Файл: Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 414
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
178 русский, английский.
«Мозговой штурм»
На доске демонстрируется графический органайзер
«4 картинки 1 слово», с помощью которого происходит выход на тему урока.
Учитель обсуждает с учащимися следующие вопросы:
1. С какими словами у вас ассоциируется слово
«цвет» при работе за компьютером?
2. Как звучит данное слово на английском языке? На казахском?
Учитель предлагает обсудить всем классом, что объединяет данные рисунки.
Ответы могут:
Все рисунки не имеют закрашенных частей;
Далее учитель предлагает просмотреть инструменты, с помощью которых можно сделать закрашивание рисунков.
Картинки- пазлы
179
Задание 1: определите какие инструменты нужны будут для закрашивания рисунка?
Учащиеся определяют инструменты и объясняют выбор.
Правильный ответ:
Все инструменты.
Целеполагание
При обсуждении ответов, учащиеся приходят к единому мнению и формулируют тему и цели урока.
Учащиеся знакомятся с целями обучения и совместно с учителем формулируют критерии оценивания.
Изучение нового материала
Актуализация знаний.
Учитель знакомит учащихся с процессом работы с цветовой палитры в графическом редакторе Paint: выбор необходимого цвета, разница между Цветом 1 и Цветом 2, процесс добавления цветового оттенка.
Учитель знакомит учащихся с процессом работы с готовыми
Устно отвечают на вопросы, с объяснением. формулирует цели и тему урока.
Излагает свои мысли.
Стратегия
«Верно - не верно»
Словесная оценка учителя.
Интеракт ивная доска
ИКТ,
180 фотографиями для создания изображения.
Учитель предлагает учащимся вспомнить цвета на английском языке. Для этого учащиеся выполняют упражнения на образовательном портале
Bilimland.kz
Учитель раздает карточки с цветами на трех языках:
Цветовая палитра –
түстер палитрасы –
palette
Белый – ақ - white
Черный – қара - black
Желтый – сары – yellow
Зеленый – жасыл - green
Красный – қызыл - red
Синий – көк – blue
Учащиеся вклеивают данные карточки в свои словари.
Физминутка. Игра
«Найди свое слово».
Для этой игры используются карточки со словами на трех языках, которые раздавались учащимся в начале урока. Учащиеся с русскими словами распределяются по периметру класса.
Учащиеся с казахскими и английскими словами должны найти правильное слово и встать к нему.
Дифференцированные
задания (практическая
работа
за
компьютером):
Задание 1.
Учащиеся открывают работы с предыдущего урока
Взаимооцен ивание
Стратегия
«Стикер»
181
(создание узоров, орнамента). Затем учащиеся закрашивают свои узоры различными цветами.
Уровень «Знание»
Критерий: учащиеся могут открыть изображение, выбрать необходимый цвет, добавить новый цвет, закрасить сегменты узора в нужный цвет.
Дескриптор: учащиеся правильно работают с цветовой палитрой в графическом редакторе
Paint.
Задание 2. Откройте файл «Зайчик». Сделайте с помощью геометрических фигур для данной фотографии галстук - бабочку.
Определите инструменты с помощью, которых можно создать галстук - бабочку.
Например:
Созданный рисунок сохраните в формате
*.jpg.
При работе за компьютером обращайте внимание учащихся на соблюдение правил техники безопасности.
Перед выполнением практических заданий предлагается совместно с учащимися обсудить критерии оценивания, а
182 также дескрипторы.
Критерий: учащиеся могут работать с фотографиями для создания нового изображения.
Дескрипторы
к
заданию:
Учащийся:
Использовал фигуры;
Использовал инструмент для закрашивания;
Использовал нужную кисть;
Сохранил рисунок;
Продемонстрировал рисунок.
(Ф,
Далее учащиеся производят самооценку по критериям.
Подведение итогов урока
Стратегия «Ролевая игра»
(9 мин.).
Итог урока. Рефлексия
Учитель может предложить ученикам на рабочих листах дописать продолжение следующих предложений:
1. Я научился...
2. Я могу научить других...
3. Я не понял / не смог...
