Файл: Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 413

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
- использование компьютерных логических игр, формирование летних лагерей с обучением информатике в них, создание внешкольных кружков, учреждений, которые разрабатывают и реализуют программы и методологии обучения информатике детей разного возраста и с разным базовым уровнем знаний по предмету;
- интеграция разнообразных знаний иных предметов в ходе обучения информатике, что упрощает подачу информации на имеющемся опыте учащихся (межпредметные связи);
- формирование информационной культуры без компьютеров, при котором используются модели для изучения первичных знаний по информатике
(безмашинное обучение);
- разделение направлений и целей программ обучения информатике для детей начальной, средней и старшей школы с учетом особенностей развития ребенка каждой возрастной категории.
Системы образования разных стран в области информатики и компьютерных наук существенно различаются. Это затрудняет поиск общих черт и обобщение опыта по схожим критериям.
В нашей стране в 2018-2019 учебном году был введен предмет
«Информационно-коммуникационные технологии» для 3-4 классов, который формирует общие базовые знания по работе с современными цифровыми технологиями для эффективного использования цифровых технологий в повседневной жизни.
Приказом Министра образования и науки РК от 26 июля 2019 года №334 предмет «Информационно-коммуникационные технологии» сокращен до 1 класса. В соответствии с Приказом Министра образования и науки Республики
Казахстан от 27 ноября 2020 года № 496 о внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра образования и науки Республики Казахстан предмет «ИКТ» переименован на «Цифровая грамотность».
Таблица 1.1 – Учебный предмет «Информатика» в зарубежных странах
Страна
Предмет
С какого класса начинается обучение
Возраст учащихся
1 Великобритания Computing
1 5-6 2 Южная Корея
Компьютерная грамотность
7 13 3 Китай
Информационные технологии
3 8
4 Гонконг
ICT
1 5-6 5 Сингапур
Computing
6 11-12 6 США
Информационные технологии
6 11-12

14 7 Россия
Информатика
5-6 10-11 8 Беларусия
Информатика
6 11 9 Украина
Информатика
2 7
Современные тенденции и приоритеты в создании содержания
предмета: отечественный и зарубежный опыт
Среди исследователей, которые посвятили свои наработки освещению сущности и структуры информатики как школьной дисциплины в России и других странах, в рамках данной работы стоит выделить таких, как: Босова
Л.Л., Гриншкун В.В., Левченко И.В., Диков А.В., Садулаева Б.С., Мурадова
П.Р., Сейдаметова С., Бекирова Э.А., Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Вейгенд М.,
Кувалдина Т.А., Патру М. [1-15].
Информатика – это динамичная наука, которая быстро развивается. За время изучения информатики в школе ее содержание и цели постоянно меняются в зависимости от потребностей общества и взглядов ученых на место информатики в школьной программе. Анализ истории развития курса информатики целостно освещен в отечественной литературе [2, с. 115]. Цель заключается в анализе основ преподавания информатики в школах стран зарубежья, а также поиск тенденций ее развития в России.
Стоит отметить, что перманентно главной задачей модернизации образования является достижение нового качества образования, в рамках компетентностного подхода.
В документах, материалах
ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые желательно рассматривать всеми как желаемый результат образования. Перечень ключевых образовательных компетенций, которые в зарубежных странах являются необходимыми в преподавании курса информатики, представляется следующими составляющими: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно- познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенция самосовершенствования личности [14].
Независимо от авторов и способов классификации информационная компетентность всегда выдвигается как одна из самых важных. Понятие
«информационная компетентность» определяется как интеграционное качество личности, что является результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяет производить, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [13]. Учитывая выше сказанное, можно утверждать, что информационная компетенция является обязательной составляющей образовательной компетенции, которая, в свою очередь, является необходимым для современного специалиста любой отрасли, поскольку способность к самосовершенствованию, к обучению на протяжении жизни является обязательным атрибутом человека информационного общества.


