Файл: ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ БЮРОКРАТИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена исследованию такого актуального явления как бюрократия. Актуальным этот феномен был всегда, поскольку с бюрократией мы нередко сталкивались, он неразрывно связан с современным обществом. В её изучение прониклись учёные многих наук: юриспруденты, социологи, политологи, экономисты, учёные в области менеджмента и другие, использующие в качестве объекта исследования властно-управленческие отношения.

Одним из выдающихся исследователей и разработчиков теорий бюрократии является немецкий социолог Макс Вебер. В своих работах он проанализировал сущность и содержание всех институтов управления обществом, которые развивались в процессе исторического развития человечества. Его научные труды положили начало нового направления в социологической науке – социологии организаций.

Данное направление рассматривает управленческие структуры во всех сферах общественной жизни, в которых одним из примеров выступают бюрократические организации, действующие в сфере политики, к числу которых относятся прежде всего государственный аппарат и политические партии. Изучая структуру и деятельность таких организаций, социологи и политологи уделяют основное внимание проблеме в бюрократии и социальным основам этой власти в различных обществах.

Анализ бюрократии в работах Вебера неизменно рассматривался как одна из теоретических основ современной политической социологии. Вместе с тем в центре внимания западных исследователей долгое время находилась главным образом концепция рациональной бюрократии, являющаяся, по мнению большинства учёных и Вебера в частности, лишь одной из нескольких теорий о бюрократии.

В данной курсовой работе речь пойдёт о двух теориях: патримониальной и рациональной. Цель – охарактеризовать эти концепции, выявляя их сущность и специфику. Задача – выполнить цель, обращаясь к научным трудам российских исследователей и самого Вебера.

Конечно, первая модель бюрократического управления не входит в тему работы. Но я считаю, что теорию рациональной бюрократии не стоит рассматривать изолированно, поскольку она была разработана в результате долгого развития социологической и политологической науки. Тем более, как я указывал выше, рациональная бюрократия является лишь составной частью большой Веберовской теории бюрократии и не исчерпывает её в одиночку.

Также будут рассмотрены следующие понятия для всецелого понимания содержания курсовой работы: «механизм государства», «государственный аппарат», «бюрократия и бюрократизм». Они непосредственно связаны с данной темой. Стоит рассказать и о роли бюрократии в функционировании России как современного государства.


ГЛАВА 1. Механизм государства. Общая характеристика

§ 1.1 Государственный аппарат

Прежде чем начать рассуждать о концепциях бюрократии, нужно разобраться в научных истоках данной темы, а именно к такому понятию как «механизм государства».

Проблема трактовки вышеупомянутого термина в юридической науке признана малоразвитой с точки зрения исследований и разработок учёных. Соответственно среди них ещё не сложилось единство мнений насчёт интерпретации понятия «механизм государства». Тем не менее, некоторые учёные приводят механизм государства в двух смыслах: «в узком смысле – как органы государства и в широком – как совокупность государственных органов, учреждений и организаций»[1].

В теории государства и права «механизм государства» тесно связан с понятием «государственный аппарат». Для раскрытия содержания параграфа главы, важно знать соотношение этих терминов.

Проведя анализ, и при этом, обращаясь к юридической научной литературе, я сделал вывод, что механизм государства является первичным понятием по отношению к государственному аппарату. То есть, как утверждает М. М. Рассолов[2], аппарат государства входит в механизм государства как во взаимосвязанную, чёткую, согласованную систему органов власти и иных государственных структур. При этом государственные органы образуют аппарат государства, а иные госструктуры и организации непосредственно участвуют в реализации внутренних (политической, экономической, идеологической, социальной и т. д.) и внешних (интеграции, обороны, сотрудничества с другими государствами) функций государства.

Помимо государственных органов в механизм государства включаются следующие компоненты: службы публичной власти (армия и силовые структуры), государственные корпорации (они являются так называемым «средним звеном» между организациями государственного управления и самостоятельно хозяйствующими частными субъектами) , процедуры принятия государственных решений (выборы, референдум, принятие решений одним или несколькими органами государственной власти в соответствии с принципами и нормами национального и международного права) и ресурсное обеспечение (управление государственной собственностью, проведение денежно-кредитной политики, использование природных ресурсов и так далее).


Стоит ли соотносить механизм и аппарат государства как синонимы? В некоторой степени да, поскольку аппарат государства по своему понятию совпадает с трактовкой механизма государства в узком смысле. То есть государственный аппарат – это система органов государства, которая основана на единстве принципов его организации и деятельности.

О каких же принципах организации и деятельности государства идёт речь? Как пишет известный автор учебников по теории государства и права Л. А. Морозова, принципы представляют собой «основополагающие требования, предъявляемые к построению и деятельности органов государства»[3]. Далее, Людмила Александровна перечисляет их. Я же попробую интерпретировать их своими словами.

Итак, принципы функционирования государственного аппарата постепенно и постоянно подвергались корректировкам в процессе общественного развития, то есть они не остаются неизменными во всех государствах на различных исторических периодах их развития.

