Файл: Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 412

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Нур-Султан
2022

2
Рекомендовано Научно-методическим советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол № от 2022 года).
Методические рекомендации по обучению предмета «Цифровая грамотность» в начальных классах. – Нур-Султан: НАО имени
Ы. Алтынсарина, 2022. – 192 с.
Сборник содержит методические рекомендации по изучению предмета
«Цифровая грамотность» в начальных классах организаций образования
Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году.
Методические рекомендации предназначены для руководителей организаций среднего образования, учителей «Цифровой грамотности», методистов управлений и отделов образования, учебно-методических центров.
© Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина, 2022

3
ВВЕДЕНИЕ
Информатизация начальной школы играет важную роль в достижении современного качественного образования и формировании информационной культуры ребенка в XXI веке.
Цифровая грамотность способствует развитию у обучающихся способностей к самообразованию.
Она служит формированию информационной культуры и социализации детей в информационном обществе.
«Цифровая грамотность» - это способность человека использовать информационные технологии в повседневной жизни и работе. Актуальность
«цифровой грамотности» начинается с формирования информационной компетентности младших школьников.
Главной целью формирования информационной компетентности: вооружить учащихся знаниями о передаче, преобразовании и использовании информации, сформировать у них способность свободно, эффективно использовать компьютерные технологии в своей деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии представлют собой средство развития компетенций личности. Одним из главных условий современного образования является умение обучающегося самостоятельно находить нужные ему данные и выбирать свои траектории обучения.
Целью изучения учебного предмета «Цифровая грамотность» в начальных классах является обеспечение обучающихся базовыми знаниями, навыками по вопросам компьютерного устройства, представления и обработки информации, работы в сети Интернет, вычислительного мышления, робототехники для эффективного использования современных информационных технологий на практике.
Методические указания по изучению предмета «Цифровая грамотность» в начальных классах предусматривают следующие вопросы:
- особенности преподавания предмета в начальных классах на основе международного опыта;
- актуальные вопросы преподавания предмета;
- методическая система преподавания предмета;
- методические рекомендации по возможностям использования ИКТ ресурсов при изучении предмета.
В результате обучения предмета «Цифровая грамотность» повышается востребованность фундаментальных знаний, обеспечивается развитие школьной информатики в современном Казахстане.


4
1 Международный опыт обучения предмету «Цифровая грамотность»
в начальных классах
Одной из главных целей информатизации общеобразовательных учебных заведений является формирование информационной культуры учащихся, которая становится сегодня неотъемлемой составляющей общей культуры каждого человека и общества в целом. На современном этапе информатизации образования учебный предмет «Информатика» является одной из важных составляющих формирования информационной компетенции учащихся, поэтому предмет «Информатика» как самостоятельная общеобразовательная дисциплина в современной школе должна соответствовать текущему состоянию и тенденциям развития информатики как науки в мировом сообществе. В связи с указанным, актуальность приобретает обзор существующих тенденций развития школьной информатики в зарубежных странах.
В разных странах информационно-коммуникационные технологии находятся на разных стадиях развития, поэтому каждая страна выбирает свой путь обеспечения доступа школьников к ним (таблица 1).
В зависимости от того, какое место занимает информатика в учебных планах школ за рубежом, можно выделить:
1)
страны, учебные планы которых предусматривают обязательное
изучение информатики (Англия, Китай, Бразилия, Сингапур, Ирландия, Литва,
Словения)
Англия — одна из первых стран, включившая КТ в учебную программу, реализуемую в течение всего периода 12-летнего образования (2014). Она организована в четыре ключевых этапа: на 1 этапе (возраст 5–7 лет) учащиеся создают и отлаживают простые программы, на 2 этапе (возраст 7–11 лет), проектируют, пишут и отлаживают программы для достижения конкретных целей, на 3 этапе (возраст 11–14 лет) проектируют, используют и оценивают вычислительные абстракции, которые моделируют поведение задач, а на 4 этапе (возраст 14–16 лет) учащиеся разрабатывают и применяют свои аналитические способности, решения проблем, проектирование, навыки вычислительного мышления (DfE, 2017).
В Англии новая национальная учебная программа вступила в силу в 2014 году [4, 14], введя новый предмет – вычислительная техника и заменив предыдущую учебную программу по ИКТ. В настоящее время Англия является одной из немногих стран, которая уделяет основное внимание не программированию как интегрированному разделу, а более широкой дисциплине. Предмет вычислительная техника содержит три структурных компонента: информатика, информационные технологии и цифровая грамотность. Основной целью дисциплины является формирование у обучающихся набора навыков[14]:
- понимать и применять фундаментальные принципы и концепции информатики, включая абстракцию, логику, алгоритмы и представление данных;


