Файл: Менеджмент профессионального спортивного клуба на примере ФК «Локомотив» (Особенности моделей спорта разных стран).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика американской и европейской моделей развития профессионального спорта
1.1 Американская модель спорта
1.2 Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей развития профессионального спорта
Глава 2. Менеджмент ФК «Локомотив»
2.3. Основные источники доходов ФК «Локомотив»
2.4. Узнаваемость бренда и основные элементы интеграции для спонсоров
Введение
Тема данной работы была выбрана в связи с кадровыми изменениями в составе ФК «Локомотив». В отставку был отправлен генеральный директор команды Василий Кикнадзе.
Цель курсовой работы – провести анализ системы менеджмента спортивной организации (на примере ФК «Локомотив»).
Задачи курсовой работы:
- Изучить понятие и сущность менеджмента организации;
- Сравнить различные модели спорта;
- Рассмотреть виды деятельности организации;
- Рассмотреть функциональные обязанности генерального директора организации;
- Рассмотреть управление коммерческой деятельностью в организации;
- Дать общую характеристику спортивной организации;
- Изучить организационную структуру;
- Провести анализ деятельности организации;
- Провести анализ коммерческого потенциала организации;
- Дать рекомендации.
Объект исследования: менеджмент спортивной организации.
Предмет исследования: особенности менеджмента спортивной организации
Методы исследования: анализ научной литературы в сфере спортивного менеджмента, экономики, рекламы и маркетинга; анализ открытых информационных источников о деятельности менеджмента клуба.
Информационная база: нормативно-правовые акты, научные публикации в журналах, монографии, публикации в средствах массовой информации, официальный сайт и социальные сети футбольного клуба.
Структура курсовой работы.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и два приложения. В первой главе рассматриваются американская и европейская модели спорта, а также производится их сравнение с российской моделью. Во второй главе проводится анализ некоторых направлений менеджмента ФК «Локомотив», а также производится анализ коммерческих мощностей организации.
Глава 1. Характеристика американской и европейской моделей развития профессионального спорта
1.1 Американская модель спорта
Характеризуя американскую модель, остановимся на основных тенденциях ее развития. Дело в том, что, если будущее американского спорта в большей степени зависит от состояния внутреннего рынка, социальных ценностей, изменений, происходящих в стране, то будущее европейского и российского спорта во многом зависит наряду с другими факторами и от влияния американского профессионального спорта.
Устойчивое положение профессионального спорта в США базируется на высоком спросе на его продукт - зрелище. Если вид спорта становится убыточным, то он прекращает существование как профессиональный. [1] Зрелище - продукт деятельности всех команд лиги. Поэтому клубы, ведя жесткую борьбу на площадке, в спортивном бизнесе являются партнерами. Одна из основных задач лиги - уравновешивание сил соперников, поскольку появление суперклуба означает снижение посещаемости матчей. Известны случаи, когда владельцы лиг шли на кардинальные меры вплоть до роспуска сильнейшей команды, если она начинала побеждать с очевидным преимуществом (хоккей, 1920 г.).
Задачу постоянного уравновешивания спортивных сил и финансовых возможностей клубов решает система драфта, препятствующая появлению одного или нескольких суперклубов. В американском футболе за право обладания Суперкубком борются команды, представляющие не только крупные города, но и другие регионы страны. Например, постоянное «выравнивание» финансовых и спортивных возможностей команд позволило клубу «Грин Бэй Пэккерз» из маленького города бороться и даже выиграть Суперкубок по американскому футболу в 1998 г.
Успех в профессиональном американском спорте тесно связан с размерами прибыли. Но спортивные сооружения, на которых клубы проводят матчи, имеют различную пропускную способность, популярность вида спорта и команды в разных городах различны, столь же неадекватны и телерынки. Таким образом, команды изначально поставлены в разные условия, и потенциально кто-то из них может разориться. Это, в свою очередь, ударит по финансовому положению остальных клубов, т.к. нарушится календарь, снизится количество игр в сезоне, создастся опасный прецедент. Чтобы не допустить этого, лиги установили принцип распределения доходов от продажи билетов, а также равномерно делят между командами деньги от телеконтрактов, подписанных лигой.
