Файл: правовые нормы, регулирующие отношения по поводу оказания медицинской и лекарственной помощи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 730

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ И ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

2.1. Особенности санаторно-курортного лечения

Санаторно-курортное лечение представляет собой медицинскую помощь в лечебных учреждениях на основе сочетания современного медицинского и природного лечения.

Правовое регулирование санаторно-курортного лечения осуществляется, прежде всего, Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ[9]. Согласно этому закону, санаторно-курортное лечение - это медицинская помощь, оказываемая санаториями. Его цель - профилактика и лечение заболеваний, а также реабилитация после операции или болезни. Специальное санаторно - курортное лечение должно проводиться на основе использования природных целебных источников. То есть этот вид лечебно-профилактической помощи основан на преимуществах использования природных лечебных факторов, а именно климата, минеральной воды, лечебных грязей, морских ванн и т. д.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 22.11.2004 № 256 устанавливается, в каком порядке больные отправляются на санаторно-курортное лечение. Направление лица, нуждающегося в санаторно-курортном лечении, осуществляется врачом и заведующим поликлиникой по месту жительства или медицинской части рабочего места, учебы. Перед этим врач, основываясь на результатах предыдущего лечения, лабораторных данных и других исследованиях, определил медицинские показания для лечения лиц в санатории. При выборе курортов необходимо учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия путешествия на курорте, контрастность климатических и географических условий, особенности природных лечебных факторов и другие условия лечения.

Важнейший принцип санаторно-курортного лечения – его взаимосвязь с досанаторным периодом. Иногда некомпетентность и непрофессионализм врачей приводит к тому, что в санатории живут больные, которым это противопоказано. Это очень серьезная проблема.

Также стоит упомянуть еще один аспект - это финансы. Если вспомнить времена СССР, то государство ранее проводило политику, согласно которой санаорно-курортный комплекс был строго централизован структурой управления. Считается, что абсолютно все граждане имеют право на отдых и лечение в санатории за счет государства.


Существовала своеобразная идеология, что санаторно-курортное лечение должно быть массовым и доступным для всех. Не может быть без согласованной системы финансирования лечебно-профилактических учреждений. Средства на развитие района выделяются из государственного бюджета, средств предприятий и других источников.

После распада СССР санаторно-курортной сфере было нелегко. Реформа экономики и капитализация привели к изменению организационно-правовых форм собственности. Бывшие санатории и санатории сменили хозяев. Единая централизованная система управления обширным санаторно-курортным комплексом страны прекратила свое существование.

Количество этих организаций за последние годы значительно сократилось, но общее количество мест существенно не сократилось. Важно отметить, что число людей, которые были размещены в санаториях, наоборот, растет. Это значит, что количество мест в санаторно-курортных учреждениях увеличивается, они становятся более тесными.

Санаторно-курортное лечение можно обеспечить и за счет граждан, финансирование может поступать за счет различных бюджетов, фондов, работодателей. Во втором случае такое лечение подпадает под регулирование права на социальное обеспечение.

Государственные средства на санаторно-курортное лечение были сокращены, а бесплатный отдых в санаториях предоставляется исключительно льготным категориям граждан или пациентам после операции.

Круг лиц, удовлетворяющих требованиям к бесплатному санаторно-курортному лечению, определен статьей 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ. Это инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны войны, лица, награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда", члены семьи погибшего (умершего) человека, инвалиды, дети-инвалиды и некоторые другие, этот список является закрытым. Согласно ст. 6.2 вышеуказанного закона, комплекс социальных услуг включает в себя путевки в санаторно-курортную организацию, проезд туда и обратно к месту лечения.

До сегодняшнего дня средства на отдых и лечение в санаториях для населения страны, которое в соответствии с законом предоставляет бесплатное санаторно-курортное лечение, выделяются из федерального бюджета фонда социального страхования. Региональные отделения фонда получают средства и приобретают путевки в различные санатории России.

Реализация прав граждан на бесплатное санаторно-курортное лечение сопровождается рядом ограничений. Это выражается прежде всего в нерациональном планировании бюджета, а именно в том, что сумма, выделяемая в федеральный бюджет, несоразмерна количеству граждан, удовлетворяющих требованиям по бесплатному бальнеотерапевтическому лечению. Поэтому необходимо реформировать эту сферу. Например, для достижения оптимальной производительности это право может быть связано с увеличением частоты выделения билетов (раз в 2-3 года, а не раз в год). Или, например, альтернативно, было бы уместно, чтобы люди, которые имеют право, но не получили льготную путевку, получали определенную компенсацию.


2.2 Лекарственная помощь инвалидам

Согласно федеральному закону «О государственной социальной помощи» социальную услугу в виде предоставления необходимых лекарственных средств государство оказывает в отношении девяти категорий граждан, в их числе – инвалиды войны, инвалиды-ветераны и дети-инвалиды.

Основаниями для предоставления помощи являются следующие:

1) лица, получающие услуги являются застрахованными и малообеспеченными и незащищенными категориями лиц, в том числе инвалидами;

2) медицинская помощь предоставляется согласно определенным стандартам, согласно ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», стандарты разрабатываются Министерством здравоохранения Российской Федерации и содержат усредненные данные о нормах и периодичности оказания медицинских услуг, использовании зарегистрированных лекарственных средств, компонентов крови, видов лечебного питания и др.;

3) рекомендуемые лекарственные средства относятся к категории необходимых лекарственных средств для медицинского применения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации устанавливаются перечень важнейших лекарственных средств для медицинского применения и перечень лекарственных средств для медицинского применения, в том числе лекарственных средств, назначаемых по решению медицинской комиссии медицинской организации. Последний используется при назначении препаратов, превышающих стандарты оказания медицинской помощи;

4) лекарственные средства должны назначаться исключительно по рецептам. Назначение лекарственных средств гражданам, имеющим право на их прием на разумных основаниях, регламентируется приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 года.