5
- анализировать реальные задачи в вычислительных терминах, иметь повторный практический опыт написания компьютерных программ для решения таких задач;
- оценивать аналитически и применять информационные технологии, включая новые или незнакомые технологии, для решения практических задач;
- быть ответственными, компетентными, уверенными и творческими пользователями информационно-коммуникационных технологий.
На каждом этапе учащиеся последовательно развивают навыки вычислительного мышления. В целом, развитие навыков КТ интегрировано в учебную программу, что открывает путь к развитию таких предметов, как язык, математика и естественные науки (Bocconi, Chioccariello, & Earp, 2018).
Китай. Продолжительность школьного обучения в Китае составляет 12 лет: (6+ 3 + 3). Название школьной информатики, в Китае - Информационные технологии (ИТ). Опыт обязательного изучения ИТ китайскими школьниками сравнительно невелик. С 2012 г. в Китае структура школьной информатики реализована блочно-модульно, позволяющая отдельному субъекту образования
(школа, класс) создавать свои учебные программы, соответствующие единой государственной стратегии образования (стандарту). Также одной из сопутствующих задач обучения информатике является учет ключевых направлений развития ИТ и соответствующее использование в учебном процессе современного программного обеспечения. Курс имеет следующую структуру. Начальная школа: базовый модуль «Введение в ИТ» (72 ч); и 2 дополнительных модуля «Знакомство с разработкой алгоритмов и программированием» (36 ч); и дополнительный модуль «Знакомство с роботом» (36 ч); Средняя школа: базовый модуль «Информационные технологии» (36 ч); дополнительный модуль «Разработка алгоритмов и программирование» (36 ч); дополнительный модуль «Проектирование и создание роботов» (36 ч); Старшая школа: вариативный модуль 1
«Практическое использование сетевых технологий» (36 ч); вариативный модуль 2 «Практическое использование мультимедийных технологий» (36 ч); вариативный модуль 3 «Разработка алгоритмов и программирование» (36 ч).
Целью изучения школьной информатики в Китае, в первую очередь, является
практическая направленность полученных учениками знаний. Особой тенденцией, отличающей программы образования по информатике, является изучение робототехники, которая широко развита в стране как наука и направление хозяйственной деятельности. Практическая направленность программ по информатике позволяет по окончании школьного курса выбрать ученику дальнейшую ветвь обучения, имея знания начального уровня программирования и робототехники
Бразилия. В Бразилии информатика введена во все государственные начальные школы в рамках реализации государственной программы по информатизации образования. В программе школьной информатики, выдвигаются различные задачи: от необходимости выработать у учащихся базовые навыки в таких областях как электронная обработка информации, работа с базами данных и т.д., к совершенствованию учебного процесса в