Для американской модели профессионального спорта, насчитывающей более сотни лет, характерен ряд признаков. [2] Речь идет о бюрократизации, проявляющейся в том, что участники спортивного бизнеса (владельцы, менеджеры, спортсмены, тренеры) в большей степени заинтересованы в сохранении существующего положения дел, чем в поиске и дальнейшем развитии.
Владельцами команд все чаще становятся корпорации, в том числе связанные с производством сигарет, спиртных напитков, а также со средствами массовой информации. К числу тенденций развития американской модели отнесем усиление роли телевидения, как в финансировании спорта, так и в воздействии самого телевидения на профессиональный спорт, а также и усиление внимания к правовой и социальной защищенности спортсменов, развитие профсоюзного движения.
Важным признаком той или иной модели профессионального спорта являются владельцы команд. В конечном итоге именно они определяют многие параметры развития спорта в обществе. В мире сложились три основные формы владения профессиональными командами, которые имеют различное распространение в США и в Европе: личная (индивидуальная или групповая); корпоративная; акционерная. При корпоративной форме хозяином клуба является фирма или компания, при акционерной держатели акций. Последняя форма в большей степени присуща европейскому спорту. Владельцев команд США по их отношению к спорту можно разделить на [3]:
- Лиц, которые любят спорт и самостоятельно руководят командой; бизнесменов, для которых владение клубом является делом престижа или рекламы;
- Людей, для которых спортивный бизнес стал дополнительным вложением капитала;
- Бизнесменов, для которых спортивный бизнес - основной вид деятельности; а также дельцов, приобретающих команды с целью перепродажи отдельных игроков или команды целиком.
Не менее важным является и вопрос об источниках финансирования клубов. Для американской модели это:
- Продажа билетов;
- Продажа прав на телетрансляцию соревнований;
- Доходы от стадионов;
- Поступления от коммерческо-лицензионной, рекламной, спонсорской и издательской деятельности;
- Продажа акций команд;
- Продажа игроков;
- поступления из центральных фондов лиг;
- процент на капитал, вложенный в банк.
- Европейская модель спорта
В Европе в 50-80-е гг. XX столетия сложились две принципиально разные модели профессионального спорта - восточноевропейская (СССР и страны социалистического лагеря) и западноевропейская (капиталистические страны). Восточноевропейская (или советская) модель при исключительной роли государства была идеологически ориентированной. Спорт считался любительским, хотя фактически для многих спортсменов занятия им были основной работой. Спортивного бизнеса не существовало.
Западноевропейская модель объединяла возможности и интересы как государственных, так и негосударственных организаций. В некоторых странах (например, в Швеции) государство незначительно регулировало отношения в области спорта, в других (например, в Италии), наоборот, активно выполняло эту функцию. Но в любом случае было велико влияние предпринимательских структур, заинтересованных в развитии коммерческих отношений в спорте. Спорт довольно четко разделялся на профессиональный и любительский. Частный бизнес вел себя не очень активно, он только искал свое место в спорте, определяя экономические интересы. Большинство из ныне коммерческих видов спорта были любительскими.
Американская и европейская модели профессионального спорта имеют отличия по следующим основным параметрам [4]:
- Владельцы клубов;
- Источники финансирования;
- Принцип проведения соревнований.
К настоящему времени в европейских странах определилась основная организационная правовая форма клубов (акционерное общество) и сформировались источники финансирования профессиональных команд, связанные с продажей билетов, атрибутики, прав на использование торговой марки (лицензирование), прав на телевизионные трансляции, спонсорство.
Особенностью европейского профессионального спорта является экономическая помощь муниципальных советов и спонсоров. И это не случайно. Ведь финансовое положение многих европейских профессиональных клубов не столь уж хорошее. Даже в Италии, где, как известно, футбол занимает важное место в обществе, а чемпионат страны является одним из самых сильных в мире, многие команды испытывают финансовые трудности из-за роста заработной платы игроков.
Профессиональные команды Европы, также как и американские клубы, извлекают доходы от стадиона, издательской деятельности, продажи игроков и других перечисленных выше источников.
