Файл: Сравнительный анализ стандартов, видов и особенностей систем контроля в российских и зарубежных компаниях (Понятие и виды управленческого контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации и интеграции рынка труда персонал выступает как ценный социоэкономичекий ресурс компании, ведь один из важных факторов успеха организации, ее развитие и процветание в современных экономических условиях это наличие квалифицированных специалистов, обладающих высокими профессиональными навыками и умениями. Все ведущие западные компании уже давно внедряют и практикуют у себя все новые процессы управления человеческими ресурсами.

Не менее важным и наиболее успешным среди подходов к управлению является управленческий контроль. Он помогает контролировать деятельность сотрудников и повышать эффективность их работы.

Все вышесказанное и обеспечивает актуальность выбранной темы.

Цель данной работы состоит в исследовании стандартов и видов контроля в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • раскрыть понятие и виды управленческого контроля;
  • отметить принципы и методы организации системы эффективного контроля организации;
  • охарактеризовать системы контроля менеджмента в странах Европы и США;
  • выявить особенности организации контроля в российских компаниях.

Объектом данной работы является управленский контроль.

Теоретической базой при написании данной работы выступили учебные пособия и периодические материалы по заданной тематике.

ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Понятие и виды управленческого контроля

Контроль является важнейшей стадией процесса управления. Он входит в одну из основных функций менеджмента.

Управленческий контроль – процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии.

В современной бизнес-среде эффективный механизм контроля становится одним из важнейших элементов управленческой деятельности, одним из решающих факторов поддержания устойчивой позиции организации, повышения ее конкурентоспособности и всестороннего развития [1, с. 32].

Герчикова И.Н. сформулировала понятие управленческого контроля следующим образом. «Управленческий контроль одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы» [7, c. 183].


Субъектами управленческого контроля являются руководители и главные специалисты всех уровней структуры управления в организации, осуществляющие контроль косвенно и непосредственно, в зависимости от должности, как за исполнителями процесса, так и своими собственными обязанностям. Также контроль осуществляют внешние и внутренние аудиторы, независимые эксперты.

Исходя из того, что сегодня акцент смещается с исправления ошибок, которые были допущены, на их предупреждение, особо актуальным становится термин «контроллинг».

В современной экономике термин «контроллинг» часто звучит в деловых и научных кругах. Это понятие вошло в обиход и стало активно применяться в практике в ХХ веке.

Вопросу раскрытия понятия контроллинга посвящено значительное количество научной литературы методологического и прикладного характера. В большинстве научных изданий взгляды на определение и содержание контроллинга очень сильно разняться. Неоднозначность в определении понятий в публикациях приводит к неверному восприятию сущности и роли контроллинга [23, c. 336].

Следует отметить, что достаточно большое число авторов в своих публикациях и научных работах формулируют собственные определения понятия «контроллинг». Как показывает анализ этих работ, многие специалисты приравнивают «контроллинг» к контролю, внутреннему аудиту или управленческому учету, не акцентируя внимания на его отличии от этих понятий. Кроме того, стоит обратить внимание на такой аспект, как «национальные черты», которые придают каждому определению контроллинга определенный национальный «оттенок».

В экономической литературе нет однозначного определения контроллинга. Помимо этого каждый представитель экономического сообщества трактует по своему такие категории как «управленческий учет», «внутрихозяйственная ревизия», «внутренний аудит» и «контроллинг». Кроме того, некоторые авторы дают лишь формальные определения контроллингу, впоследствии раскрывая сущность этого явления через его цели, функции и задачи [19, c. 19].

Д. Хан в своей работе «Планирование и контроль: концепция контроллинга» приводит ряд определений контроллинга и указывает, что наиболее удачным с его точки зрения является определение П. Хорвата, который «интерпретирует контроллинг, как ориентированную на результат функцию поддержки руководства». Исходя из этого, Хан главной задачей контроллинга признает информационное обеспечение и поддержку ориентированного на результат управления предприятием [9, c. 150].


В.Б. Ивашкевич характеризует контроллинг, как систему управления достижением конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. экономические отношения, с некоторой долей условности, как система управления прибылью предприятия [8, c. 6].

Следовательно, если обобщить сказанное, данное определение можно интерпретировать следующим образом: контроллинг – это система управления достижением целей предприятия. На основании приведенных понятий контроллинга не возможно точно определиться с его сущностью, поэтому далее рассмотрим решаемые им задачи, а также его виды и принципы.

До первой половины XX в. система контроллинга была нацелена на управленческий учет и ограничивалась только анализом денежных показателей. Данная концепция, приверженцем которой был Д. Шнейдер, существенно ограничивала применение контроллинга в управлении персоналом. По мнению А. Дайле кадровый можно определить как процесс овладения экономической ситуацией, путем сопоставления фактических и плановых показателей3 . Следовательно, роль контроллинг сводилась к сбору, анализу и трактовке информации об учете расходов на персонал, что делало его приближенным к термину «контроль». С 1950-х гг. во многих странах мирового хозяйства начинается восстановление производственного потенциала и экономический рост, что обусловило потребность в высококвалифицированных кадрах. Это послужило генератором трансформации подсистемы обучения в подсистему развития персонала, включающую в себя обучение, переподготовку, повышение квалификации, адаптацию, оценку кандидатов.

