Файл: Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 416

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
В Финляндии национальный совет по вопросам образования, а также
Министерство образования и культуры финансируют проекты, программы профессионального развития и повышения квалификации для оказания поддержки учителям в освоении траекторий обучения и материалов для интеграции программ в преподавание и обучение. Помимо инициатив, поддерживаемых государством, различные мероприятия осуществляются также частными субъектами, университетами и организациями. В 2014 году
Министерство образования и культуры опубликовало анонс специализированных программ подготовки учителей без отрыва от производства. Одна из принятых программ рассматривала технологии преподавания и обучения в цифровой среде.
Новая Зеландия. Информатика является автономным учебным предметом в течение последних трех классов основной школы, начиная с 2011 года. Ранее на этих же этапах обучения основное внимание уделялось обучению школьников в области грамотного и корректного использования компьютеров [2]. Программирование и информатика рассматриваются в контексте направления цифровых технологий: алгоритмизация и программирование, человеко-компьютерное взаимодействие, искусственный интеллект и компьютерная графика. Данные темы не рассматриваются подробно, у учащихся формируется первичное представление о вышеперечисленных направлениях и технологиях. Учащиеся после окончания основной школы имеют представление о предмете, задачах, методах и технологиях информатики [17], областях применения цифровых знаний.
Углубление в области программирования начинается с вводной работы в
10 год обучения, через эквивалент вводного университетского курса в 12 год
[2]. Год 10 фокусируется на задачах, связанных с вводом и выводом данных, может быть выражен в виде единой программы процедур с использованием последовательности, выбора и итерации, но требует только простых данных
(без массивов, списков или структур). Год 11 фокусируется на задачах, решение которых включает несколько процедур, а также для структуризации данных используются индексированные структуры, поддерживаемые типовыми программными средствами. Год 12 требует использования базовых концепций объектно-ориентированного программирования (классы и объекты с инкапсуляцией, но не наследование) и простой реализации GUI с обработкой событий. В течение 10 и 11 лет разрешены к изучению графические языки программирования, такие как Scratch. Для 12 года требуется язык программирования высокого уровня. Многие школы вводят языковое программирование уже в 11 году, причем Python является самым популярным выбором среди сред реализации. Программирование и информатика также формально являются частью национального сертификата об образовательных достижениях (NCEA), основной оценки окончания школы [2].
Новая учебная программа была введена достаточно быстро со значительными проблемами в области подготовки учителей. В качестве поддержки был разработан последипломный дистанционный курс, позволяющий преподавателям получить формальную квалификацию в области


9 преподавания информатики. Работа над CS Unplugged [3], начавшаяся в 1990-х годах, накопила опыт взаимодействия в области информатики без использования компьютеров и в условиях, когда было недостаточно времени для изучения программирования [2]. Для обеспечения преподавания учебного материала, который был признан методистами важным, был разработан бесплатный онлайн-справочник с открытым исходным кодом «CS Field Guide»
– интерактивный сайт, который разрабатывается для предоставления информации на уровне, необходимом для новых стандартов информатики, включая дополнительные рекомендации для учителей. Управление на государственном уровне программой повышения квалификации учителей является актуальной задачей и важным элементом успеха преподавания информатики в школах.

Норвегия. Норвегия еще не ввела информатику и компьютерные науки в свою учебную программу, вместо этого на государственном уровне стартовало большое пилотное исследование в средних школах осенью 2016 год. В школах в качестве эксперимента введено программирование в форме факультатива для учащихся 8-10 годов обучения. Учебная программа определяет цель, которая состоит в обучении программированию, включая выявление проблем, разработку решений, систематическую отладку, валидацию кода и документирование решения понятным способом. Учащиеся должны выучить по крайней мере два языка программирования, и по крайней мере один должен быть языком высокого уровня. Важной мотивацией для учащихся является повышение общественного интереса к технологиям и востребованность специалистов в области проектирования и программирования.
Для подготовки учителей был подготовлен массовый открытый онлайн- курс (MOOС), для обеспечения учебного материала и профессионального развития в стране была начата кампания под названием «lær Kidsa Koding», которая предлагает информационную веб-поддержку для участников.
Южная Корея. Корейская школьная система состоит из 6 лет начальной школы, 3 лет средней школы и 3 лет старшей школы [5]. Компьютерное образование в Корее началось уже в 1971 году, а с 2000 года, когда южнокорейская инфраструктура ИКТ предоставила компьютер практически для каждого класса, содержание, связанное с компьютерами, стало почти обязательным, причем в каждом классе обучение продолжалось более 34 часов.
В учебных программах средней и старшей школы этот предмет был определен как факультативный. В 2007 году компьютерное образование было заменено на информатику в национальной учебной программе, и основное внимание уделялось принципам и концепциям информатики.
С 2008 года государственная политика в области образования планирует сокращение число учащихся в области информатики на уровне средней и старшей школы [5], переведя занятия в форму факультативного обучения. В
2013 году был достигнут консенсус относительно важности образования в области компьютерных наук, а в 2018 году в Южной Корее введена новая учебная программа. Она состоит из обязательного предмета «Информатика» в средней школе и факультатива в старшей школе. Учебная программа

