Файл: правовые нормы, регулирующие отношения по поводу оказания медицинской и лекарственной помощи.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 873
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
1.1. Основные правовые категории в сфере медицинской и лекарственной помощи
1.2. Система правовых гарантий оказания медицинской и лекарственной помощи
1.3 Правовой статус застрахованных лиц
ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ И ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
2.1. Особенности санаторно-курортного лечения
Во-вторых, следует отметить Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[4], который создает базу для реализации прав граждан на охрану здоровья, закрепляет порядок предоставления лекарственной помощи населению, права и обязанности человека и гражданина в сфере предоставления лекарственной помощи и лекарственного обеспечения, а также определяет положения о бесплатном обеспечении лекарственными средствами населения. В соответствии с данным федеральным законом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления этих бланков, их учета и хранения.
В-третьих, раскрывает понятие лекарственных средств, регламентирует порядок обращения лекарственных средств в РФ Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»[5]. Настоящий федеральный закон устанавливает приоритет государственного регулирования безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении. Дело в том, что не все лекарственные средства разрешены на территории страны, что создает сложность в продаже и применении жизненно важных лекарств, которые не внесены в реестр разрешенных. Закон закрепляет процедуру регистрации жизненно важных лекарств, устанавливает приоритет государственного контроля и регулирования цен на необходимые для жизни лекарственные средства. Цены на препараты медицинского назначения, которые имеют статус жизненно необходимых и важнейших устанавливаются Правительством РФ. Правила регистрации жизненно важных препаратов, установление пределов цен отпуска таких препаратов регулируются соответствующим постановлением Правительства РФ[6].
Также правительством определяется круг граждан, которые получают в рамках амбулаторного лечения бесплатную медицинскую помощь. К ним относятся:
– участники гражданской и Великой Отечественной войн;
– инвалиды боевых действий;
– родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
– герои СССР и герои РФ, полные кавалеры ордена Славы;
– инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и другие категории.
Помимо бесплатного лекарственного обеспечения постановлением Правительства РФ предусмотрен отпуск медицинских препаратов лицам, находящимся на амбулаторном лечении с 50-процентной скидкой. Например, право на такую скидку имеют:
– работники тыла в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года;
– лица, подвергшиеся политическим репрессиям;
– работающим инвалидам II группы, инвалидам III группы, признанным в установленном порядке безработными;
– пенсионерам, получающим пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах и другие.
Таким образом, мы можем наблюдать достаточно широкий перечень лиц, которые имеют право на получение лекарств как бесплатно, так и со скидкой. Это говорит о заинтересованности государства в том, чтобы доступ населения к лекарствам был более свободным.
Давая оценку действующему законодательству в сфере обеспечения конституционного права граждан на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение, следует отметить наличие достаточно широкого спектра нормативных актов, которые так или иначе затрагивали бы данное право россиян. Каждый из законных и подзаконных актов дополняет эту сферу общественных отношений, конкретизирует и регламентирует те или иные вопросы правоприменения. Правительством РФ представлен исчерпывающий перечень лиц, которые имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение и обеспечение медикаментами со скидкой. В случае необходимости данный круг лиц может быть расширен.
Помимо действующих нормативных актов каждый год принимается Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая также нацелена на реализацию прав граждан РФ в данном направлении.
1.3 Правовой статус застрахованных лиц
Основные права граждан, отражающие, по сути, принципы в сфере здравоохранения и обязательном медицинском страховании (ОМС), закреплены в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[7]. Согласно ст. 19 пациент имеет право:
1) на выбор врача и выбор медицинской организации;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или «законного представителя» для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Непосредственно права граждан в системе ОМС установлены статьей 16 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании»[8], которая определяет, что граждане Российской Федерации имеют право:
1) на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая. Право на бесплатное оказание медицинской помощи на территории РФ осуществляется в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, а на территории субъекта РФ - в объеме, установленном территориальной программой государственных гарантий. Причем необходимо отметить, что объемы, устанавливаемые территориальной программой государственных гарантий, не могут быть меньше объемов, установленных базовой программой государственных гарантий. Такие программы принимаются на каждый календарный год;
2) выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. Законодатель исключил право работодателя и органов государственной власти субъектов Федерации на выбор страховых медицинских организаций и оставляет такое право только за застрахованными лицами (п. 1 ст. 16). Здесь следует сказать, что мнения специалистов в рамках рассмотрения проблем прежнего закона были более осторожны и сводились к реализации страхователем права на выбор страховой организации только с согласия лица, в отношении которого заключается договор обязательного медицинского страхования. Сегодня роль работодателя в системе ОМС сводится лишь к технической функции, поскольку заключением договора страхователь реализует права работников;
3) выбор медицинской страховой организации одновременно сформулированы правила о возможности застрахованных лиц не только выбрать, но и заменить выбранную им страховую медицинскую организацию на иную, при этом страховые медицинские организации не вправе отказать ему в таком выборе. Застрахованное лицо может заменить страховую медицинскую организацию один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства (пп. 1 и 5 ст. 16).
В сфере здравоохранения действительно приобретает значение личность субъекта, предоставляющего медицинскую услугу. Этим обстоятельством определяется качество оказываемых услуг наряду с их специфическим свойством.
Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации.
После получения заявления медицинская организация, принявшая заявление, в течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления. Медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение двух рабочих дней с момента получения письма, направляет соответствующую информацию письмом посредством почтовой связи, электронной связи в медицинскую организацию, принявшую заявление. В течение двух рабочих дней после подтверждения медицинской организацией, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, информации, указанной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина (его представителя) в письменной или устной форме (лично или посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о принятии гражданина на медицинское обслуживание.
В течение трех рабочих дней после информирования гражданина о принятии его на медицинское обслуживание медицинская организация, принявшая заявление, направляет в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, и в страховую медицинскую организацию, выбранную гражданином, уведомление о принятии гражданина на медицинское обслуживание.
4) получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи. Страховые медицинские организации обязаны ознакомить застрахованных лиц, получающих полис с Правилами обязательного медицинского страхования, базовой программой обязательного медицинского страхования, территориальной программой обязательного медицинского страхования, реестром медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования в субъекте РФ. В обязательном порядке страховая медицинская организация знакомит застрахованных лиц с правами и обязанностями в сфере обязательного медицинского страхования, предоставляет контактные телефоны территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организации. Данная информация может доводиться до застрахованных лиц в виде памятки;
5) защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
6) возмещение ущерба в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией и медицинской организацией обязанностей по организации медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (подп. 9 п. 1 ст. 16);
7) защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования. Система обязательного медицинского страхования обеспечивает:
- гарантированный объем, качество и условия оказания медицинской помощи;
- доступность медицинской помощи;
- внесудебное разрешение жалоб и заявлений застрахованных;
- правовую и социальную защищенность застрахованных на всех этапах оказания медицинской помощи.
Застрахованные лица обязаны:
1) предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
2) подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;
3) уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
4) осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.
Таким образом, обязательное медицинское страхование является одним из современных способов реализации государством возложенной на него социальной функции по обеспечению права каждого гражданина на охрану здоровья. Защита интересов застрахованных направлена на реализацию застрахованными права на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора медицинского страхования, а также на предъявление иска учреждениям, независимо от форм собственности, работающих в системе ОМС, а в случае причинения вреда здоровью, вследствие оказания медицинской и лекарственной помощи ненадлежащего качества.