4. В дальнейшем я
Оцените свою работу на уроке как учёного, насколько вы были наблюдательны, активны, дисциплинированны
Зелёный
– высокий уровень, жёлтый
– средний уровень
Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Записывают д.з. в дневники
Самооценив ание
Рефлексив ный лист, стикеры
Урок №28
Предмет:
Урок 32
Школа
Дата:
Ф.И.О. учителя
Класс 3
Ко-во присутствовавших:
Кол-во отсутствовавших:
Раздел
Дизайн презентации (сквозная тема: «Вода – источник жизни»)
183
(сквозная
тема):
Тема урока: Фотографии
Цели
обучения,
которым
посвящен
урок
3.2.2.1 использовать программы для обработки фотографий (яркость, контрастность, рамки)
План урока
Этапы урока
Действие учителя
Действие ученика
Оценивание
Ресурсы
Организацио нный этап
1. Организационный
момент. Учащиеся и учитель приветствуют друг друга. Соблюдение норм речевого этикета, эмоциональный настрой на урок способствует воспитанию уважения к себе и другим.
Прием "Объясни рисунок" или разгадай ребус
(Фраза
«Комбинированный документ»)
Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем
Интерактивн ое обучение
Диалогичес кое обучение
Саморегул ируемое обучение
Критическ ое мышление
Изучение нового материала
Ссылка на видео, интернет-ресурсы, страницы учебника https://www.youtube.com/
watch?v=mhOhelaJ1OQ
(обучающие видео «Как сделать слайд-шоу из фотографий?»)
Запиши в тетрадь:
На слайдах в презентации могут быть элементы:1. текст, 2. картинки, 3. фотографии,
4. схемы, 5. музыка,
Контроль теоретических знаний учащихся
Понимание предоставленной информации.
Контроль теоретических знаний учащихся
Использование понятий в новых ситуациях.
Побуждение учеников оценивать свою деятельность
Словесная оценка учителя
Взаимооцен ивание
Стратегия
«Стикер
Критическ ое мышление.
Саморегул ируемое обучение
(самонапра вленность в процессе работы над заданиями)
184 6. звук, 7. анимация.
Прежде чем начать создавать презентацию, необходимо все распланировать.
Этапы создания презентации
Выбор темы, постановка цели и задачи презентации
Определение содержания и дизайна презентации
Порядок создание презентации
(ввод текста, вставка объектов, вставка анимации)
Демонстрация презентации
Практическая работа.
Выберите одну из тем и создайте презентацию по шаблону.
3 слайда:
1-слайд–тема презентации, ФИО и класс ученика;
2-слайд – заголовок и картинки;
3-слайд – заголовок и текст.
Темы презентаций:
1-тема – «Подводная жизнь» 2-тема –
«Водные виды спорта»
Для поиска информации можно использовать интернет или выбирать готовые картинки по маршруту
ВСТАВКА-
КЛИП
(КАРТИНКИ)-
НАЧАТЬ.
Применить дизайн, анимацию, переходы.
Запись алгоритма создания слайд- шоу
1. Запустить
185 программу.
2. Выполнить команду
Вставка –
Фотоальбом –
Создать фотоальбом
3.
В открывшемся диалоге кликнуть по кнопке Файл или диск
4.
В новом диалоге последовательно открыть папки до той, в которой находятся изображения. Выбрать фотографии или другие графические файлы, кликнуть по кнопке
Вставить
5.
В новом диалоге надо указать
Разметку рисунка
Форму рамки
тему
6. Кликнуть по кнопкеСоздать
7.
Для того чтобы слайды между собой сменялись с каким-то эффектом надо:
186
Выполнить команду Переходы – в раскрывающемся меню выбрать один из них
Сохранить созданный файл.
Компьютерный
практикум
Правила ТБ
Практикум
Алгоритм выполнения практического задания
Подведение итогов урока
Рефлексия.
В конце урока учащиеся выполнят задание «3-х минутная пауза».
На экран интерактивной доски вывести фразы рефлексии (либо распечатать на листах) и предложить учащимся продолжить подходящую к его ощущениям от урока фразу
Учащиеся должны продолжить одну из фраз:
- Я изменил мое отношение к..
- Я узнал больше о...
- Я был удивлен ...
- Я почувствовал...
- Я соотнес ...
- Я сопереживал..
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.
187
Урок №28
Предмет:
Урок 33
Школа
Дата:
Ф.И.О. учителя
Класс 3
Ко-во присутствовавших:
Кол-во отсутствовавших:
Раздел
(сквозная
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
тема):
Текст, графика и презентация (сквозная тема: "Культура отдыха.
Праздники.")
Тема урока: Презентация проекта
Цели
обучения,
которым
посвящен
урок
3.2.3.1 создавать простые презентации, содержащие текст и изображение;
3.2.3.3 использовать готовый дизайн для оформления презентации;
3.2.3.2 использовать переходы между слайдами
План урока
Этапы
урока
Действие учителя
Действие ученика
Оценивание
Ресурсы
Организацио нный этап
Организационный момент.
-
Каким образом можно рассказать об известном человеке своим друзьям?
