Файл: Сравнительный анализ стандартов, видов и особенностей систем контроля в российских и зарубежных компаниях (Понятие и виды управленческого контроля).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и виды управленческого контроля
1.2 Принципы и методы организации системы эффективного контроля организации
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Системы контроля менеджмента в странах Европы и США
Следовательно, контроллинг персонала является системой по управлению информационно-аналитическим обеспечением, координацией, контролем и оптимизацией работы всех звеньев системы управления персоналом организации. Взаимодействие элементов контроллинга персонала позволяет сформировать информационную базу принятия эффективных управленческих решений, оценки кадрового потенциала соответствию целям предприятия, снижает риски появления ошибок и неопределённостей в работе с персоналом. Изучение генезиса контроллинга персонала и эволюции функций и элементов системы управления персоналом, позволяет сделать вывод о том, что контроллинг является основным инструментом для работы HR-систем на современном этапе развития менеджмента.
Таким образом, управленческий контроль – процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии. Сегодня особую актуальность приобретает контроллинг, в частности персонала, при этом единой трактовки данного понятия на данный момент нет.
1.2 Принципы и методы организации системы эффективного контроля организации
Методы управленческого контроля - способы воздействия на коллективы и отдельных работников, в частности их поведение, с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации [16, c. 17].
Наука и практика выработали три группы таких методов: административные, экономические и социально-психологические (рис.1).
Административные методы управления персоналом характеризуются централизованным воздействием. Власть, дисциплина и взыскания – это основные способы данного метода. Они должны затрагивать чувство долга, влиять на ответственность и дисциплинированность, стремление соответствовать организации, корпоративной культуре.
Рисунок 1. Методы управления персоналом
Способы можно разделить на четыре подгруппы:
1. Методы организационного воздействия, которые четко регламентированы нормативной документацией: инструкциями, рекомендациями, актами, положениями, графиками, штатное расписание и т.п.;
2. Организационно-стабилизирующие способы: федеральные законы, стандарты, акты;
3. Дисциплинарные методы, влияющие на коллектив: взыскания, штрафные санкции, угрозы увольнения;
4. Распорядительные методы, регламентируемые распоряжениями, приказами.
5. Материальная ответственность и взыскания: добровольное возмещение ущерба учреждению или пациенту, которому был нанесен вред здоровью полная материальная ответственность и т.д. [16, c. 18]
Методы управления персоналом должны быть обоснованными, в противном случае они могут негативно восприниматься сотрудниками, что отразится на лояльности, мотивации.
В организациях, где коллектив постоянно чем-то недоволен, отмечается высокая текучесть кадров, а это отражается на прибыльности компании в целом.
Экономические методы управления персоналом представляют собой систему приемов, а также способов воздействия на сотрудников посредством материального стимулирования либо санкций. Повышение благосостояния является главной целью человека, поэтому применение экономических методов всегда оправдано. Однако нужно учитывать, что сотрудники должны полностью разделять интересы организации и трудиться не только для собственного обогащения.
Заработная плата работников должна строго соответствовать занимаемой должности, так как в этом случае сотрудники начинают лучше работать, проявлять себя, так как стремятся получить повышение. Экономические методы управления персоналом включают премирование, беспроцентное кредитование, льготы и прочие привилегии, связанные с денежным стимулированием. При этом размер дополнительных выплат следует устанавливать в зависимости от заслуг, к примеру, распространенным экономическим стимулированием является выплата ежемесячной, ежеквартальной или годовой премии.
Экономические методы управления персоналом должны четко привязываться к результату, в противном случае они негативно отразятся на благосостоянии организации. По законодательству стимулирующие выплаты положены сотрудникам, выполняющим тяжелые работы, а также сопряженные с риском для здоровья и людям, трудящимся в условиях, сильно отличающихся от нормальных. Экономические методы управления могут влиять на персонал, в частности их поведение, как положительно, так и отрицательно.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. п.). [16, c. 20]
Социальные методы управления персоналом основаны на психологическом и моральном воздействии на сотрудников организации, взаимоотношении внутри коллектива. Они напрямую зависят от способности руководителя оказывать влияние на работников, управлять кадрами, а также показывать личный пример.
К социальным способам можно отнести:
- формирование групп с учетом характера отдельных работников, их интересов, должностей;
- привлечение сотрудников к участию в управлении; создание ощущения значимости каждого из специалистов;
- удовлетворение культурных, духовных потребностей; поддержку социальных и этических норм.
Методы управления персоналом должны включать и обеспечение социальной защиты сотрудников. Необходимо предоставлять социальный пакет, а по желанию руководителя – дополнительные бонусы, бесплатное питание, проезд, оплату мобильной связи.
Психологические методы управления персоналом основаны на поддержании доброжелательной атмосферы в коллективе, моральном стимулировании, а также развитии ответственности и инициативности.
С помощью них можно легко выявить неформального лидера, причины развития конфликтов, взаимоотношения внутри коллектива.
