Файл: правовые нормы, регулирующие отношения по поводу оказания медицинской и лекарственной помощи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 727

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Становление социального государства невозможно без развития такого института, как медицина. Медицина есть залог благосостояния и здоровья не только ныне существующего населения страны, но и будущих поколений россиян, что делает ее важнейшим направлением государственной социальной политики на сегодняшний день. Продолжают существовать определенные проблемы в данной сфере, однако государство в последние годы взяло курс на совершенствование отрасли здравоохранения, повышение качества и продолжительности жизни граждан. По итогам 2019 года средняя продолжительность жизни в России достигла очередного исторического максимума и составила 73,4 года. В 2018 году по данным Минздрава – 72,9 лет. В 2017 году по данным Росстата этот показатель составлял 72,7 лет. В 2015 году в России был побит рекорд средней продолжительности жизни, достигнутый в РСФСР – 71,4 года (для мужчин – 65,9 лет, для женщин – 76,7 лет). Это огромный прогресс по сравнению с 1990-ми. Тем не менее, Россия всё ещё на несколько лет отстаёт по продолжительности жизни от стран Запада, таких как США, Германия или Япония.

На данный момент продолжает быть актуальным вопрос обеспечения населения бесплатными жизненно важными лекарствами. Лекарства – это основа современного лечения, которая позволяет поддерживать уровень здоровья на стабильном уровне и бороться с заболеваниями вне медицинских учреждений. Поэтому столь важно раскрыть тему права граждан на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение.

Объект исследования в курсовой работе – общественные отношения, складывающиеся по поводу оказания медицинской и лекарственной помощи.

Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие отношения по поводу оказания медицинской и лекарственной помощи.

Цель курсовой работы – изучить актуальные проблемы медицинской помощи, лечения и лекарственной помощи, и пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить основные правовые категории в сфере медицинской и лекарственной помощи;

– рассмотреть систему правовых гарантий оказания медицинской и лекарственной помощи;

– исследовать правовой статус застрахованных лиц;

– охарактеризовать особенности санаторно-курортного лечения;

– описать лекарственную помощь инвалидам.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов, как: Афанасьев М.А., Григорьев И. В., Лысенко Е.А., Матвеева Ю.Н., Мачульская Е. Е. и др.


Практическая значимость курсовой работы может быть определена с точки зрения разрабатывающих рекомендаций по решению основных проблем оказания медицинской и лекарственной помощи.

Информационной базой исследования выступают законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам оказания медицинской и лекарственной помощи, монографии и публикации в общероссийских периодических изданиях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

1.1. Основные правовые категории в сфере медицинской и лекарственной помощи

Каждый человек сегодня имеет право на жизнь, а также на получение высококвалифицированной медицинской помощи. Эти правила закреплены в нормах международного права, а также в законодательной системе каждого современного развитого государства. В Российской Федерации право на жизнь закреплено в Конституции, где также установлено и актуализировано право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Охрана здоровья является совокупностью мер, которые направлены не только на сохранение здоровья человека, но также на укрепление его физического и психического состояния.

В перспективе каждое государство стремится создать совершенную систему медицинского обслуживания, увеличить продолжительность жизни человека, его долголетие и активную жизнедеятельность. Отсюда специалисты делают вывод о том, что медицинская помощь выступает в качестве общей системы охраны здоровья граждан, которая структурируется и подразделяется на различные виды, формы и меры поддержания жизнедеятельности организма.

Деятельность, которую государство осуществляет в отношении охраны жизни и здоровья гражданина, основывается на некоторых особо значимых принципах:

– Соблюдение права человека на охрану здоровья;

– Обеспечение государственных гарантий, которые напрямую связаны с данными правами гражданина;


– Приоритетным направлением являются профилактические меры, которые осуществляются в области охраны здоровья граждан, а также поддержании их жизнедеятельности;

– Доступность для каждого человека медицинской и социальной помощи, на которую имеет право каждый гражданин, который проживает на территории государства;

– Органы государственной власти несут прямую ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья и жизни человека[1].

