Файл: Антитеррористическая деятельность Российской Федерации правовые основы, силы и средства.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 435
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Определяет, что игнорирование и нарушение прав человека и основных свобод, в частности права на свободу мысли, совести, религии или убеждений любого рода, являются прямо или косвенно причиной войн и тяжелых страданий человечества, особенно когда они служат средством иностранного вмешательства во внутренние дела других государств и приводят к разжиганию ненависти между народами и государствами.
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства провозглашает2, что акты, направленные против безопасности морского судоходства, угрожают безопасности людей и имущества, серьезно нарушают морское сообщение и подрывают веру народа мира в безопасность морского судоходства. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, основывается на принципах касающихся поддержания международного мира и безопасности, развития добрососедства и дружеских отношений и сотрудничества между государствами.
Европейская конвенция о пресечении терроризма, равно как и все вышеуказанные нормативные правовые акты, основывается на принципе международного единства поддержания мира и безопасности, стремится к принятию эффективных мер по обеспечению неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, совершивших террористические акты.
Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, помимо принципа поддержания мира и безопасности, признает, что террористические преступления и преступления, предусмотренные настоящей Конвенцией, независимо от того, кем они совершаются, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера, и, ссылаясь на обязательство всех Сторон предотвращать такие преступления а, если они не были предотвращены, осуществлять уголовное преследование, чтобы за их совершение назначалось наказание с учетом их тяжести1.
Руководящие принципы Комитета министров Совета Европы в области прав человека и борьбы с терроризмом провозглашают, что терроризм представляет собой тяжкое посягательство на права человека, угрожает демократии и, в частности, направлен на дестабилизацию законным образом учрежденных правительств и на подрыв плюралистического гражданского общества; категорически осуждается преступные и не подлежащие оправданию любые террористические действия, методы или практика, где бы и кем бы они ни осуществлялись; ориентируют, что террористический акт никогда не может быть ни прощен, ни оправдан ссылками на права человека, и что злоупотребление правом никогда не подлежит защите. Транснациональный характер терроризма предопределяет необходимость обеспечения эффективного и действенного международного сотрудничества в вопросах борьбы с террористическими организациями.
Одним из основных документов, определяющим цели международной уголовной политики в сфере борьбы с терроризмом, является Глобальная контртеррористическая стратегия, принятая 8 сентября 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН, где предусмотрен ряд мер, целью которых являются как ограничение условий, способствующих распространению терроризма (например, продолжение урегулирования международных и межгосударственных конфликтов), так и обеспечение неотвратимости правосудия для террористов (их арест, осуждение или экстрадиция).
К числу международных конвенций по борьбе с терроризмом относятся Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. («Токийская конвенция»), затрагивающая вопросы авиационной безопасности; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. («Гаагская конвенция»); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. («Монреальская конвенция»); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г., вместе с дополняющим Протоколом 2005 г.; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.; Международная конвенция о борьбе финансированием терроризма 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.
Анализ имеющейся правовой базы позволяет сделать вывод о том, что на уровне международной уголовной политики отсутствует единая правовая основа сотрудничества государств в области противодействия терроризму; само же правовое регулирование на этом уровне носит тематический характер, затрагивает лишь отдельные аспекты проблемы терроризма.
Наиболее предметный характер из международно-правовых документов данного уровня имеют принятая в июне 2001 г. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, а также документы, принятые в её развитие, такие как Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. В частности, названные документы в качестве одной из приоритетных целей Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС), государствами-учредителями которой являются Российская Федерация, Республика Казахстан,
Китайская Народная Республика, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, называют поддержание мира и безопасности, признавая терроризм и экстремизм представляющими угрозу международному миру и безопасности ШОС. Элементом, составляющим правовую основу противодействия терроризму на данном уровне в рамках ШОС, является также и Хартия Шанхайской организации сотрудничества, подписанная в июне 2002 г.
Содержащая детально прописанные механизмы взаимодействия, указанная правовая основа международного сотрудничества в области противодействия терроризму заложила прочный фундамент для решения задач, стоящих как перед ШОС в целом, так и перед Региональной антитеррористической структурой ШОС, более подробное раскрытие роли которой в структуре системы сотрудничества России, государств Центрально-Азиатского региона и Китая можно назвать одним из направлений дальнейшего совершенствования данной правовой базы.
Решением Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. был создан Антитеррористический центр государств – участников Содружества Независимых Государств. Указанным же Решением утверждено и Положение об Антитеррористическом центре государств – участников СНГ, в соответствии с которым Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ, предназначенным для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Отличительными чертами нормативной основы противодействия терроризму в рамках СНГ являются конкретный характер правовых положений (отсутствуют неопределённые формулировки, минимизировано количество декларативных норм); ориентированность на преимущественно силовой метод борьбы с терроризмом; вопросы экстрадиции и порядка осуществления правосудия в отношении террористов вынесены за рамки международных правовых актов данной группы)1.