- С помощью, какой программы можно рассказать об известном человеке своим друзьям?
Учитель
предлагает обсудить
данную ситуацию и
выслушивает ответы
учащихся, тем самым
подводя к
возможности
создания
презентации.
2. Целеполагание
-
Какая тема сегодняшнего урока?
- Какие цели мы
Настраиваются на положительный настрой урока.
Презентац ия.
Слайд 1.
Презентац ия.
Презентац ия.
Текст, графика и презентация (сквозная тема: "Культура отдыха.
Праздники.")
Тема урока: Презентация проекта
Цели
обучения,
которым
посвящен
урок
3.2.3.1 создавать простые презентации, содержащие текст и изображение;
3.2.3.3 использовать готовый дизайн для оформления презентации;
3.2.3.2 использовать переходы между слайдами
План урока
Этапы
урока
Действие учителя
Действие ученика
Оценивание
Ресурсы
Организацио нный этап
Организационный момент.
-
Каким образом можно рассказать об известном человеке своим друзьям?
- С помощью, какой программы можно рассказать об известном человеке своим друзьям?
Учитель
предлагает обсудить
данную ситуацию и
выслушивает ответы
учащихся, тем самым
подводя к
возможности
создания
презентации.
2. Целеполагание
-
Какая тема сегодняшнего урока?
- Какие цели мы
Настраиваются на положительный настрой урока.
Презентац ия.
Слайд 1.
Презентац ия.
Презентац ия.
188 поставим перед собой?
Изучение нового материала
-
Скажите, вам знакомы эти программы?
- Расскажите о них.
- Какая программа дает возможность создать презентацию?
- Из чего состоит презентация?
- Какую информацию можно использовать в презентации?
Практическая
деятельность
- Ребята, вспомните каких выдающихся личностей
Казахстана, вы изучали ранее на других уроках?
(Абай
Кунабаев,
ШоканУалианов,
Абылай хан)
- Сегодня на уроке, я предлагаю найти информацию о них и оформить в презентации.
-
Что для этого нужно?
(найти информацию в интернете – фото, краткую биографию).
-
Как вставить картинку в презентацию?
(копировать или сохранить)
- Как вставить текст в презентацию?
(копировать)
Совместная
разработка
критериев
оценивания
презентации:
Текст
•
Содержание, язык изложения
Устно отвечают на вопросы, с объяснением.
Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала.
Стратегия
«Верно - не верно»
Словесная оценка учителя.
Взаимооценив ание
Стратегия
«Стикер» видеофраг мент https://yo utu.be/
M
FBW8MZ
F_NM онлайн платформ а
Quizziz.co m
Презентац ия.
Слайд 6.
Презентац ия.
Слайд 7.
Презентац ия.
Слайд 8.
189
•
Читаемость текстов
•
Расположение текста
Иллюстрации
•
Качественные и соответствующие тексту изображения/ фотографии
Оформление
•
Количество слайдов (2 слайда)
Практическая
работа
Задание 1
Найдите информацию и портрет следующих выдающихся личностей:
1) Абай Кунанбаев.
2) Абылай хан.
Сохранить презентацию в своей папке на рабочем столе.
Время выполнения
20 минут
Задание 2
Вопрос
Фамили
я и имя
личност
и
Кто является первым казахста нским космона втом?
Кем является
ҚанышС
атпаев?
Кем является
Геннади й
Головки
190 н?
Ответ на задание 2
Вопрос
Фамилия и имя личност и
Кто является первым казахста нским космона втом?
Токтар
Аубакир ов
Кем является
ҚанышС
атпаев? казахста нский геолог и обществ енный деятель
Кем является
Геннади й
Головки н? боксер
Взаимооценивание
по дескрипторам.
Учащиеся оценивают свою работу, по заранее разработанным дескрипторам.
191
Содержание
Введение............................................................................................................
3 1. Изучить особенности преподавания предмета
«Цифровая грамотность» в начальных классах на основе международного опыта......
4 2. Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Цифровая грамотность».....................................................................................................
22 3. Методическая система преподавания дисциплины «Цифровая грамотность».....................................................................................................
27 4. Методические рекомендации по возможностям использования ИКТ ресурсов при изучении предмета «Цифровая грамотность»........................
80
Заключение........................................................................................................ 125
Список использованной литературы.............................................................. 126
Приложение....................................................................................................... 128
192
Методические рекомендации по обучению
предмета «Цифровая грамотность»
в начальных классах
Подписано в печать 21.07. 2022 г. Формат 60×84 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Шрифт Times New Roman. Усл. п.л. 7,5