6 целом, обеспечение учащихся новыми способами получения учебной информации, расширение возможности общения с учениками других школ, дабы совместно с ними реализовывать учебные проекты.
Австралия. Австралийская система начального и среднего образования претерпевает значительные изменения с введением национальной учебной программы [9]. В 2015 году Австралия [8] одобрила национальную учебную программу в области технологии [18], которая включает как цифровые технологии, так и дизайн-технологию. В рамках Digital Technologies (DT) дети должны развивать навыки компьютерного (вычислительного) мышления и изучать данные, цифровые системы и способы реализации решений с помощью программирования. Согласно содержательной концепции, DT в австралийской учебной программе является «областью обучения» в автономной предметной области знаний наравне с английским языком, математикой, наукой, гуманитарными и социальными науками, искусством, здравоохранением и физическим образованием, а также иностранными языками. Возможности ИКТ в целом соответствуют целям обучения в области DT, а также представляют метапредметное ядро компетенций, востребованных другими областями знаний.
В Австралии начальная школа включает в себя первый год обучения, называемый Фондом (F), за которым следует год первый, второй и так далее года до 6 или 7 включительно (в зависимости от штата), а средняя школа включает в себя годы 7 или 8 и до 12 года. Цели учебной программы организованы вокруг серии групп для каждого уровня года, от F до завершающего года обучения. В то время как цели и содержания начального образования являются обязательными, старшеклассники могут выбирать специализированные траектории в области обучения DT.
Учебная программа DT характеризуется акцентом на навыки вычислительного мышления и развитие цифровой грамотности. Процесс начинается в диапазоне F–2, при этом обучение основано на моделировании целенаправленной игры, облегчая учащимся понимание отношений между реальным и виртуальным мирами, использование технологии в коммуникации, осознание важности точных инструкций и простого решения задач в цифровом мире. На 3-6 годах учащиеся ориентируются на более широкое понимание воздействия технологии, включая семейные и групповые отношения, могут работать над более сложными проектами, ориентированными на практическое применение результатов. В этот период обучающиеся начинают разрабатывать алгоритмы с визуальным программным обеспечением. В течение 7-10 годов обучения ученики выходят за коммуникативные рамки своего первоначального сообщества, они вовлекаются в информационное взаимодействие с учетом социальных и этических норм поведения, решают более сложные задачи, используя технологии, и развивают понимание сложных и абстрактных процессов, используют языки программирования для решения задач и создания цифровых решений. Австралийские учителя начальной школы, как правило, являются универсальными педагогами, имеющими право преподавать в различных областях знаний, а в настоящее время они преподают компьютерные


7 науки [19]. Для оказания учителям надлежащей поддержки по повышению квалификации были инициированы такие предложения, как массовые открытые онлайн курсы (МООК) в профессиональной области [19] и систематический обзор ресурсов компьютерных наук, востребованных учебных программ по преподаванию DT.
Пути достижения поставленной цели различаются на четырех ключевых этапах, охватывающих как начальное, так и среднее образование.
Вычислительная техника в школе (Computing at school – CAS) – национальное сообщество, продвигающее информатику в школе.
Педагогическое взаимодействие реализуют центры CAS – встречи учителей, методистов и преподавателей, которые делятся идеями об обучении вычислительной технике в своих школах, классах и сообществах. Сеть концентраторов была признана успешной в рамках проекта CAS в контексте выстраивания общей методической концепции на основе положительного опыта, привлечения широкой аудитории преподавателей к реализации национальной программы.
Учебные ресурсы включают в себя планы уроков и рекомендации для разных уровней, начиная с элементарных вычислений на первичном, вторичном уровнях, при этом формирование контента осуществляется как членами сообщества, так и практикующими учителями. CAS также предлагает аккредитацию для преподавателей вычислительной техники, обеспечивая профессиональное признание британским компьютерным обществом.
Сертификат состоит из трех частей: философия профессионального развития, программирование и проектная деятельность, исследовательская деятельность в контексте программы. В стране существует альтернативная сеть обучения передовому опыту в области компьютерных наук, объединяющая специалистов, желающих работать совместно по наиболее востребованным вопросам и обеспечивающая профессиональное развитие.
Финляндия. В 2016 году в Финляндии вступили в силу новые национальные учебные программы, охватывающие как начальное (1-9 классы)
[16], так и среднее (10-12 классы) [13] образование. В учебных программах повышенное внимание уделяется цифровой компетентности как междисциплинарной компоненте всех уровней. Содержание информатики в финской учебной программе включает программирование в качестве интегрированного элемента начального образования, в то время как содержание информатики не входит в учебную программу среднего уровня. На начальном уровне программирование явно упоминается в математике для 1-2 классов, в математике и ремесле для 3-9 классов. Кроме того, программирование входит в состав цифровой компетенции, охватывающей все предметы,
– программирование может интегрироваться во всех предметах. В 1-6 классах учителя преподают все предметы, поэтому изменения в содержании отражаются на применяемых технологиях и рассматриваемых темах. В 7-9 классах учителя преподают по 2-3 предмета, поэтому информатика и программирование сводится к преподаванию математики и ремесленного обучения в контексте программирования в предметной области.