Файл: Сравнительный анализ стандартов, видов и особенностей систем контроля в российских и зарубежных компаниях (Понятие и виды управленческого контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако на современном этапе развития не у всех стран в управленческой деятельности все гладко, не все умеют быстро приспосабливаться к новым условиям. Основные характеристики представлены в таблице (см. табл. 2):

Таблица 2. Особенности организации контроля в зарубежных системах менеджмента [5, с.90]


Европейская модель менеджмента, как и любая другая, имеет существенные отличия от моделей Японии и США, отличительной чертой которых является достаточно жесткий подход к вопросу управления персоналом. Большинство европейских стран (Норвегия, Англия, Швеция и Голландия) интенсивно развивают принципы менеджмента, предоставляющие возможность каждому сотруднику принять определенную роль в управленческом процессе. Помимо этого, европейская модель менеджмента развивалась в направлении определения человеческого поведения при оказании на него коллективного воздействия. Таким образом, данной управленческой моделью довольно давно уже предугадывался статус человека «социального». Изучая европейский менеджмент, необходимо вспомнить такого выдающего человека, как канцлер Германии Л. Эрхард, занимавший должность министра экономики. Именно под его управлением в послевоенные годы Германия смогла достичь высокого экономического подъема.

2.2 Особенности организации контроля в российских компаниях

Обратимся к особенностям организации контроля в российском менеджменте. Первый и самый важный аспект, который отмечают многие исследователи и эксперты области управления, в современной России очень сильна дистанция власти при организации форм формального и неформального контроля . Не в последнюю очередь это связано с особенностями российского менталитета, восприятием окружающих и советским наследием, следы которого все еще отчетливо прослеживаются во многих сферах жизнедеятельности россиян. По традиции, от подчиненных ожидается беспрекословное подчинение воле руководителя, вне зависимости от того, являются распоряжения деловыми или личными. Сотрудники находятся под постоянным контролем, модель отношений является чисто авторитарной. Минус такой системы состоит в том, что она отучает мыслить самостоятельно, подчиненные привыкают к тому, что все решения принимаются наверху без их непосредственного участия или согласования с ними, т.е. осуществляется слепой контроль исполнения. Это формирует понимание бизнес-процессов в компании как явления, не зависящего от конкретного сотрудника и поэтому не имеющего никакого влияния на благосостояние или карьерное продвижение, достаточно просто быть в известной степени лояльным. Такое положение дел вызывает непонимание и невозможность эффективного построения трудовых отношений со стороны приглашенных управленцев из западных компаний, т.к. данная модель поведения исключает всякую инициативу и сколько-либо обдуманное отношение к поставленным задачам, а перестроиться с одной модели на другую для сотрудника зачастую является практически нереальным. В результате модели менеджмента, приносимые с Запада российские компании, где управление было выстроено по авторитарному принципу, могут оказаться неэффективными с самого начала. Сотрудники уже привыкли к тому, что приказы спускаются сверху и не требуют обдумывания, творческого подхода, новаторства, а инициатива так и вообще в большинстве случаев наказуема! Это является прямой противоположностью западной концепции менеджмента, которая старается воспитать самоорганизованного и креативного сотрудника с высоким уровнем личной ответственности и хотя бы базовым предпринимательским мышлением.


С концепцией дистанции власти связана и концепция вертикальной ориентированности российского управленческого контроля в целом. Можно отметить, что на рядовых должностях люди выполняют в основном рутинную часть работы, целостная картина и стратегический план ясны только лишь представителям верхушки руководства. Кроме того, в отличие от западной ориентированности на результат и эффективность, в отечественной практике глубоко укоренилась традиция постоянного формального контроля над процессом. К примеру, порицание за незначительные опоздания на работу, негласное поощрение сверхурочного нахождения в офисе, ориентированность на «имитацию бурной деятельности» вместо результативности. Небезосновательно предположить, что все это также является отголосками советской трудовой дисциплины [16, с.20].

В связи с низкой интегрированностью рядовых сотрудников в бизнес-процессы, большинство руководителей не поощряют и не способствуют саморазвитию подчиненных. В российской действительности, как правило, не является популярным и не считается эффективным отправлять сотрудников на обучение за счет компании, если это не обещает принести сиюминутной выгоды. В западных компаниях тенденция прямо противоположна.

По мнению исследователей и экспертов современного бизнеса, в российской деловой среде все еще очень важно так называемое «честное слово», что означает высокий уровень важности личной деловой репутации, персональных контактов и доверия. Что в корне противоположно западной модели бизнеса, в которой на первое место всегда ставятся положения, прописанные в договоре. Это зачастую становится одним из основных пунктов, который отмечают деловые партнеры российских компаний из ЕС и США. На это же указывают и многие отечественные руководители.