В заключение хотелось бы отметить, что в юридической литературе звучит тезис о том, что решение проблемы терроризма возможно исключительно путём международного сотрудничества максимально глобального уровня. Между тем сотрудничество в области противодействия терроризму не должно ограничиваться лишь уровнем ООН. Существует множество форм взаимодействия государств в рамках региональных блоков.
Международная политика в сфере борьбы с терроризмом определяет подходы и принципы борьбы с преступлениями террористического характера. Приоритетной задачей государств в борьбе с терроризмом является совершенствование эффективных правовых механизмов пресечения и профилактики различных видов терроризма
2.
Развитие нормативной правовой базы о недопустимости и запрете возбуждения религиозной, национальной вражды с учетом международных соглашений служит предпосылкой успешного противодействия террористической преступности как внутри государства, так и взаимодействию государств в борьбе и профилактике международного терроризма.
Таким образом, безопасность отдельно взятой страны можно обеспечить лишь за счет совместных усилий государств. На данный момент необходимость объединения усилий мирового сообщества в противодействии международному терроризму является очевидной. Безусловно, это будет отражаться в сотрудничестве государственных полномочных органов, а также компетентных служб на надёжной правовой основе. Существует большое количество нормативно – правовых актов, в сфере реализации международной политики по борьбе с терроризмом. Важным моментом является соблюдение единства при применении правовых норм с данным негативным явлением общества.
1.2. Правовые основы борьбы с терроризмом
в Российской Федерации
Терроризм - понятие, которое практически ежедневно появляется в средствах массовой информации, вызывая страх, ненависть, сожаления и боль у людей на всех концах планеты. Во всех своих проявлениях и формах, по своим масштабам, бесчеловечности и жестокости, он превратился в одну из самых опасных проблем XXI века.
Рассматривая определение терроризма с научной точки зрения можно выявить множество определений схожих друг с другом.
Ю.Н. Дерюгина описывает терроризм как «социально-правовое явление, выражающееся в совершении или угрозе совершения общественно опасных деяний, направленных на устрашение населения или отдельных социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него государством, обществом или гражданином в интересах террористов или третьих лиц»1. Из приведенного определения можно выделить, что под терроризмом автор понимает социально-правовое явление, наводящее на людей или определенных социальных групп устрашение, с целью воздействия на отдельных лиц.
Автор С.И. Чудинов, считает, что «терроризм – это стратегия психологического устрашения систематическим насилием, используемая автономными оппозиционными организациями, выражающими протест определенных социальных слоев (как правило, каких-либо меньшинств), стремящихся достичь определенных политических целей или радикального социально-политического преобразования общества». Согласно приведенному определению, терроризм связан с психологическим наведением страха при помощи совершения периодического насилия, для достижения политической цели или изменением коренным образом социально-политической стороны общества
2.
В.И. Шулов свое определение данному понятию. По его мнению «терроризм - это явление общественной жизни, включающее в себя специфическое мировоззрение, идеологию, методы, целью которого является кардинальное и объективно невозможное в существующих условиях, изменение мира и (или) общества исключительно посредствам психологического и физического насилия»3. Из приведенного определения терроризма В.И. Шулова можно выделить следующие признаки: явление общественной жизни; специфическое мировоззрение; цель - изменение существующего мира, общества; совершение психологического и физического насилия.
По мнению исследователя А.Ю. Яковлева, «терроризм - социально-политическое явление, заключающееся в систематическом использовании идеологически обоснованного насилия для достижения определенных целей»1. Следует отметить, что А.Ю. Яковлев понимает под терроризмом социально-политическое насилие с помощью, которого достигаются определенные цели.
Научный подход довольно четко обрисовывает явление терроризма. Стоит отметить, что каждое определение содержит в себе описание целей терроризма. В основном, цели терроризма характеризуются теми результатами, на достижение которых направлена деятельность террористических организаций. Они определяют выбор объектов террористических акций, а также методов и форм их совершения.
Исследователь Р. Адельханян, в зависимости от субъекта терроризма и направленности его деятельности, выделяет внутриполитические и внешнеполитические цели. К внутриполитическим целям терроризма могут быть отнесены:
- изменение политического режима и общественного устройства страны;
- подрыв демократических преобразований или их затруднение;
- подрыв авторитета власти и веры населения в ее способность защитить его законные права и интересы;
- дестабилизация внутриполитической обстановки; затруднение и дезорганизация деятельности органов власти и управления или соперничающих политических партий и организаций1.