10 охватывает цифровую грамотность, вычислительное мышление и программирование. Поскольку система образования в Южной Корее в значительной степени ориентирована на учебники, в настоящее время разрабатываются новые учебники для новой образовательной программы.
США. Система образования в Соединенных Штатах децентрализована.
Каждый государственный школьный округ может иметь свои собственные учебные программы. В то же время на национальном уровне наблюдается тенденция к внедрению информатики для всех возрастных групп в школах.
Ведущие организации прилагают согласованные усилия (ACM, CSTA,
Code.org, CIC и NMSI) для организации обучения информатике и разработки базовых программ для обучения информатике с ориентацией на 12-летнее школьное обучение (К-12). Организации проводят непрерывный мониторинг востребованности в компьютерном сообществе ключевых направлений и компетенций специалистов: Что должны знать и уметь в области компьютерных наук выпускники программы К-12? Что общество ожидает от каждого ученика в начальной школе, в средней школе или к моменту окончания средней школы? В основе исследований лежит положение, что информатика обеспечивает фундаментальное обучение, приносящее пользу каждому ребенку. Цель исследований заключается в определении основных ожиданий и требований к компетенциям выпускника К-12, который должен иметь возможность узнать о компьютерных науках на этапе обучения в школе, чтобы подготовиться к новым требованиям XXI века. Содержание компетенций относится к специальностям в области компьютерных наук или требованиям на рабочие места инженеров-программистов. Необходимый содержательный минимум определяет 5 основных понятий и 7 практик. Понятия: устройства, сети и коммуникации, данные и анализ, алгоритмы и программирование, а также влияние вычислений. Практика: распознавание и представление вычислительных проблем, разработка и использование абстракций, создание вычислительных объектов, тестирование и итеративное уточнение, содействие инклюзивной вычислительной культуре, общение о вычислениях и сотрудничество вокруг вычислений.
Для поддержки старшеклассников, которые хотят изучать информатику на углубленном уровне, был разработан новый расширенный курс call CS
Principles, который призван раскрыть широкое понимание информатики и организован вокруг 7 больших идей информатики: творчество, абстракция, данные и информация, алгоритмы, программирование, Интернет и глобальное влияние. Курс в настоящее время проходит апробацию [10, 11].
Сингапур представил свою обязательную программу Code for Fun, чтобы познакомить учащихся начальных классов с вычислительным мышлением и вдохновить их (2014). Цели программы - познакомить с концепциями и программированием CT, подготовить поколение рабочей силы, владеющее базовыми навыками программирования и CT. Чтобы расширить программу, были предложены 10-часовые программы, которые будут включать программирование с использованием визуального языка программирования, такого как Scratch, в сочетании с роботизированным набором, таким как