Влияние бихевиористской научной школы менеджмента сосредотачивает внимания на проблеме морально-психологического стимулирования и мотивации отдельного работника, как одного из важнейших капиталов, что в свою очередь влияет на преобразования в подсистеме мотивации. Развитие компьютерных технологий и обострение конкуренции на рынке акцентирует внимание системы управления предприятиями на информационной сфере, что усиливает потребность в координировании всех сфер бизнеса. В этот период кадровый контроллинг выделяется в самостоятельную службу, осуществляющую процесс координации и функционирования всех информационных систем управления.

Суть кадрового контроллинга в системе управления персоналом Т. Райхман и П. Прайсслер обуславливают в поддержке принятия кадровых решений «путем целенаправленного подбора и обработки информации», «координации и контроле при выполнении планов».


На данном этапе происходит сбор и анализ информации не только количественных, но и качественных составляющих системы управления персоналом.

В настоящее время персонал признается одним важнейших конкурентных преимуществ производства, следовательно, стратегические ориентиры должны достигаться параллельно с развитием человеческих ресурсов, являющихся конкурентным потенциалом предприятия.

Внедрение инноваций, новых технологий, обострение глобальной конкуренции, повышение образовательного уровня населения, распространение командной организации труда, необходимость расширения возможностей самоконтроля обусловило трансформацию и усложнение системы управления персоналом в организации, добавление функциональных подсистем и функций. Под влиянием научных и социально-экономических изменений функции системы управления персоналом прошли процесс эволюции, который можно разделить на три стадии.

Изначально кадровые службы специализировались только на выполнении административных функций по найму и учету персонала, в последствие к ним добавились функции кадрового планирования, привлечения и развития персонала, мотивации, стимулирования и прочих. В дальнейшем все больший акцент делается на функции стратегического управления человеческими ресурсами, в которой прекрасно начинает использоваться инструментарий контроллинга.

Сегодня «происходит смена концепции управления персоналом организации, которая ориентируется на более полное использование потенциала сотрудников, а не на минимизацию затрат, гибкую форму организации, а не на использование централизованно- бюрократической формы». Контроллинг персонала перерождается от инструмента управления настоящим, посредством анализа прошлого, к системе управления человеческими ресурсами, позволяющей проецировать систему в долгосрочной перспективе, тем самым предотвращать наступление кризисных ситуаций, ошибок и неопределенностей в работе с персоналом.

Контроллинг персонала является эффективным инструментом управления системой персонала.

Задача контроллинга персонала – осуществлять обратную связь между бюджетированием и анализом отклонений от бюджетов. Можно выделить основные функции контроллинга персонала:

1. Информационно – обеспечивающая – создание информационной системы, которая может охватить необходимые сведения (затраты, производительность и тд.). Данная функция реализуется посредством создания на предприятии базы данных о персонале.


2. Плановая – получение целевой, нормативной информации (определение потребности в сотрудниках).

3. Управляющая – создание предложений по устранению негативных тенденций (если возникает отклонение между фактическими и бюджетными затратами на обучение на работника в год, то служба контроллинга дает рекомендации отделу кадров о корректировке планов и бюджетов) [1, c. 33].

Контроллинг и аудит персонала представляет собой комплекс мер, который направлен на консультационную поддержку, аналитическую оценку и независимую экспертизу кадрового потенциала предприятия.

Аудит и контроллинг персонала позволяет руководству предприятия оценить потребность в персонале, проверить качество управленческой структуры организации, инновационный потенциал предприятия и социально - психологический климат внутри предприятия.

Аудит и контроллинг являются важной частью менеджмента любого предприятия, ведь от оптимизации управления персоналом напрямую зависит оптимизация всех бизнес - процессов и успешная реализация коммерческих планов предприятия.

Система кадрового контроллинга включает в себя многообразие элементов и функций. Процесс взаимодействия элементов кадрового контроллинга сказывается на качестве информационно-методического обеспечения процедуры принятия управленческих решений в системе управления персоналом.

К основным элементам кадрового контроллинга на современном этапе развития системы управления персоналом относятся процедуры контроллинга, субъекты управленческого контроля, система управленческого учёта, кадрового аудита, диагностика внешней и внутренней среды предприятия.

К процедурам контроллинга персонала относятся:

  • организация работы системы управления персонала в соответствии с детально разработанными нормативно- методическими документами;
  • закрепление в деятельности системы управления персоналом различных нормативов и стандартов;
  • движение информации от момента зарождения до архивирования;
  • контроль всех показателей эффективности персонала [7, c. 184].

Структуру контроллинга персонала определяет внутренняя и внешняя среда организации. Параметры внутренней среды определяют цели, стратегию, регламент системы внутреннего контроля, стиль руководства, от которого зависит своевременность реакции принятия управленческих решений, информационная обеспеченность системы управления. Параметры внешней среды определяют информацию для анализа экономики, политической ситуации, законодательной базы, инфраструктуры и изменений на рынке труда, что позволяет выявлять неопределенности и риски для деятельности предприятия.