Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Сущность, классификация и виды бизнес-процессов предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 3
Отобразить отгрузку в бухгалтерской программе
Материалы
Сопроводи– тельные документы
Отдел
Принять материалы
снабжения
Бухгалтерия программа
Рисунок 5 – Графическое представление бизнес-процессов
В таблице 2 показаны наиболее часто применяемые инструменты описания процессов.
Таблица 2 – Характеристика инструментов визуализации процессов
Метод |
Область применения |
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Блок-схема |
Описание системы процессов или отдельного процесса |
|
|
Диаграмма последова- тельности |
Описание повторяемого процесса с установлением алгоритма действий |
|
|
Диаграмма потоков |
Схема движения материального или информационного потока в процессе |
|
|
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
Функциональ ное модели- рование (IDEF0) |
Разновидность диаграммы потоков, применяется, если СМК автоматизирована |
|
|
Карта |
Применяется в том |
– двухмерное |
– показывает лишь один |
процесса |
случае, когда процесс |
изображение |
«срез» из различных |
надо изобразить в |
информативно при |
аспектов процесса |
|
координатах двух его |
восприятии; |
||
параметров (например, |
– удобен в обсуждении |
||
исполнители и время; |
группой |
||
местоположение и |
|||
участник и т.д.). |
|||
Чаще применяется для |
|||
процессов, где важный |
|||
показатель время |
|||
Сетевой |
То же, что и диаграмма |
– незаменим для |
– имеет избыточные |
график |
последовательности |
управления сложным |
данные для линейных |
действий, но с указанием |
процессом; |
процессов, в которых |
|
времени выполнения |
– оптимален для |
время не является |
|
процесса в целом и |
планирования |
важной характеристикой |
|
отдельных его этапов. |
разветвленных, |
||
Примером эффективного |
протяженных во времени |
||
использования сетевого |
процессов |
||
графика является |
|||
организация поставок |
|||
«точно в срок» |
|||
Процессно- |
Разновидность карты |
– позволяет провести |
– не отражает потоки |
функциональ- |
процесса, когда |
анализ загруженности |
процесса |
ная диаграмма |
последовательность |
функций; |
|
действий |
– ясно показывает |
||
раскладывается по |
взаимодействие |
||
функциям |
подразделений в рамках |
||
(подразделениям) |
процесса |
||
организации |
Рассмотрим основные инструменты описания бизнес-процесса более подробно. [12]
Блок-схема – графическое изображение процесса. Обычно те или иные действия обозначаются в блок схеме прямоугольниками или квадратами с названием действий или объектов. Связь между обозначенными элементами процесса указывается стрелками.
Обычная блок-схема имеет следующий вид (рисунок 6).
Требования потребителей
Планирование производства
Производственный план
План поставок
Организация поставок
Поставки
Производство продукции
Хранение
Рисунок 6 – Блок-схема бизнес-процесса
Кроме обычной блок-схемы процесса можно составить межфункциональную блок-схему, в которой показывают, какое подразделение выполняет то или иное действие в установленной последовательности. [6]
Графическое изображение процесса с установлением алгоритма действий носит название диаграммы последовательности. Диаграмма обычно составляется, когда последовательность действий является решающим фактором достижения необходимого результата. Построение диаграммы (алгоритма) процесса осуществляется с помощью графических символов. Рекомендуется использовать простейшие символы, которые приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Символы, используемые для построения алгоритма процесса
Графическое представление |
Описание объекта |
Объект отображает функцию или процесс |
|
Событие, определяющее начало или окончание процесса |
|
Документ |
|
Да Нет |
Объект служит для указания альтернативных результатов. Вопрос, на который надо ответить: да (нет), принято (отвергнуто), соответствует (не соответствует) |
Объект служит для описания контрольных функций |
|
Переход к следующему элементу процесса |
- Этапы внедрения процессного подхода
Выделение процессов и назначение их владельцев
При выделении процессов организации, построенной по функционально- иерархическим принципам, необходимо принимать во внимание ее организационную структуру. Рассмотрим несколько вариантов выделения процессов. Допустим, в организации выделено три отдела.
Начальник департамента
Начальник отдела 1
Начальник отдела 2
Начальник отдела 3
Отдел 1 снабжения
Отдел 2 маркетинга
Отдел 3 сбыта
Рисунок 7 – Организационная структура, построенная по функциональному принципу
С учетом того, что принимается за основной продукт деятельности процесса и кто является ответственным за результат, происходит выделение процессов и назначение владельцев. [9]
Пример 1. Департамент называется «Коммерческий отдел». Коммерческий директор руководит отделами маркетинга, сбыта продукции и закупок сырья. В соответствии с его функциональным назначением начальник департамента является владельцем процесса.
Нач. отдела 1 |
||
Отдел 1 снабжения |
Нач. отдела 3 |
|||
Отдел 3 сбыта |
Рисунок 8 – Пример выделения в департаменте одного процесса
Отдел 2 маркетинга
Начальник департамента
Ресурсы
Показатели
Нач. отдела 2
Алгоритм данного процесса.