11
MoWay, или микроконтроллерами, такими как LegoWeDo kits. Программа направлена на то, чтобы учащиеся оценили программирование и развили навыки CT в решении проблем и логическом мышлении. Школы, заинтересованные в программе Code for Fun, могут выбрать из списка поставщиков и подать заявку на финансирование от IMDA для запуска программы в школе.
В 2017 году Министерство образования Сингапура представило новый предмет «Информатика» , который будет предлагаться учащимся в качестве предмета уровня «O». Он заменил существующий предмет «Компьютерные исследования» (МЧС, 2017). Школьники, изучающие этот предмет, будут учиться программировать на языке программирования Python, будут развивать навыки КТ и программирования, чтобы создавать решения с помощью технологий для решения проблем. Новая учебная программа содержит разделы:
(1) Компьютер как наука; (2) Компьютер как инструмент; и (3) Компьютер в обществе.
Раздел Компьютер как наука состоит из основных компонентов вычислительных и мыслительных систем. Школьники будут развивать и применять навыки CT, такие как абстракция и алгоритмическое мышление, для решения проблем и разработки решений с помощью программирования.
Используя как навыки КТ, так и системное мышление, учащиеся должны работать над интересующим их проектом. Это должно побудить школьников взять на себя больше ответственности, определяя проблему, которая их интересует, и разрабатывать идеи для решения проблемы с помощью инструментов программирования. В разделе «Компьютер как инструмент» учащиеся знакомятся с использованием оборудования, технологий и устройств, которые используются в повседневных аспектах жизни на работе и в играх.
Они узнают о компьютерных приложениях, которые используются для повышения производительности, общения и творческих инструментов для выполнения конкретных задач, таких как редактирование видео или создание веб-сайтов. В разделе «Компьютер в обществе» учащиеся узнают о таких проблемах использования компьютеров, как интеллектуальная собственность, конфиденциальность данных, безопасность в Интернете и компьютерная зависимость. Этот раздел включает в себя компонент компетенций двадцать первого века, чтобы подготовить учащихся к тому, чтобы они были готовыми к будущему работниками в использовании технологий для самостоятельного обучения, работы в сотрудничестве с другими и поощрения творчества.
Подход Сингапура к вычислительной технике.
В отличие от таких стран, как Англия, Бразилия, Китай в Сингапуре компьютеры и компьютерные технологии не являются обязательными. Вместо этого сингапурский подход заключается в том, чтобы предоставить учащимся возможность развивать свои интересы в области программирования и компьютерных навыков с помощью контактных действий в разных возрастных группах.


12
2) страны, учебные планы которых предусматривают факультативное
изучение информатики (Германия, Нидерланды, Израиль, Испания, Италия,
Португалия, Республика Корея, США, Эстония)
Учебные планы Соединенных Штатов Америки, Канады, Австралии и других развитых стран ориентированы на непосредственное использование компьютеров в учебном процессе и вне уроков информатики. Как правило, каждая классная комната оборудована несколькими компьютерами, которые подключены к сети Интернет. Ученики еще до начала обучения в школе получают начальные навыки работы с компьютером [15].
Аспекты, определяющие роль компьютерных технологий и пропедевтику основных понятий информатики образовательных учреждений США подобны позициям образовательных учреждений Канады. Учебный план 1-8 классов провинции Онтарио (Канада) содержит целый ряд ссылок на необходимость овладения компьютерными технологиями уже с первого класса. Компьютеры могут эффективно использоваться для создания эскизов, алгоритмов, планов- рисунков, которые помогают эффективно осуществлять аналитико- синтетические операции [13].
3) страны, учебные планы которых не предусматривают изучение
информатики как самостоятельной учебной дисциплины, но включают некоторое содержание в другие дисциплины (Финляндия, Новая Зеландия,
Япония)
В Азии такие страны, как Япония и Корея, планируют сделать программирование обязательным компонентом школьного образования.
Япония объявила о поэтапном плане введения обязательного изучения программирования для всех детей начальной школы (2020), средних школ
(2021), старших классов (2022) (Japan Times, 2017).
Южная Корея готовит школьников к своей творческой экономике с помощью таких стратегий, как инициатива Software Education. Изменения в учебной программе направлены на развитие навыков, КТ и творческого самовыражения посредством программирования, которые будут реализованы на всех уровнях от начального до университетского образования.
Финляндия ввела алгоритмическое мышление и программирование в качестве обязательных межпредметных занятий с 1 класса (2014). Цели обучения, связаны с аспектами КТ и программирования, а также развития навыков решения проблем в контексте реальных проблем.
4) страны, в которых изучение информатики отсутствует или
подменяется пользовательскими курсами (Бельгия, Чехия)
В большинстве стран создана разветвленная система разработки и реализации развивающих и обучающих программ для дошкольников и младших школьников. Именно эти программы могут быть альтернативой бездумным играм с агрессивным бессмысленным содержанием и стать базой для успешного усвоения школьной программы информатики.
Вывод. Анализ опыта различных стран мира показал, что существует четыре основные тенденции развития курса информатики в школе: