфункциональные (сквозные – связывают ряд подразделений);
- по масштабу: стратегические (обеспечивают взаимодействие предприятия со всеми заинтересованными сторонами – потребителями, государством, поставщиками, конкурентами), тактические, действующие между структурами предприятия, оперативные – как специальные проекты;
- по отношению к потребителям: внешние и внутренние;
- по отношению к получению добавленной ценности:
- основные процессы, добавляющие ценность (ценность – результат сопоставления выгод, которые получает потребитель в результате приобретения товара, «дорогой, но качественный товар», «среднее качество по низкой цене»);
- вспомогательные процессы, не создающие непосредственно добавленной ценности, но необходимые для обеспечения основных процессов.
- процессы развития, направленные на совершенствование как основных, так и вспомогательных процессов.
Основными процессами являются те, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуги, представляющие ценность для потребителя и обеспечивающие доход предприятию. Как правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного (не более десяти). На рисунке 9 приведено несколько определений и особенностей основных бизнес- процессов предприятия.
Следует различать понятия «ценность» и «стоимость» продукта. Ценность зависит от полезности продукта, его основных потребительских
свойств, от назначения и способности удовлетворять соответствующую потребность. Добавление ценности продукции обусловлено улучшением совокупности свойств: функциональности, надежности, технологичности, безопасности, экологичности и др. Следовательно, добавление ценности продукции означает повышение ее качества.
К основным процессам относятся процесс закупок, получения заказов, производство, сбыт.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- Бизнес-процессы, которые создают продукт, представляющий ценность для внешнего клиента;
- Бизнес-процессы,
продукцию которых
за
клиент
готов платить деньги;
3 Бизнес-процессы,
которых
генерирование доходов
целью
является
ОСОБЕННОСТИ
- Определяют профиль бизнеса
- Имеют стратегическое значение 3 Развиваются или сокращаются в
зависимости
рынке
от
ситуации на
Рисунок 2 – Основные бизнес-процессы
Вспомогательные процессы – это процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов. В общем виде они обеспечивают ресурсами все бизнес-процессы предприятия. В отличие от основных количество обеспечивающих процессов достигает несколько десятков. Вспомогательные процессы напрямую не добавляют ценности продукту или услуге, но увеличивают его (ее) стоимость. К вспомогательным можно отнести процессы маркетинга, складирования, ремонт оборудования, информационное обеспечение, административно-хозяйственные расходы (рисунок 3).
Классификация и структурирование совокупности процессов предприятия позволяют составить проект бизнес-процесса с описанием всех его конкретных процессов и их взаимосвязей. Такое проектирование процессов способствует анализу и установлению причин, а также мест, где возникают отклонения или несоответствия того или иного процесса требованиям к нему, что необходимо для последующего принятия управленческих решений.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- Бизнес-процессы, которые не создают добавленной ценности продукта
- Бизнес-процессы, клиентами которых являются основные процессы
- Бизнес-процессы, которые поддерживают инфраструктуру предприятия
ОСОБЕННОСТИ
1 Могут превратиться в основные бизнес-процессы, если будут представлять собой
конкурентные
предприятия
2 Не имеют значения
преимущества
стратегического
3
Можно
передавать
на
аутсорсинг
Рисунок 3 – Вспомогательные бизнес-процессы
В ISO 9001–2008 предлагается выделять четыре группы процессов, которые необходимо включать в систему менеджмента качества (СМК), основанную на процессном подходе: [3]
- процессы высшего руководства;
- процессы обеспечения ресурсами (менеджмент ресурсов);
- процессы жизненного цикла продукции;
- процессы измерения, анализа и улучшения.
Таблица 1 – Перечень основных процессов организации по ISO 9001-2008
I Процессы высшего руководства |
II Процессы обеспечения ресурсами |
Определение требований потребителей Разработка политики и целей в области качества Распределение ответственности, полномочий и обмен информацией Анализ СМК со стороны руководства Оценка удовлетворенности потребителей Управление документацией |
Менеджмент персонала Менеджмент финансов Менеджмент основных фондов Менеджмент энергоресурсов Менеджмент транспорта и средств связи Менеджмент информации Маркетинг продукции |
III Процессы жизненного цикла продукции |
1V Процессы измерения, анализа и улучшения |
Планирование процессов жизненного цикла продукции Определение требований к продукции Проектирование продукции Проектирование производственных процессов Управление закупками Управление производством Управление хранением продукции Послепродажное обслуживание |
Мониторинг и измерение процессов Мониторинг продукции Контроль и регулирование качества продукции Управление несоответствующей продукцией Улучшение системы менеджмента качества: –постоянное улучшение; –корректирующие действия; –предупреждающие действия. |
Методы схематического изображения бизнес-процесса
Одним из этапов внедрения процессного подхода является спецификация (описание) процесса. Форма спецификации не регламентирована и выбирается организацией самостоятельно. Спецификация (описание) процесса должна иметь исчерпывающее содержание и включать ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у участников процесса. Иными словами, прочитав ее, исполнитель должен получить ясность, что и как он должен делать.
Существует несколько способов описания бизнес-процессов: текстовое, табличное, графическое. [5]
Текстовое описание не требует особых навыков, однако создает трудности для восприятия и анализа информации о бизнес-процессе. В тексте
тяжело описать параллельность выполнения некоторых работ, а читая текстовое описание бизнес-процесса, невозможно удержать в голове все детали, о которых было написано выше. Кроме того, человеческое подсознание воспринимает информацию эффективней посредством образов. Также следует учитывать разное восприятие одной и той же информации разными людьми, а для совместной работы необходимо одинаковое понимание и представление сути дела.
Пример. Отдел снабжения принимает материалы от поставщика и передает в бухгалтерию товаротранспортную накладную (ТТН) для отражения операции в бухгалтерской программе. [11]
Табличное описание бизнес-процессов. Такой способ передачи информации является более эффективным по сравнению с текстовым. Табличное описание облегчает понимание последовательности выполнения работ (рисунок 4).
№ |
От кого |
Что/Вход |
Операция |
Штатная единица |
Что/ Выход |
Кому |
1 |
Поставщик |
Материалы, сопроводи- тельные документы |
Принимает материалы |
Отдел снабжения |
ТТН |
Бухгалтерия |
2 |
Отдел снабжения |
ТТН |
Отображает нагрузку в бухгалтерской программе |
Бухгалтерия |
– |
Рисунок 4 – Табличный вариант описания бизнес-процесса
Графическое представление бизнес-процессов – наиболее эффективный вариант описания бизнес-процессов. В этом случае человеческому подсознанию уже не надо создавать образы. Графическое представление повышает эффективность работы с описанием бизнес-процессов.