15
В подготовке учащихся по информатике существует много аспектов.
Первый аспект — это мотивационный. Надо уметь заинтересовать ученика, пробудить у него интерес к информатике в целом и программированию в частности. Второй — это научный и научно-методический аспект. Необходимо ознакомить учащихся с современными теориями и технологиями в области программирования [1, с. 6-7]. Опыт реализации программ обучения информатике в различных странах и международных стандартах позволяет выделить следующие научные направления, необходимые для успешного освоения предмета — как, например, сложные структуры данных и алгоритмы, среди них декартово дерево, персистентные множества, хеширования, центровая декомпозиция, неявное и персистентное дерево отрезков, динамическое программирование, факторизация и т.д.
В Китае в курсе школьной информатики реализован блочно-модульный метод обучения, который позволяет отдельному субъекту образования создавать свои программы подготовки по предмету, соответствующие единой государственной стратегии образования. Также в школах страны одной из сопутствующих задач процесса обучения информатике является учет ключевых направлений развития информационных технологий и соответствующее использование в учебном процессе современного программного обеспечения.
Целью изучения школьной информатики в Китае, в первую очередь, является практическая направленность полученных учениками знаний. Особой тенденцией, отличающей программы образования по информатики в данной стране, является изучение робототехники, которая широко развита в стране как наука и направление хозяйственной деятельности.
Практическая направленность программ по информатике позволяет по окончании школьного курса выбрать ученику дальнейшую ветвь обучения, имея знания начального уровня программирования и робототехники [3, с. 119].
В Словакии, при обучении школьной информатике, рассматривают такие вопросы, как альтернативные машины Тьюринга. В отличие от других стран, в учебном курсе рассматриваются задачи теоретического плана, которые выходят за рамки обычных задач, класс которых ограничен возможностями компьютерной техники [4, с. 139].
В Канаде с целью полноценного развития творчества у учащихся рассматривают так называемые открытые задачи в курсе школьной информатики [5, с. 57]. Их рассмотрение не только способствует повышению интереса к информатике, но интересно и в научном аспекте.
Значительной является проблема составления интересных и наукоемких задач в рамках школьного курса. Наиболее привлекательным в этом плане представляется опыт Польши [8, с. 119]. В данной стране сформированы следующие требования к составлению задач, среди которых важнейшими являются:
– формулировка задач: задача должна быть понятной, всеобъемлющей и не иметь длинное условие;


16
– для решения задачи должно быть несколько путей, различных по сложности и исследовать эту разницу в различных решениях можно путем тестирования;
– анализ задачи позволяет выявить широкий спектр решений, отвечающих всем нюансам задачи, которые могут быть решены с использованием различных языков программирования;
– для примеров к задаче, при необходимости, должна прилагаться программа проверки.
Также в изучении тенденций развития школьной информатики в зарубежных странах важным представляется организационный аспект.
Правильная организация учебной программы по информатике, всего комплекса мероприятий по подготовке к ее овладению может существенно повысить результаты учащихся. Важное место в подготовке занимают именно внеклассные мероприятия. Во многих странах мира проводят летние и зимние школы по информатике [7, с. 121].
Так в Хорватии в июле и августе проводят летние лагеря по информатике на берегу моря. В Болгарии нет ни стандартного, ни профильного образования в области информатики, достаточного, чтобы подготовить ученика к овладению программированием.
Такая подготовка проходит во внешкольных учреждениях, так называемых ИТ-школах. Известны ИТ-школы во многих городах страны [11, с. 503].
Важной составляющей успешного обучения информатике является тестовая система. В некоторых странах такие системы являются очень действенным методом, например американская система
USACO.
Разрабатываются такие системы и в других странах. Например, в Чехии разработана тестирующая система МО [9, с. 7].
Проблематичным аспектом в последнее время в зарубежных странах является преподавание курса информатики в младшей школе. Данный аспект обусловлен тем, что детям младшего школьного возраста необходимо доступно объяснять достаточно сложные задачи курса [6, с. 28].
Интересен опыт использования компьютеров в школе болгарских педагогов. Так, болгарский педагог Стефан Стефанов создал сайт http://stefanov.ict4kids.org, на котором предоставляет полезные рекомендации учителям школы, каким образом наиболее уместно начать внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, а также методические рекомендации по применению ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) через интегрированный подход включения в процесс освоения информатики знаний различных предметов в школе [13]. Предлагается вводить учеников первых классов в работу с компьютерными технологиями через макеты, имитирующие их, например, использование макета самодельного калькулятора настраивает учеников на использование техники в решении математических задач. Этот метод подачи материала дает возможность направить учащихся на применение компьютерных технологий не в игровых, а в учебных целях.


