Файл: Семинар 7 Гносеология План семинарского занятия Проблемы гносеологии Познавательные способности человека.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар № 7 «Гносеология»
План семинарского занятия
1. Проблемы гносеологии
2. Познавательные способности человека
3. Уровни познания (эмпирический и рациональный)
4. Типы познания
Задание для самостоятельной работы
Учебник под ред. В.П. Кохановского . С
Учебник под ред. Ю.Л. Шевченко. С.
Выписать в тетрадь все определения
Подготовиться к ведению опроса своего партнера по работе в малой группе по теме «Гносеология»
Подготовиться к контрольной работе на знание понятий по темам 1-6
Темы докладов:
Основные проблемы гносеологии
Эмпирическое познание в медицине
Рациональное познание в медицине
Пояснительная записка к содержанию
учебного материала семинара № 7
Вопрос 1. Проблемы гносеологии.
Гносеология учение о познании, познавательной деятельности человека в науке, во вненаучном знании, в обыденном знании.
Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности. Частные проблемы познания изучают логика, физиология высшей нервной деятельности, психология и т.д
Главная проблема гносеологии – проблема познаваемости мира
Познаваем ли мир?
На этот вопрос существует два ответа:
Гносеологический оптимизм ( уверенность в познаваемости мира)
Агностицизм (философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности).
Другие проблемы гносеологии:
-Определение познавательных способностей человека ( чувственное познание, рациональное познание, природа интуиции)
-Обозначение основных способов познания (анализ эмпирических и теоретических методов исследования, процедуры аргументации и доказательства)
- выявление движущих сил и закономерностей процесса познания, в том числе и (социокультурных факторов, влияющих на субъект и объект познания)
- свойства о субъекта и объекта познания.
Субъект познания – познающий человек, группа людей, все человечество. Субъект активен. Он обладает способностью выделять, обозначать объект познания в зависимости от уровня своих знаний
( привести примеры обозначения объекта познания на различных этапах жизни человека) и уровня сознания (приведите примеры из жизни выдающихся ученых)
Субъект создает, конструирует в своем мышлении модель предмета или явления, оценивает ее, придавая ей как личное, так и общественное значение (приведите примеры из области медицинской науки, из истории медицины)
В естественных науках (физика, химия, биология) – объект пассивен ( что это означает?)
В гуманитарных науках (этика, социология, биоэтика, педагогика, психология) объект активен и влияет на субъект (Приведите пример активности объекта гуманитарной науки)
Вопрос 2. Познавательные способности человека
Выделяют три группы познавательных способностей:
Чувства
Рассудок
Разум
Рассудок и разум оперируют понятиями (приведите пример таких наук, в которых ученые оперируют, в основном, понятиям, приведите пример таких наук, в которых понятия служат для обозначения реального материального явления)
Чувственное познание осуществляется органами чувств через :
ощущения - (приведите пример, когда в ощущениях могут возникнуть ошибки)
восприятия (приведите пример, когда восприяте может оказаться неверным)
представления (приведите примеры формирования представлений)
В процесс познания включены
когнитивная сфера личности,
эмоциональная сфера личности,
мотивационно-волевая сфера личности
Когнитивная сфера это -
-ощущения, восприятия, представления
-память, воображение, мышление
понятия, суждения, умозаключения
Эмоциональная сфера - ( дайте полное определение)
Мотивационно-волевая сфера
-потребность
-мотив
-цель
Вопрос 3. Уровни познания (эмпирический и рациональный)
Эмпирический уровень познания это
Наблюдение, натурное наблюдение - это изучение объекта в обычных для него условиях (обозначьте требования к наблюдению во врачебной практике)
Сравнение - это выявление сходных и отличающихся сторон, характеристик (обозначьте требования сравнению во врачебной практике)
Эксперимент - испытания в натуральной, или натурально-модельной форме (обозначьте требования к эксперименту во врачебной практике)
С эмпирическим уровнем познания связан метод индукции - вида обобщения, обоснованного на данных многократных опытов, наблюдений, экспериментов.
Методы рационального познания:
Абстрагирование – выделение фрагмента и его осмысление в «чистом» виде (приведите пример)
Анализ – реальное или мысленное разделение явления на части и изучение каждой из них(приведите пример)
Синтез - реальное или мысленное объединение изученных частей в единое целое (приведите пример синтеза знаний из разных областей)
ИДЕАЛИЗАЦИЯ - это мысленное конструирование понятий об объектах ( прямая, биссектриса, сопротивление, световой год), которых в действительности нет, но есть их образы
МЫСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – мысленное установление причинно-следственных связей, составление «рисунка» сети причинений(приведите пример)
В рациональном познании используется метод ДЕДУКЦИИ, то есть переход от общего к частному, от гипотетического суждения, основанного на знании базовых законов, к доказательствам состоятельности данного гипотетического суждения через опыт, эксперимент, наблюдение
Объекты познания
Первичные – явления реального мира: природа, организмы, предметы, вещи
Вторичные – образы первичных объектов в мышлении людей. Это связано с психическими процессами.
Третичные – абстракции: плоскость, прямая, земная ось
Вопрос 4. Типы познания
Мифологическое познание это не примитивное мышление. В нем можно выделить логику и рациональность.
Обыденное познание ориентировано на мир повседневного опыта ( нормы, правила, устремленность к практической пользе(приведите пример)
Обыденный рассудок не готов к философствованию (отсутствуют основной вопрос философии и две его стороны)
Научное познание – особый вид познания, целью которого является получение объективных истинных знаний о действительности, их теоретическая систематизация
(приведите пример из биологии, физиологии).
Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, выявление законов природы.