Отдел маркетинга, проведя исследования рынка, подает в производственные структуры прогноз продаж продукции на планируемый период, а также информацию о планируемых поставках в отдел снабжения.
Отдел снабжения, получив от производственных структур заявки на закупку сырья и материалов (или информацию об остатках на складах), из отдела маркетинга план производства, осуществляет расчет потребности в сырье и материалах, закупает и организует их поставки. [14]
Отдел сбыта занимается продажами продукции, логистикой поставок.
В данном случае регламент процесса с точки зрения его документирования может совпадать с Положением о подразделении.
Пример 2. В зависимости от особенностей организации в той же коммерческой службе могут быть организованы и другие взаимоотношения с производственными и плановыми структурами. Так, отдел маркетинга может быть объединен с отделом сбыта. Отдел снабжения может быть более тесно связан с производственными и плановыми структурами. В данной ситуации ключевой позицией, которая определяет схему построения процессов, является функция «Расчет потребности в материалах для производства». Если эта функция возложена на плановые или производственные структуры, то отдел
снабжения выделяют как «Процесс снабжения». В данном примере отдел снабжения занимается только снабжением. [8]
Начальник отдела 2
Отдел 2 маркетинга
Начальник департамента
Владелец процесса 2
Ресурсы
Показатели
Начальник отдела 1
(Владелец процесса 1)
Отдел 1 снабжения
Начальник отдела 3
Отдел 3 сбыта
Рисунок 9 – Пример выделения двух процессов
В данном примере возникает вопрос «Кто является владельцем процесса 2?». Решение об этом должен принять начальник департамента. В данной ситуации владельцами процесса могут быть:
- начальник департамента;
- начальник отдела 2;
- начальник отдела 3;
- другое назначенное лицо.
Пример 3. Департамент называется «Служба маркетинга». Три ее отдела ведут разные сегменты рынка: внешний рынок, внутренний рынок и госзаказ. Все три отдела работают параллельно и их деятельность не пересекается. В таком департаменте целесообразно выделить три процесса с тремя владельцами. В этом случае каждый отдел рассматривается как отдельный процесс. Начальник департамента распределяет ресурсы между процессами и получает информацию о деятельности каждого процесса.[8]
Начальник отдела 1
(Владелец процесса 1)
Начальник отдела 2
(Владелец процесса 2)
Начальник отдела 3
(Владелец процесса 3)
Отдел 3
Начальник департамента
Ресурсы
Показатели
Отдел 1
Отдел 2
Рисунок 10 – Пример выделения трех параллельных процессов
В данном примере в Положении о департаменте должна быть ссылка на три регламента процессов.
Разработка документов, регламентирующих проведение процесса
Всю документацию организации можно разделить на два класса:
- документация внешнего происхождения;
- документация внутреннего происхождения. [15]
К документации внешнего происхождения относятся законы РФ, постановления Правительства РФ, государственные и международные стандарты, нормативные документы, справочники, правила эксплуатации оборудования и т.д. К документации внутреннего происхождения относят все документы,
создаваемые внутри организации. Данную документацию подразделяют на:
- регламентирующую – инструкции, положения, стандарты, регламенты, методики, планы, программы, распоряжения и т.д. Отличительная особенность регламентирующей документации в том, что она в процессе работы меняется;
- информационную – акты, протоколы, справки, отчеты, сертификаты, результаты проверки, контроля, испытаний и т.д., особенность которой в том,
что она является неизменной и предназначена для фиксирования какого-либо факта или события.
Основным документом внутреннего происхождения является регламент. Регламент процесса – это документ, в котором в общем виде описывают порядок функционирования процесса. Для подразделения, выполняющего один процесс, регламент может совпадать с положением о подразделении. Следовательно, в документ под названием «Положение о подразделении» можно внести все требования, регламентирующие выполнение процесса и управление им.
Регламент процесса должен содержать следующую информацию о процессе:
- назначение процесса – цель создания, выполнения основной задачи;
- владелец процесса – назначенное должностное лицо, отвечающее за результат процесса;
- выходы и потребители процесса – перечень выходов процесса с указанием спецификаций на них, а также потребителей и порядка взаимодействия с ними;
- входы и ресурсы процесса – перечень входов с указанием их поставщиков или вспомогательных процессов, которые поступают на вход;
- показатели процесса – перечень показателей процесса, формы сбора информации и отчетности по процессу;
- документация процесса – перечень документов, регламентирующих проведение всех работ, выполнение функций, входящих в состав процесса, распределение ответственности должностных лиц и персонала за их выполнение; порядок взаимодействия и последовательность выполнения работ и функций. В этот перечень входят все виды инструкций, которыми руководствуется персонал и должностные лица при проведении процесса (технологические, рабочие, должностные, по технике безопасности, по ведению складского и бухгалтерского учета и др.).[8]
Положение о подразделения
Документ уровня
владельца процесса
Документы уровня
владельцев подпроцессов