Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Условие профессиональной задачи
Задача 4.
В вашем классе есть несколько учащихся, которые имеют хорошую успеваемость по предмету, но их результаты не отличаются стабильностью. Однако, они могут активно проявлять себя на уроке: отвечать у доски, задавать вопросы уточнения, вступать в диалог при поиске альтернативных способов выполнения заданий. Задания, требующие чёткого следования алгоритму в их выполнении, вызывают трудности, что сказывается на результатах тестовых работ по всем учебным предметам.
Предложите решение, позволяющее скомбинировать элементы дискуссионной учебной среды и выполнения учащимися тестовых заданий, для создания комфортной обстановки на уроке и активизации интереса к заданиям тестового характера.
1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст (условие, при котором задача может быть решена) определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).
На мой взгляд, конкретная задача, которую я поставлю, – формирование у учащихся навыков самоконтроля своей деятельности.
Тема актуальна для любого класса, рассмотрю на примере 7 класса. Владение основами самоконтроля является одним из требований к метапредметным регулятивным умениям в подготовке учащихся, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерной программой по математике для общеобразовательных организаций, базирующихся на концепции системно-деятельностного подхода.
В своей профессиональной деятельности я столкнулась с тем, что при выполнении учебных заданий существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности учащихся и степенью овладения навыками самоконтроля. Слабое развитие контрольных действий у подростков надо относить не к возрастным особенностям, а к бессистемной работе по формированию самоконтроля, что ведёт к утрате учащимися ответственности за результаты своей учебной деятельности.
Ученики, в целом, часто не умеют:
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
-владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний;
-прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Ученики не умеют на уроке математики:
- четко и ясно составлять алгоритм (план) решения задачи;
- комментировать свои действия по решению задачи с опорой на математические факты;
- проверять полученные результаты по условию задачи.
Основным контекстом решения проблемы – формирование у учащихся навыков самоконтроля своей деятельности на уроках математики, является включение в урок разнообразных приёмов самоконтроля: поиск ошибок в готовых (намеренно ошибочных) решениях и устных развернутых ответов, объяснение и исправление данных ошибок; решение задачи различными способами; моделирование; проверка на частном случае, составление алгоритмов и т.д..
2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений
№ | Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи | Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос |
| Какие виды регулятивных УУД существуют, какие из них можно продуктивно формировать на уроках математики, каковы приемы их формирования на уроках математики? | Изучение нормативных документов, изучение научно-педагогической, методической литературы, поиск информации в интернет-источниках |
| Какие приёмы организации самоконтроля можно использовать на уроках математики? | |
| Что представляет собой предметная среда кабинета математики? Каковы возможности ее использования для реализации поставленных задач? | Анализ состава предметной среды моего кабинета, выбор средств обучения, которые позволили бы мне решить поставленную задачу наиболее продуктивно |
| Какие проблемы по формированию регулятивных УУД существуют у учащихся класса? | Взаимодействие со школьным психологом, классным руководителем, учителями-предметниками: обсуждение с коллегами мнений по поводу коммуникативных проблем учащихся, наблюдение за учащимися |
| Определить взаимосвязь предметной и метапредметной составляющих урока. | Отбор предметного содержания и видов учебной деятельности, определить формы работы, которые позволят наиболее продуктивно решить поставленную мной задачу |
| Как эффективно спланировать учебную деятельность? | Составление плана урока. |
| Организации рефлексии урока с оценкой формирования предметных знаний и регулятивных умений. | Разработка приемов рефлексии для оценки эффективности проведенного урока |
| Как оценить эффективность урока по решению поставленных задач? | Самоанализ проведенного урока |
| Как создать систему работы по формированию регулятивных УУД в классе? | Разработка вариантов заданий для каждого урока по формированию регулятивных УУД, разработка критериев сформированности умений у учащихся (совместно с психологом и другими учителями-предметниками), совместное планирование деятельности по формированию регулятивных УУД в классе с другими учителями-предметниками |
3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
№ | Содержание собираемой информации (о чем?) | Источник этой информации | Метод работы с этой информации |
| Виды регулятивных УУД, приемы их формирования на уроках математики | ФГОС ООО, Примерная ООП и т.д. | Диагностика уровней сформированности предметных УУД, анализ, синтез, систематизация посредством составления листа самооценки «умеют – не умеют», «должны научиться – могут научиться» и т.п. |
| Разнообразные приёмы организации самоконтроля на уроках математики. | Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/ Сайт «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/ С.Г.Манвелов, Н.С.Манвелов «Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся», Москва, «Просвещение», 2014 Сайты по подготовке к ОГЭ | Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов для организации самоконтроля учащихся на уроках математики, составление таблицы оценки предметных умений и УУД и критериев оценивания различных видов работ, составление карты знаний учащихся. |
| Подбор тестовых заданий | Сайт «Решу ОГЭ» https://oge.sdamgia.ru/test Сайт «Незнайка» https://neznaika.pro/oge/ Сайт «Александр Ларин» http://alexlarin.net/ | Составление различных тестов по темам и курсу. |
4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.
