Файл: Антитеррористическая деятельность Российской Федерации правовые основы, силы и средства.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 436
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторым признаком ученый называет специфические жертвы террористов. Он отмечает, что как правило, это не военнослужащие или официальные государственные лица, а представители гражданского населения, далекие от политики обычные люди. По его мнению, для современного терроризма характерно наносить удар именно по гражданскому населению.
Третьей чертой террористической деятельности, считает
Г.А. Дробот, является его демонстрационный, устрашающий эффект: «терроризм – это устрашающе расчетливая попытка использовать насилие для достижения определенной цели. Главная мишень террористов – не непосредственные жертвы их акций, не те конкретные люди, которых они обрекают на гибель, а те, кто, затаив дыхание, следят за развертывающейся драмой на экранах телевизоров»1.
По мнению автора А.А Поповича2 понятия «терроризм» и «международный терроризм» соотносятся между собой как общее и особенное. В силу этого международному терроризму присущи все признаки терроризма. Наряду с этим, в качестве особенного, возможно выделить дополнительные признаки, характеризующие феномен международного терроризма. А.А. Попович предлагает группу таких признаков обозначить термином «международность», на основании которой разграничить международный и внутригосударственный терроризм.
Важное значение так называемых «признаков международности», позволяющих отличить террористические акты внутригосударственного и международного характера имеет для работников правоохранительных органов. Перечень этих признаков не включен ни в один из антитеррористических международно-правовых актов. Так, ученый предлагает выделить следующие основные отличительные черты именно международного терроризма:
1) цели, объявленные террористами, затрагивают несколько стран;
2) преступление начинается в одной стране, а заканчивается в другой;
3) средства, на которые существует та или иная преступная группа, поступают из другой страны;
4) жертвами террористических актов становятся граждане различных стран и участники мероприятий, проводимых международными организациями;
5) нанесенный ущерб затрагивает несколько стран или международные организации1.
И.М. Ильинский дает свою трактовку данного сложного явления. Его представление носит преимущественно политологический характер. По его мнению, «международный терроризм - это мотивированные незаконные ответные насильственные действия (их организация или содействие им, в том числе путем финансирования или кадровой поддержки), осуществляемые представителями одного или нескольких
государств против другого или других государств, имеющие первой целью устрашение отдельных лиц, групп людей или всего населения с тем, чтобы достигнуть определенных идеологических, религиозных, национальных, экономических, политических или социальных результатов в свою пользу». И.М. Ильинский отмечает, что «международный терроризм» - это ответная реакция «слабых» на международный террор «сильных». Террор и терроризм - «зеркальные» явления; одно определяет другое. Там, где есть террор, неизбежно возникает терроризм. Данная позиция автора отличается противопоставлением понятий «террор» и «терроризм». В большинстве случаев исследователи говорят о близости, родстве и даже синонимичности данных терминов и явлений, стоящих за ними. Однако И.М. Ильинский заметил разницу между юридической природой международного терроризма и агрессивной, насильственной государственной политикой2.
Исследователь В.Н. Лукин отмечает следующие особенности современного международного терроризма:
– формирование глобальных и региональных руководящих центров, осуществляющих подготовку операций и организацию взаимодействия между отдельным группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции, при этом национальная и религиозная принадлежность исполнителей не является свидетельством принадлежности к конкретному государству или религиозному движению;
– использование права на политическое убежище для закрепления присутствия террористов в некоторых государствах;
– осуществление проникновения в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры;
– создание под прикрытием своих агентов в органах власти разветвленных сетей центров и баз по подготовке боевиков, складов оружия и боеприпасов, фирм, компаний, банков, фондов, используемых для финансирования проводимых операций;
– широкое использование наркобизнеса и торговли оружием для пополнения финансовых средств;
– появление тенденции перехода от осуществления отдельных террористических актов к масштабным акциям, приобретающим характер диверсионно-террористической войны, в ходе которой широко применяются методы информационно- психологического воздействия, в том числе для создания атмосферы всеобщего страха, возбуждения антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть
1.
Следует отметить, что перечисленные выше признаки международного терроризма необходимы для идентификации и выработки его общего понятия, которое, во - первых, поможет решить важнейшие международные, политические и правовые проблемы; во - вторых, послужит основой создания системы мер по противодействию международному терроризму; в - третьих, позволит выделить сущностные признаки конкретных видов деятельности, которая, по мнению международного сообщества, считается противоправной и рассматривается как поведение террористического характера; в - четвертых, даст возможность разобраться в сути рассматриваемых антиправовых явлений и дать им оценку с позиции норм международного права; в - пятых, будет способствовать разграничению международного терроризма и национально-освободительного движения; в - шестых, создаст теоретическую основу для успешного взаимодействия и координации деятельности специальных служб различных государств по противодействию этому негативному явлению, повысит эффективность их сотрудничества.
Анализ и изучение терроризма во всех его проявлениях, особенно после его трансформации из явления, сопутствующего отдельным странам, в угрозу планетарного масштаба, представляет собой сложную и запутанную проблему, в которой гораздо меньше четких правовых и политических установлений, чем это кажется на первый взгляд.
В итоге вопрос об определении понятия международного терроризма остается важнейшей составляющей действительно эффективного сотрудничества государств в борьбе с этим преступлением. Вряд ли, учитывая быстро прогрессирующие формы терроризма, удастся криминализировать все его проявления, если наряду со списком аналогичных форм не обозначить наиболее общие критерии данного международного преступления. Однако современные страны в качестве одной из главных внутригосударственных задач должны рассматривать противодействие терроризму. Не исключение и Российская Федерация. Должны быть реализованы основные важные направления в данной сфере, такие как совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между федеральными органами, оказание максимального давления на страны, которые поддерживают терроризм, а также увеличение численности сотрудников федеральных структур, которые занимаются проблемой терроризма.
Международные рекомендации по борьбе с терроризмом и экстремизмом раскрыты в целом ряде международных правовых актов. Всеобщая Декларация прав человека в статье 28 закрепляет, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложены в Декларации прав человека, могут быть полностью осуществлены
1.
Пользование правами и свободами, признанными в Конвенции о защите прав и основных свобод2, должно быть обеспеченно без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам. Конвенция предусматривает, что ни одно государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо не имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью, или совершать какие бы, то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, или их ограничение3.
Международный пакт о гражданских и политических правах4, регламентирует, что все народы имеют право на самоопределение, иначе говоря, они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Обращается внимание на то что, ни какое государство, ни какая группа, или лицо не имеет право заниматься, какой бы то ни было деятельностью, или совершать какие бы, то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, или на их ограничение. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии, однако свобода исповедовать религию или убеждения подлежат ограничениям, необходимых для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. Пакт указывает на то, что всякая пропаганда войн должна быть запрещена законом, всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников подтверждает принцип равноправия и самоопределения народов2, провозглашенный в Уставе ООН и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, а также в других соответствующих резолюциях Генеральной Ассамблеи; а так же признает, что каждый имеет право на жизнь, личную свободу и безопасность3.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений принимает во внимание всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка или религии