Сопоставляя понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь», следует отметить, что они соотносятся как общее и специальное, т.е. медицинская помощь является квинтэссенцией права на охрану здоровья. Охрана здоровья, помимо медицинской помощи, включает целый ряд профилактических и организационных мероприятий, связанных с реализацией других основных прав и свобод человека.

Таким образом, охрана здоровья граждан – совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование (далее ОМС) – это комплекс мероприятий по охране здоровья, предоставлению бесплатной медицинской помощи в рамках действующего законодательства, а также выполнение профилактических мероприятий. Страхование предоставляет гражданам равные возможности при необходимости врачебного вмешательства. Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных (муниципальных) учреждениях, которая осуществляется за счет уплаты страховых взносов, средств из бюджета и иных поступлений. Предоставление медицинских услуг производится за счет ранее сформированных средств.

К основным гарантированным услугам относятся:

– скорая медицинская помощь (сюда не входят санитарно-авиационные услуги);


– первичное предоставление медицинской помощи;

– лечебно-профилактические мероприятия;

– специализированная помощь;

– оказание услуг в рамках действующего ОМС.

Реализация обязательного медицинского страхования происходит через специализированные юридические организации ― страховые компании. В числе основных задач рассматривается обеспечение населения необходимой медицинской помощью через заключение договоров.

В соответствии с законодательством, все граждане, включенные в систему страхования, вправе получить бесплатную медицинскую помощь на территории всей Российской Федерации. Полис ОМС дает право человеку на получение амбулаторной, скорой и стоматологической помощи в любой медицинской организации.

Организации деятельности системы ОМС Российской Федерации базируется на нормативной правовой базе, представленной федеральным законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами ФОМС, методическими указаниями и рекомендациями, подготовленными ФОМС и Министерством здравоохранения России.

1.2. Система правовых гарантий оказания медицинской и лекарственной помощи

Медицинское страхование является деятельностью, направленной на охрану здоровья населения. Главным принципом Конституции РФ, действующим в области охраны здоровья, является принцип социального государства. Часть 1 статьи 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством и определяет направление её государственной политики - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Необходимым условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека является его здоровье. Принцип социального государства лежит в основе всех конституционных норм, содержащих право на охрану здоровья. Часть 2 статьи 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации здоровье людей охраняется. Часть 1 статьи 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение в случае болезни.

Необходимо особо выделить статью 41 Конституции РФ. Кроме права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, часть 1 этой статьи устанавливает бесплатность оказания медицинской помощи гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и указывает источники её финансирования - средства соответствующего бюджета, страховые взносы, другие поступления: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»[2].


Часть 2 статьи 41 Конституции РФ содержит положение о том, что в Российской Федерации финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.

В целях дополнительных гарантий реализации принципа социального государства в области здравоохранения Конституция относит к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации.

Для укрепления и расширения основ социальной политики государства в области охраны здоровья, Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации координацию вопросов здравоохранения, социальную защиту, включая социальное обеспечение.

Конституция устанавливает обязанность Правительства Российской Федерации обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения. Единство государственной политики в области здравоохранения может быть достигнуто путём систематизации нормативно-правового регулирования и стандартизации медицинской деятельности. Стандарты находятся в ведении Российской Федерации.

Таким образом, устанавливая основные права граждан и обязанности государства в области охраны здоровья, Конституция определяет социальную сущность медицинского страхования и его экономическую основу - страховые взносы.

Страхование, в том числе медицинское, это, прежде всего, гражданско-правовой институт, что обусловливает роль Гражданского Кодекса Российской Федерации в его правовом обеспечении. В соответствии со статьей 927 Гражданского Кодекса РФ297 страхование может быть обязательным и добровольным. При этом обязательным страхование является в случаях, когда законом на указанных в нём лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.

Право на охрану здоровья гарантировано россиянам и другими нормативными актами: как законными, так и подзаконными. Во-первых, отметим Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[3], который устанавливает основы оказания государственной социальной помощи, социальные услуги, оказываемые в порядке социального обслуживания и др. Можно сказать, что данный акт лежит в основе системы социального обеспечения Российской Федерации. Лекарственная помощь и лекарственное обеспечение являются видами социальной помощи, которые данный закон определяет, как натуральную помощь. Вместе с тем, данный закон раскрывает полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие: по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.