Выбранный мной вариант описания – план урока.
Тема урока: «Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки».
Цель урока:
Продолжить работу с обучающимися по отработке навыков решения систем линейных уравнений с двумя переменными, повторить теоретический материал по данной теме;
Развивать логическое мышление, грамотную математическую речь, внимание, навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
Воспитывать аккуратность, культуру общения, умение управлять своим поведением, взаимоуважение и взаимовыручку.
Используемые элементы предметной среды: доска, интерактивная доска, компьютер.
Планируемые результаты:
Предметные: проверить умение выражать одну переменную через другую, решать системы уравнений с двумя переменными способом подстановки;
Метапредметные:
Познавательные – анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, строить логическую цепочку;
Регулятивные – планировать свою работу, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные – уметь донести свою мысль, работая в группе, слушать и слышать другого.
Личностные –формирование честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжаем отрабатывать навыки решения систем линейных уравнений с двумя переменными и, вместе с тем, я хочу привлечь ваше внимание к человеку, который оставил глубокий след в истории России.
`В январе 2017 года исполнилось 167 лет со дня рождения Софьи Васильевны Ковалевской. Софья Васильевна была первой женщиной- математиком в России.
Чтобы познакомиться с биографией Софьи Ковалевской, нам предстоит выполнить задания и восстановить факты из её биографии.
2. «Разминка» (фронтальная устная работа, форма – брейн-ринг)
1. О чём идет речь, когда даны два линейных уравнения и нужно найти такие значения переменных, которые бы являлись решениями каждого из данных уравнений? (О решении системы уравнений)
2. Как записывают систему уравнений? (Под общей фигурной скобкой)
3. Что является решением системы уравнений с двумя переменными? (пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное числовое равенство)
4. Сколько решений может иметь система уравнений с двумя переменными? (одно, бесконечное множество, не иметь решений)
5. Что достаточно сделать, чтобы получить вывод о количестве решений системы? (Преобразовать каждое уравнение к виду у= кх+ m, если к1≠к2, то прямые пересекаются и система имеет одно решение; если к1=к2 и m1=m2, то прямые совпадают и система имеет бесконечное множество решений; если к1=к2 и m1≠m2, то прямые не пересекаются, т.е.параллельны, и система не имеет решений)
6. Какие способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными вы знаете? (метод подбора (сложный), графический (неточный), алгебраический метод- способ подстановки(универсальный и надёжный))
7. В чём заключается способ подстановки? (алгоритм)
3. Практикум по решению заданий связанных с системами линейных уравнений с двумя переменными.
Давайте проверим, насколько хорошо вы владеете этим способом - способом подстановки.
Если все задания будут выполнены верно, то все факты из биографии Софьи Васильевны Ковалевской будут восстановлены правильно, если – нет, то сразу будет видно, где и кто допустил ошибку.
У вас на столах в каждой группе два листочка: на одном задание, которое вы должны выполнить, на другом - факты из биографии, куда вы впишите недостающие слова. На выполнение работы 7 -10 минут.
Открыли тетради, записали число, классная работа, номер группы.
По одному человеку из группы выходят к доске решать 2 задание, остальные - оба задания обсуждают и решают в тетради, 1 задание записывают на листе А4 фломастером и прикрепляют к доске магнитом.
По окончании решения, каждая группа проверяет 2 задание своей группы на доске; затем, по одному человеку из группы выходят к доске с биографическими данными. Знакомимся с основными моментами биографии Софьи Ковалевской.
1 группа
1.Выразите у через х из уравнения у – 6х = 4.
1848 | 1850 | 1852 |
у = 6х- 4 | у = 4 + 6х | у = - 6х - 4 |