Разрыв в бюджетах команд обусловлен состоянием экономики, уровнем развития футбола, национальными традициями, различным отношением зрителей, телевидения, рекламодателей, спонсоров к футболу. Играет свою роль и качество клубной маркетинговой политики. В таблице представлены средние показатели основных источников дохода футбольных клубов в развитых европейских странах. Что касается конкретных цифр, то, например, прибыль от продажи только клубной атрибутики «Манчестер Юнайтед» в 2018 г. составила 62,3 млн фунтов стерлингов.
Таблица
Основные источники дохода футбольных клубов ведущих европейских стран (средние показатели в %)
Страна |
Продажа билетов |
Лицензирование и спонсорство |
Продажа телеправ |
Англия |
36% |
37% |
27% |
Италия |
36% |
25% |
39% |
Испания |
45% |
17% |
38% |
Характерная особенность маркетинга зарубежных клубов - поиск новых возможностей пополнения бюджета. Многие клубы предлагают платную рассылку новостей для болельщиков через Интернет. Поскольку известные команды имеют фанатов в разных странах мира, то этот источник увеличивает доходы команд. В последнее время получила распространение практика проведения ведущими командами коммерческих туров.
Сложившаяся система организации соревнований в Европе весьма часто способствует появлению нескольких клубов (2-3), которые доминируют в национальных чемпионатах. Отметим, что такое явление не наблюдается в спорте США. Что касается, например, футбола, то в Италии это «Милан» и «Ювентус», в Германии - «Бавария» (Мюнхен), в Англии - «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Челси», в Голландии - «Аякс», в Испании - «Барселона» и «Реал» (Мадрид). Случайно ли такое распределение чемпионских регалий или это закономерность, обусловленная системой проведения соревнований?
Причины, лежащие в основе спортивных результатов ведущих команд, - это огромные различия в богатстве клубов.
Доходы основных лиг и команд в сезоне 2018/2019 приведены в таблицах ниже. [10]
Доходы основных футбольных лиг от продажи телетрансляций:
Место |
Лига (страна) |
Общий доход (млн.евро) |
В среднем на 1 клуб (млн.евро) |
1 |
Англия |
2.910 |
145,5 |
2 |
Испания |
1.250 |
62,5 |
3 |
Италия |
1.055 |
52,8 |
4 |
Германия |
820 |
45,6 |
5 |
Франция |
617 |
30,9 |
Самые доходные футбольные клубы мира:
Место |
Клубы |
Доходы в сезоне – 2015/16 (€ млн) |
1 |
Манчестер Юнайтед (Англия) |
689 |
2 |
Барселона (Испания) |
620,2 |
3 |
Реал (Испания) |
620,1 |
4 |
Бавария (Германия) |
592 |
5 |
Манчестер Сити (Англия) |
524,9 |
6 |
ПСЖ (Франция) |
520,9 |
7 |
Арсенал (Англия) |
468,5 |
8 |
Челси (Англия) |
447,4 |
9 |
Ливерпуль (Англия) |
403,8 |
10 |
Ювентус (Италия) |
341,1 |
Доходы европейских футбольных клубов в сезоне 2018/2019:
Место |
Клуб |
Страна |
Доходы (млн.евро) |
1 |
Барселона |
Испания |
840,8 |
2 |
Реал |
Испания |
757,3 |
3 |
Манчестер Юнайтед |
Англия |
711,5 |
4 |
Бавария |
Германия |
660,1 |
5 |
ПСЖ |
Франция |
635,9 |
6 |
Манчестер Сити |
Англия |
610,6 |
7 |
Ливерпуль |
Англия |
604,7 |
8 |
Тоттенхэм |
Англия |
521,1 |
9 |
Челси |
Англия |
513,1 |
10 |
Ювентус |
Италия |
459,7 |
11 |
Арсенал |
Англия |
445,6 |
12 |
Боруссия (Дортмунд) |
Германия |
377,1 |
13 |
Атлетико |
Испания |
367,6 |
14 |
Интер |
Италия |
364,6 |
15 |
Шальке |
Германия |
324,8 |
16 |
Рома |
Италия |
231,0 |
17 |
Лион |
Франция |
220,8 |
18 |
Вест Хэм |
Англия |
216,4 |
19 |
Эвертон |
Англия |
213,0 |
20 |
Наполи |
Италия |
207,4 |
28 |
Зенит |
Россия |
180,4 |