Психологические методы включают:
- создание комфортного климата;
- анализ мотивации сотрудников;
- решение конфликтов;
- разработку моделей развития сотрудников;
- развитие навыков и квалификации персонала;
- формирование корпоративной культуры [16, c. 21].
Выявив проблемы, можно пытаться влиять на них посредством побуждения, порицания, убеждения, похвалы. Воздействие социально-психологических методов может носить как позитивный, так и негативный характер.
Как правило, компании используют совокупность традиционных методов управления персоналом, но их эффективность во многом зависит от специфики производственной деятельности. Например, административные методы управления кадрами в большей мере эффективны для тех предприятий, где руководство проводится на авторитарной основе. В государственных организациях имеет смысл сочетать социально-психологические и авторитарные методы управления персоналом. Первые имеют эффективность при невысокой заработной плате. Дополнительные меры социальной защиты и поощрения в этом случае оказывают существенное мотивационное воздействие.
Экономические методы управления персоналом действенны в компаниях, где ставка делается на материальных стимулах. Хотя и здесь социальные методы играют свою роль. Методы управления могут иметь как преимущества, так и недостатки.
Как показывает практика, применение только трех традиционных методов недостаточно для эффективного управления персоналом. Желательно их дополнять или даже заменять методами побуждения, принуждения и убеждения сотрудников.
Методы побуждения обеспечивают повышение производительности, улучшение инфраструктуры, качества жизни, экономии ресурсов. Инструментами в данном случае является оптимизация управленческих решений и мотивация сотрудников на их выполнение.
Таблица 1. Преимущества и недостатки методов управления
Метод управления |
Преимущества |
Недостатки |
Экономические методы |
1.Плановое ведение хозяйства, четко определены конечные показатели деятельности; 2. Рост заработной платы; 3.Создание системы премирования; 4.Развитие выплат материальной помощи из прибыли; 5.Поощрение роста материальных потребностей; 6. Предоставление работникам социальной инфраструктуры |
1.Бесплановое ведение хозяйства; 2.«Замораживание» заработной платы– фиксированная минимальная зарплата; 3. Ликвидация системы премирования из прибыли; 4.Игнорирование роста материальных потребностей. |
Социально-психологические методы |
1.Эффективные социальные методы воздействия – анкетирование, социальные эксперименты; 2.Формирование положительного психологического климата. |
1.Неэффективные социальные методы воздействия; 2.Формирование конфликтных ситуаций и негативного психологического климата. |
Административные методы |
1.Наличие четкой организации и функциональных структур; 2.Эффективные виды распорядительных воздействий: четкие приказы и указания, применение системы контроля качества, выполняемой работы. |
1. Неэффективное организационное воздействие на персонал; 2.Неэффективные виды распорядительных воздействий: противоречивые приказы без указания четких мероприятий. |
Методы принуждения основываются на действующем законодательстве и нормативных актах, гарантирующих единое политическое, идеологическое и правовое пространство.
Методы убеждения используют инструменты мотивации и потребности сотрудника, основанные на его психологическом портрете [28, c. 46].
Подводя итог, необходимо отметить, что контроль является одной из наиболее важнейших функций менеджмента. Как было отмечено, процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Как было отмечено, управленческий контроль – процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии. Сегодня особую актуальность приобретает контроллинг, в частности персонала, при этом единой трактовки данного понятия на данный момент нет. Взаимодействие элементов контроллинга персонала позволяет сформировать информационную базу принятия эффективных управленческих решений, оценки кадрового потенциала соответствию целям предприятия, снижает риски появления ошибок и неопределённостей в работе с персоналом.
В целях эффективного управленческого контроля необходимо грамотно использовать соответствующие технологии и методы управления персоналом, в частности было отмечено, что основными методами являются экономические, административные и социально-психологические. Наибольший эффект в системе управления персоналом достигается в том случае, когда применяется система методов в комплексе.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Системы контроля менеджмента в странах Европы и США
С развитием Евросоюза понятие «европейская модель менеджмента» стало достаточно широко использоваться. Это понятие обобщает совокупность черт управления Германии, Великобритании, Италии, Испании, Франции, Финляндии, Швеции и других европейских стран. При этом каждое государство имеет свои исторические, экономические и культурные пути развития, что и повлияло на формирование национальных управленческих черт европейских стран. Таким образом, европейская модель менеджмента представлена совокупностью различных национальных моделей.
Важную роль в эволюции модели играет Великобритания. Британская модель характеризуется осуществлением быстрого и плавного перехода от специализации ручного труда к автоматизации, что явилось толчком к повышению квалификации специалистов, развитию и внедрению инноваций и изобретательства в промышленное производство. Хотелось бы сказать еще пару слов о менеджменте в Германии. Впечатляющие результаты экономики этой страны свидетельствуют о том, что менеджмент на предприятиях грамотно организован, компании имеют эффективных управляющих. Главная цель менеджмента немецких предприятий – это получение максимальной выгоды и обеспечение выплат дивидендов акционерам предприятия. Важное место в управлении организациями отводится социальным вопросам и вопросам мотивации персонала.