К внешнеполитическим целям могут быть отнесены следующие:
- ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами;
- срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов;
- создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений страны за границей;
- выражение осуждения или протеста против тех или иных акций страны на международной арене или внутри страны;
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства провозглашает2, что акты, направленные против безопасности морского судоходства, угрожают безопасности людей и имущества, серьезно нарушают морское сообщение и подрывают веру народа мира в безопасность морского судоходства. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, основывается на принципах касающихся поддержания международного мира и безопасности, развития добрососедства и дружеских отношений и сотрудничества между государствами.
Европейская конвенция о пресечении терроризма, равно как и все вышеуказанные нормативные правовые акты, основывается на принципе международного единства поддержания мира и безопасности, стремится к принятию эффективных мер по обеспечению неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, совершивших террористические акты.
Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, помимо принципа поддержания мира и безопасности, признает, что террористические преступления и преступления, предусмотренные настоящей Конвенцией, независимо от того, кем они совершаются, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера, и, ссылаясь на обязательство всех Сторон предотвращать такие преступления а, если они не были предотвращены, осуществлять уголовное преследование, чтобы за их совершение назначалось наказание с учетом их тяжести1.
Руководящие принципы Комитета министров Совета Европы в области прав человека и борьбы с терроризмом провозглашают, что терроризм представляет собой тяжкое посягательство на права человека, угрожает демократии и, в частности, направлен на дестабилизацию законным образом учрежденных правительств и на подрыв плюралистического гражданского общества; категорически осуждается преступные и не подлежащие оправданию любые террористические действия, методы или практика, где бы и кем бы они ни осуществлялись; ориентируют, что террористический акт никогда не может быть ни прощен, ни оправдан ссылками на права человека, и что злоупотребление правом никогда не подлежит защите. Транснациональный характер терроризма предопределяет необходимость обеспечения эффективного и действенного международного сотрудничества в вопросах борьбы с террористическими организациями.
Одним из основных документов, определяющим цели международной уголовной политики в сфере борьбы с терроризмом, является Глобальная контртеррористическая стратегия, принятая 8 сентября 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН, где предусмотрен ряд мер, целью которых являются как ограничение условий, способствующих распространению терроризма (например, продолжение урегулирования международных и межгосударственных конфликтов), так и обеспечение неотвратимости правосудия для террористов (их арест, осуждение или экстрадиция).
К числу международных конвенций по борьбе с терроризмом относятся Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. («Токийская конвенция»), затрагивающая вопросы авиационной безопасности; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. («Гаагская конвенция»); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. («Монреальская конвенция»); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г., вместе с дополняющим Протоколом 2005 г.; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.; Международная конвенция о борьбе финансированием терроризма 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.
Анализ имеющейся правовой базы позволяет сделать вывод о том, что на уровне международной уголовной политики отсутствует единая правовая основа сотрудничества государств в области противодействия терроризму; само же правовое регулирование на этом уровне носит тематический характер, затрагивает лишь отдельные аспекты проблемы терроризма.
Наиболее предметный характер из международно-правовых документов данного уровня имеют принятая в июне 2001 г. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, а также документы, принятые в её развитие, такие как Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. В частности, названные документы в качестве одной из приоритетных целей Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС), государствами-учредителями которой являются Российская Федерация, Республика Казахстан,
Китайская Народная Республика, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, называют поддержание мира и безопасности, признавая терроризм и экстремизм представляющими угрозу международному миру и безопасности ШОС. Элементом, составляющим правовую основу противодействия терроризму на данном уровне в рамках ШОС, является также и Хартия Шанхайской организации сотрудничества, подписанная в июне 2002 г.
Содержащая детально прописанные механизмы взаимодействия, указанная правовая основа международного сотрудничества в области противодействия терроризму заложила прочный фундамент для решения задач, стоящих как перед ШОС в целом, так и перед Региональной антитеррористической структурой ШОС, более подробное раскрытие роли которой в структуре системы сотрудничества России, государств Центрально-Азиатского региона и Китая можно назвать одним из направлений дальнейшего совершенствования данной правовой базы.
Решением Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. был создан Антитеррористический центр государств – участников Содружества Независимых Государств. Указанным же Решением утверждено и Положение об Антитеррористическом центре государств – участников СНГ, в соответствии с которым Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ, предназначенным для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Отличительными чертами нормативной основы противодействия терроризму в рамках СНГ являются конкретный характер правовых положений (отсутствуют неопределённые формулировки, минимизировано количество декларативных норм); ориентированность на преимущественно силовой метод борьбы с терроризмом; вопросы экстрадиции и порядка осуществления правосудия в отношении террористов вынесены за рамки международных правовых актов данной группы)1.