17
В рамках школьного курса по информатике в США Сеймур Пайперт и его сотрудники разработали очень простой для освоения школьниками язык программирования Лого. На его основе был создан цикл программ — Лого миры. Эти программы позволяют создавать музыку и мультипликационные фильмы, составлять маленькие рассказы, сказки или стихи, перемещаться вместе с «роботом-черепашкой», чертить различные геометрические фигуры или двигаться по заранее определенному маршруту. При этом, чтобы
«правильно» управлять «черепашкой», ребенок должен разобраться в правилах ее движения, а для составления сказки, необходимо исследовать правила построения предложений и т.д. Создавая программы для компьютера, «обучая» его речи, рисованию, созданию мультфильма, ребенок моделирует реальную деятельность и структурирует свои мысли, пространство, время [10, с. 36].
Количество сторонников Лого-миров во всем мире растет с каждым годом. Широкое применение они получили и в школах России.
В большинстве стран создана разветвленная система разработки и реализации развивающих и обучающих программ для дошкольников и младших школьников. Именно эти программы могут быть альтернативой бездумным играм с агрессивным бессмысленным содержанием и стать базой для успешного усвоения школьной программы информатики. Среди примеров учебных и развивающих программ, которые используются в разных странах
(США, Англия) непосредственно в курсе школьной информатики:

Jr. Doctor Game — компьютерная игра, некий аналог ролевой игры в больницу. Дети в роли доктора помогают героям известных сказок выздороветь и одержать победу над вредными бактериями.

MyABCD — комплекс программ для изучения букв английского алфавита, цифр и арифметических действий в пределах двух десятков, а также музыкальных инструментов.

Creative painter Game — игра для изучения живописи и овладения начальными навыками рисования.

Gagarin — детская компьютерная игра, развивает логику фантазию, позволяет ознакомить с элементарными понятиями астрономии.
Учебные планы классов Соединенных Штатов Америки, Канады,
Австралии и других развитых стран ориентированы на непосредственное использование компьютеров в учебном процессе и вне уроков информатики.
Как правило, каждая классная комната оборудована несколькими компьютерами, которые подключены к сети Интернет. Ученики еще до начала обучения в школе получают начальные навыки работы с компьютером [15].
Аспекты, определяющие роль компьютерных технологий и пропедевтику основных понятий информатики образовательных учреждений Соединенных
Штатов Америки подобны позициям образовательных учреждений Канады.
Учебный план 1-8 классов провинции Онтарио (Канада) содержит целый ряд ссылок на необходимость овладения компьютерными технологиями уже с первого класса. Компьютеры могут эффективно использоваться для создания эскизов, алгоритмов, планов-рисунков, которые помогают эффективно осуществлять аналитико-синтетические операции [13].


18
Учебные программы информатики в школах Германии и Австрии имеют дискуссионный характер как среди представителей системы образования этих стран, профессорско-преподавательского состава вузов, готовящих будущих учителей, так и среди учителей-практиков. Однако на общефедеральном уровне
Германии и Австрии и средствами массовой информации этих стран провозглашен лозунг: «Das Ende der Kreidezeit naht» (Время мела подходит к концу). Именно компьютерные технологии, а, следовательно, знания по информатике также, провозглашены основным средством внедрения мультимедийной составляющей учебного процесса [12].
В подходах преподавания информатики школ Финляндии особое внимание направлено на ликвидацию компьютерной безграмотности, в особенности среди учителей. Для них в школах организованы бесплатные курсы обучения работы на компьютере. Это принесло положительные результаты, и уже сейчас финские школьники занимают одно из первых мест в мире по использованию Интернета при подготовке домашних заданий [14].
Достижение компьютерной грамотности населения является приоритетным аспектом многих стран. Перспективным является обеспечение современным полноценным курсом информатики. В разных странах информационно-коммуникационные технологии находятся на разных стадиях развития, поэтому каждая страна выбирает свой путь обеспечения доступа школьников к ним.
В Бразилии компьютеры и информатика были введены во все государственные начальные школы в рамках реализации государственной программы по информатизации образования. При реализации образовательных проектов, направленных на модернизацию программ по школьной информатике, выдвигаются различные задачи: от необходимости выработать у учащихся базовые навыки в таких областях как электронная обработка информации, работа с базами данных и т.д., к совершенствованию учебного процесса в целом, обеспечение учащихся новыми способами получения учебной информации, расширение возможности общения с учениками других школ, дабы совместно с ними реализовывать учебные проекты.
Вывод. Анализ опыта различных стран мира показал, что существует четыре основные тенденции развития курса информатики в школе:
 модель продуцирования у учащихся информационной культуры с использованием компьютерных логических игр, формирование летних лагерей с обучением информатике в них, создание внешкольных кружков, учреждений, которые разрабатывают и реализуют программы и методологии обучения информатике детей разного возраста и с разным базовым уровнем знаний по предмету;
 использование интеграционной модели, где задействуются разнообразные знания иных предметов в ходе обучения информатики, что упрощает подачу информации, базирующиеся на имеющемся опыте учащихся
(межпредметные связи);
 безкомпьютерная программа формирования информационной культуры, которая посредством проектного метода и использования макетов