Третья важная особенность российского делового менталитета в.т.ч. при реализации управленческого контроля – это практически всегда делать все в последний момент, буквально за несколько часов до сдачи проекта, иногда по принципу «и так сойдет». Данная тенденция наблюдается практически везде, от государственных и образовательных структур до заводов и предприятий, и не зависит от отрасли. Это отчасти компенсируется способностью быстрой фокусировки и умению выполнять самые сложные задачи в сжатые сроки. К тому же, многие иностранные предприниматели, работающие на нашем рынке, отмечают способность россиян быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях и находить необычные решения, “to think outside the box”


В этой связи интересна точка зрения заместителя председателя правления VestaBank А. Федорова. Он полагает, что в современном российском бизнесе слишком много управленцев и слишком мало предпринимателей. На практике это означает огромную разницу в подходах к ведению бизнеса, а особенно – в уровне личной ответственности за развитие предприятия. Как правило, управленец (менеджер) позиционирует себя как наемный сотрудник и дистанцируется от стратегических концепций, выполняя лишь конкретные функции. Тогда как предприниматель чувствует полную ответственность за всю компанию и ведет себя соответствующим образом. В этой связи было бы полезно развивать в менеджерах предпринимательские качества, эффективность управления от этого могла бы вырасти в несколько раз [1]. Но эта проблема не является чисто российской, она существует и в западных компаниях в тех или иных формах [26, с.172].

Еще один существенный фактор, оказывающий влияние на систему менеджмента в России – это отсутствие единой системы стандартов управленческого контроля, что вызывает хаотичный характер управленческих процессов в различных компаниях. В ряде случаев руководители просто недостаточно осведомлены и даже не знают о существовании международных стандартов.

Далее обратимся к практическим аспектам организации контроля в российских компания на примере ООО «ИКЦ Бухучет». Основным видом деятельности ООО «ИКЦ Бухучет» является «Деятельность в области права и бухгалтерского учета».

Как было отмечено, организационно-правовая форма (ОПФ) – общество с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.


Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Исходя из того, что компания «ИКЦ Бухучет» это общество с ограниченной ответственностью, она имеет следующие права:

  1. у ООО «ИКЦ Бухучет» в распоряжении есть собственное имущество, распоряжаться которым общество имеет полное право;
  2. ООО «ИКЦ Бухучет» вправе производить прием, увольнение и движение кадров по согласованию с руководителем;
  3. вносить предложения по кадровым вопросам, совершенствованию организационной структуры предприятия;
  4. требовать от заказчиков соблюдения условий договоров об оказании услуг;
  5. запрещать проведение работ при выявлении нарушений правил техники безопасности и охраны труда.

Не стоит забывать о том, что у ООО «ИКЦ Бухучет» есть определенные ответственности, а именно:

  1. выполнение установленных заданий, графиков, мероприятий;
  2. обеспечение контроля за правильным предоставлением услуг;
  3. качество и сроки оказания услуг;
  4. своевременное и качественное оформление и представление в контролирующие государственные органы отчетных документов по установленным формам, достоверность представленных сведений и информации;
  5. выполнение правил трудового распорядка, соблюдение рабочими трудовой дисциплины.

Представим далее организационную структуру управления ООО «ИКЦ Бухучет» (рисунок 2).

Генеральный директор

Отдел кадров

Начальник отдела бухгалтерского учета

Начальник юридического отдела

Юристы

Бухгалтера

Рисунок 2. Организационная структура управления ООО «ИКЦ Бухучет»

Необходимо выделить такие недостатки линейно-функциональной структуры как:

  1. значительно высшее по сравнению с линейной структурой количество и сложность деловых связей;
  2. снижение оперативности управления по причине перенасыщения каналов коммуникации информацией;
  3. возможность подрыва авторитета линейного персонала со стороны специалистов;
  4. возможность нарушения баланса по причине роста управленческих расходов.

Линейно-функциональная структура на сегодняшний день наиболее распространенная. Для нижних уровней управления характерны линейные связи, а верхние уровни характеризуются функциональными связями.

Отметим, что правильное сочетание функционального и линейного руководства в системе управления ООО «ИКЦ Бухучет» - это важнейшая задача в рамках построения структуры управления

Далее необходимо представить основные технико-экономические показатели деятельности ООО «ИКЦ Бухучет» за 2017-2019 гг.

Таблица 3. Основные технико-экономические показатели ООО «ИКЦ Бухучет»

Показатели

2017

2018

2019

Абсолютное изменение 2018-2017

Относительное изменение,%

Абсолютное изменение 2019-2018

Относительное изменение%

Выручка от продаж, тыс. руб.

4020

5328

5003

1308

132,5

- 325

93,9

Себестоимость, тыс. руб.

1882

3178

3107

1296

168,8

- 719

97,7

Коммерческие расходы, тыс. руб.

1331

1456

1231

125

109,4

- 225

84,5

Прибыль от продаж, тыс. руб.

807

694

665

- 113

85,9

- 29

95,8

Чистая прибыль

646

556

532

- 90

86,07

- 24

95,7

Среднесписочная численность , чел

23

26

29

+3

113

+3

111,5

Производительность труда, тыс. руб./чел

175

205

172

30

117

-33

83,9

Рентабельность по чистой прибыли

16

10,4

13,3

- 5,6

65

2,8

126,9

Следовательно, анализ основных технико-экономических показателей позволяет сделать вывод о том, что эффективность компании снижается, о чем свидетельствует снижение чистой прибыли.