В заключение хотелось бы отметить, что в юридической литературе звучит тезис о том, что решение проблемы терроризма возможно исключительно путём международного сотрудничества максимально глобального уровня. Между тем сотрудничество в области противодействия терроризму не должно ограничиваться лишь уровнем ООН. Существует множество форм взаимодействия государств в рамках региональных блоков.
Международная политика в сфере борьбы с терроризмом определяет подходы и принципы борьбы с преступлениями террористического характера. Приоритетной задачей государств в борьбе с терроризмом является совершенствование эффективных правовых механизмов пресечения и профилактики различных видов терроризма
2.
Развитие нормативной правовой базы о недопустимости и запрете возбуждения религиозной, национальной вражды с учетом международных соглашений служит предпосылкой успешного противодействия террористической преступности как внутри государства, так и взаимодействию государств в борьбе и профилактике международного терроризма.
Таким образом, безопасность отдельно взятой страны можно обеспечить лишь за счет совместных усилий государств. На данный момент необходимость объединения усилий мирового сообщества в противодействии международному терроризму является очевидной. Безусловно, это будет отражаться в сотрудничестве государственных полномочных органов, а также компетентных служб на надёжной правовой основе. Существует большое количество нормативно – правовых актов, в сфере реализации международной политики по борьбе с терроризмом. Важным моментом является соблюдение единства при применении правовых норм с данным негативным явлением общества.
1.2. Правовые основы борьбы с терроризмом
в Российской Федерации
Терроризм - понятие, которое практически ежедневно появляется в средствах массовой информации, вызывая страх, ненависть, сожаления и боль у людей на всех концах планеты. Во всех своих проявлениях и формах, по своим масштабам, бесчеловечности и жестокости, он превратился в одну из самых опасных проблем XXI века.
Рассматривая определение терроризма с научной точки зрения можно выявить множество определений схожих друг с другом.
Ю.Н. Дерюгина описывает терроризм как «социально-правовое явление, выражающееся в совершении или угрозе совершения общественно опасных деяний, направленных на устрашение населения или отдельных социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него государством, обществом или гражданином в интересах террористов или третьих лиц»1. Из приведенного определения можно выделить, что под терроризмом автор понимает социально-правовое явление, наводящее на людей или определенных социальных групп устрашение, с целью воздействия на отдельных лиц.
Автор С.И. Чудинов, считает, что «терроризм – это стратегия психологического устрашения систематическим насилием, используемая автономными оппозиционными организациями, выражающими протест определенных социальных слоев (как правило, каких-либо меньшинств), стремящихся достичь определенных политических целей или радикального социально-политического преобразования общества». Согласно приведенному определению, терроризм связан с психологическим наведением страха при помощи совершения периодического насилия, для достижения политической цели или изменением коренным образом социально-политической стороны общества
2.
В.И. Шулов свое определение данному понятию. По его мнению «терроризм - это явление общественной жизни, включающее в себя специфическое мировоззрение, идеологию, методы, целью которого является кардинальное и объективно невозможное в существующих условиях, изменение мира и (или) общества исключительно посредствам психологического и физического насилия»3. Из приведенного определения терроризма В.И. Шулова можно выделить следующие признаки: явление общественной жизни; специфическое мировоззрение; цель - изменение существующего мира, общества; совершение психологического и физического насилия.
По мнению исследователя А.Ю. Яковлева, «терроризм - социально-политическое явление, заключающееся в систематическом использовании идеологически обоснованного насилия для достижения определенных целей»1. Следует отметить, что А.Ю. Яковлев понимает под терроризмом социально-политическое насилие с помощью, которого достигаются определенные цели.
Научный подход довольно четко обрисовывает явление терроризма. Стоит отметить, что каждое определение содержит в себе описание целей терроризма. В основном, цели терроризма характеризуются теми результатами, на достижение которых направлена деятельность террористических организаций. Они определяют выбор объектов террористических акций, а также методов и форм их совершения.
Исследователь Р. Адельханян, в зависимости от субъекта терроризма и направленности его деятельности, выделяет внутриполитические и внешнеполитические цели. К внутриполитическим целям терроризма могут быть отнесены:
- изменение политического режима и общественного устройства страны;
- подрыв демократических преобразований или их затруднение;
- подрыв авторитета власти и веры населения в ее способность защитить его законные права и интересы;
- дестабилизация внутриполитической обстановки; затруднение и дезорганизация деятельности органов власти и управления или соперничающих политических партий и организаций1.
К внешнеполитическим целям могут быть отнесены следующие:
- ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами;
- срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов;
- создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений страны за границей;
- выражение осуждения или протеста против тех или иных акций страны на международной арене или внутри страны;