Эти условия распространяются на медицинские изделия и специализированные медицинские изделия для детей с ограниченными возможностями.

Кроме того, статья 41 Федерального закона «О государственной социальной помощи» устанавливает дополнительные требования к получению услуг в рамках комплексного социального обслуживания:

– включение в федеральный реестр лиц, отвечающих требованиям государственного социального страхования. Федеральный реестр формируется и ведется в соответствии с положениями статьи 64 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Порядок составления такого реестра утвержден приказом Минздрава РФ от 16 ноября 2004 г. № 195.


Однако следует отметить, что федеральный реестр инвалидов в настоящее время формирует федеральную государственную информационную систему, в которой накапливается информация о предоставлении гарантированных мер социальной поддержки инвалидам (детям-инвалидам).

Реестр ведется в соответствии со статьей 51. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данные из реестра будут включены в базу данных Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, создание которой предусмотрено статьей 911 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». В то же время неясны вопросы об уникальной персонификации лиц с ограниченными возможностями в различных базах данных; синхронизация данных путем оказания медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями, участвующим в регистре и Реестре; другие вопросы, касающиеся взаимосвязи между информацией, содержащейся в этих информационных системах;

– отсутствие отказа от льгот социальных услуг в виде предоставления лекарственных средств.

Учитывая данную ситуацию, отметим, что согласно позиции, которая разработана прецедентным правом, формализовано отказ от получения социальных услуг в виде обеспечения лекарствами не означает лишения права на бесплатное медицинское обслуживание. Лекарственное обеспечение инвалидов с правовой точки зрения имеет двойственную структуру. Право на медицинскую помощь установлено в Федеральном законе «О государственной социальной помощи», а также в Постановлении Правительства от 30 июля 1994 года. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Постановление утверждает следующие перечни:

1) население и категории заболеваний, при которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения выдаются врачами бесплатно по рецепту;

2) население, находящееся на лечении, которое использует препараты, выпущенные по рецепту со скидкой 50% от полной цены.

Первая категория представлена: инвалидами ВОВ, инвалидами боевых действий, инвалидами 1 группы, неработающими инвалидами 2 группы, детьми-инвалидами до 18 лет.

Ко второй категории относятся: трудоспособные инвалиды II группы; инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными.

Так, с одной стороны, инвалиды по признаку нуждаемости включаются в категорию социально незащищенных граждан, которым гарантирован определенный набор социальных услуг, в который входит медикаментозное лечение (основа Федерального закона «О государственной социальной помощи»). С другой стороны, льготное обеспечение лекарственными средствами гарантируется по медицинским показаниям (в зависимости от характера заболевания) - в связи с классификацией инвалидов, а также особых категорий лиц, различающихся по критериям профессиональной деятельности (на основании Постановление № 890). Эта двойственная природа закона заключается в обеспечении лекарствами людей с ограниченными возможностями, гарантированной медицинской помощью.


Одним из инструментов государственного воздействия на сферу обращения лекарственных средств является государственное регулирование цен на лекарственные средства. Механизмы государственного регулирования определяются в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Одним из таких механизмов является утверждение перечня важнейших и важнейших лекарственных средств. Этот список является списком лекарств, которые отвечают некоторым критериям:

а) предназначен для медицинского применения;

б) лица, прошедшие государственную регистрацию;

в) применяется для лечения наиболее распространенных заболеваний (которые преобладают в структуре заболеваний);

г) востребованных в системе здравоохранения;

д) имеет явное преимущество перед другими лекарственными средствами при применении для лечения определенных заболеваний;

е) обладает терапевтическим эквивалентом аналогичного фармакологического механизма действия.

Список ЖНВЛП - список лекарств, которые выдаются пациенту бесплатно во время его пребывания в стационаре, при лечении, лекарства по этому списку отпускались инвалидам на льготной основе.

Закон предусматривает формирование специального перечня лекарственных средств для отдельных категорий граждан.

В этот список входят препараты, отвечающие необходимым условиям:

а) государственная регистрация;

б) включение в перечень необходимых лекарственных средств;

в) преимущество перед другими лекарственными средствами в лечении лиц, отвечающих требованиям социального обеспечения в виде комплексного социального обслуживания.

Конечно, этот список и список ЖНВЛП – не одно и то же. Это связано с тем, что при формировании используются следующие критерии: польза (эффективность и безопасность), особенности лекарственных средств; наличие стандартов оказания медицинской помощи, социальная значимость; результаты фармакологического действия. В то же время выявление реальной потребности в медикаментах, применяемых при лечении заболеваний, приводящих к инвалидности больного или одновременно с этим к этому состоянию, не входит в число оснований для включения в соответствующий перечень.

Представляется, что игнорирование фактора потребности в том или ином лекарственном препарате для обеспечения отдельных категорий граждан предопределяет возникновение ситуаций, когда необходимое для лечения конкретного лица – инвалида – лекарственное средство отсутствует в соответствующем перечне (о чем, например, свидетельствует высокая стоимость или наличие менее дорогого аналога лекарственного средства) и, право на лекарство нарушается.