Аппарат современного государства функционирует легально (то есть на основе закона и в соответствии с ним), имеет оптимальное построение, сложную структуру. Далее, в своей деятельности он должен быть эффективен, а эффективность в свою очередь обеспечивают нанятые в госаппарат госслужащие, которые являются профессионалами своего дела (имеют специальное образование)[4]. Безусловно, важным принципом организации и работы государственного аппарата является приоритет прав человека, точнее их признание, соблюдение и защита. Этот принцип служит содержанием и смыслом деятельности аппарата государства, а также одновременно представляется критерием оценки работы государственных органов. Каждый гражданин равен в доступе в госслужбу, ровно как имеет право в совокупности с другими гражданами осуществлять общественный контроль (последнее даёт гражданам осуществлять принцип открытости госаппарата).

Пожалуй, заключительным принципом организации и деятельности аппарата государства является принцип разделения властей. Его теоритическая разработка принадлежит Дж. Локку (1632–1704) и Ш. Монтескье (1689–1755). Она была создана как средство эффективного развития и функционирования государственного аппарата и страны в целом. Принцип разделения властей – это разграничение государственной власти на отдельные, независимые друг от друга государственные органы, на каждые из которых возложены специальные права и обязанности в определённой отрасли государственной власти, основанное на системе сдержек и противовесов.


Вкратце перечислю реализацию принципа разделения властей в Российской Федерации: функции и компетенции между органами государственной власти строго распределены; каждому органу власти, осуществляющего свои полномочия, предоставлена определённая самостоятельность; федеральные законы, принимаемые только органами представительной (законодательной) ветви власти, обладают высшей юридической силой (разумеется, уступая Конституции РФ); прямой функцией исполнительной власти является исполнение законов через своё ограниченное нормотворчество по вопросам распорядительной деятельности.

Принцип разделения властей и, основанная на нём, система сдержек противовесов имеет конституционное закрепление в 10 и 11 статьях Конституции Российской Федерации. Для наглядности процитирую десятую статью: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»[5].

А теперь перейдём к структуре государственного аппарата. Как указывают теоретики государства и права, в частности М. М. Рассолов, важнейшим компонентом механизма государства, ровно как и государственного аппарата, является орган государства «как государственное образование, состоящее из отдельного должностного лица либо группы должностных лиц, которые существуют и действуют на основе права»[6]. Далее, профессор нас убеждает в том, именно право (основным источником права[7] в России является нормативно-правовой акт, то есть закон) регламентирует структуру и принципы деятельности и организации государственного аппарата. Безусловно, он прав и в качестве подтверждения приведу примеры.

И снова обратимся к основному закону нашей страны (Конституции), а именно к 11 статье. Здесь мы видим, какие органы (на этот вопрос отвечает первые два пункта данной статьи) и каким образом они (3 пункт 11 статьи) осуществляют государственную власть в Российской Федерации.

Вернёмся к органам государственной власти. Принцип разделения властей определяет три основных ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Обращаю ваше внимание на то, что во всех странах разделение властей реализуется по-разному. И вновь обращаемся к первому пункту 11 статьи Конституции[8]: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»[9], где законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (парламент), состоящее из двух палат (в цитате указаны палаты), исполнительную – Правительство России, а судебную – российские суды.


Но как обстоят дела с Президентом? Согласно ст. 80 КРФ Президент является главой Российского государства. Главой Правительства является Председатель Правительства, назначаемый Президентом с согласия Государственной Думы (Ст. 111 п.1 КРФ).

Большинство учёных считает, что Президента России не стоит относить ни к одной из трёх ветвей власти, поскольку он отдельно представляет особую ветвь (орган) государственной власти, состоящую из одного должностного лица – президентскую.

Что же касается вертикали государственного аппарата, то он (аппарат) функционирует на разных уровнях по территориальному принципу. В российских реалиях существуют 3 уровня: федеральный, региональный и местный. КРФ, Конституции Республик РФ, Федеральные законы гарантируют принцип разделения властей на всех уровнях. Проще говоря, аппарат региональной власти построен по подобию власти федеральной, то есть в каждом субъекте РФ есть своё правительство, свой парламент и свои суды, как и в России в целом.

Также прошу обратить ваше внимание и на то, что согласно ст. 12 КРФ местная власть не входит в систему органов государственной власти. Тем не менее, она (КРФ) её признает и гарантирует её работу.

Таким образом, я дал общую характеристику государственного аппарата, её понятие, структуру и содержание. Также я выявил роль права в функционировании аппарата государства. И теперь зададим себе следующие вопросы: кто осуществляет в этих органах власть на местах или по всей стране? Существует ли какая-то система для эффективного управления государством и страной в целом? На эти вопросы я попробую ответить в следующем параграфе.

§ 1.2 Бюрократия в механизме государства

Выше я отметил (выделил жирным шрифтом на странице 6 курсовой работы) , что отличительным принципом государственного аппарата является то , что в нём работают люди на профессиональной основе. В быту и науке их называют по-разному: государственными служащими, чиновниками, бюрократами.

Уделю внимание истории термина «бюрократия». Её ввёл в научный оборот в середине XVIII в. французский экономист Винсет де Гурней «для обозначения способа осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников»[10]. Отсюда и греко-французское происхождение слова: от фр. bureau – бюро, канцелярия, письменный стол + греч. kratos – власть, господство, то есть «господство канцелярии», «столоначальство».