Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
Итак, что касается проблем государственной службы как в Департаменте дорожного хозяйства, так и в Минтрансе в целом, то основной из них является проблема недостаточной производительности государственной гражданской службы, обусловленная тем, что законодательство закрепляет за госслужащими большое количество ограничений и запретов, но, прикрепив эти обязательства государственным служащим, для них не была предусмотрена система мотивации и стимулирования для добросовестной и честной работы сотрудников. До настоящего времени нет конкретно сформулированной системы социальных гарантий, кроме того, размер заработной платы не соответствует наделенной ответственности. К сожалению, новый нормативно-правовой акт об имущественном положении, который составил бы основу реформирования системы государственной службы, все еще не принят.
Также существуют проблемы философского, организационного и правового характера. Главным основанием существующих недостатков в системе государственной службы России являются:
- отсутствие целостной системы, которая применяет нормы законодательства о государственной службе;
- отсутствие системы управления, а также неэффективное управление ею;
- неспособность государственного аппарата к решению стратегических задач;
- незнание чиновниками науки управления;
- снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих.
2.2 Модель совершенствования государственной службы на примере Департамента дорожного хозяйства Министерства транспорта
Для реализации программы реформирования государственной службы необходимо повысить контроль государственных структур за исполнение плана реформ. Также следует повысить качество государственного управления за счет развития интеллектуальной составляющей исполнительных органов государственной власти. К сожалению, в настоящее время достаточное количество служащих не способны делать анализ и прогнозировать тенденции принятых решений. Создание интеллектуального ресурса составляет одну из главных предпосылок прогресса государственного управления. Основной метод решения этой цели — повышение профессионального образования государственных служащих всех категорий и групп должностей.
Развитие и улучшение системы государственной гражданской службы России обусловлено разработкой и реализацией методов, направленных на усовершенствование государственной службы как целой системы, в том числе практическим использованием современных технологий государственного и муниципального управления.
Еще одной трудностью госслужбы в настоящее время является коррупция в органах власти.
Для того, чтобы противодействовать коррупции в системе государственной службы Российской Федерации необходимо выявить причины ее возникновения.
Они могут быть следующими:
- неэффективность использования кадров в системе государственной службы;
- низкий уровень компетентности и профессионализма высокопоставленных чиновников;
- неразвитость и противоречивость законодательства;
- экономический упадок и политическая нестабильность.
Необходимо отметить, что для результативного противодействия коррупции следует применять всю совокупность правовых средств, то есть таких как международные, конституционные, уголовные, информационные и т.д.
В свою очередь, особое внимание нужно уделить административно-правовым средствам. Это связано с тем, что нормы административного права определяют порядок существования публичного управления в целом. Ими устанавливаются взаимоотношения разных участников в сфере распорядительно-исполнительного функционирования.
К числу административно-правовых средств противодействия коррупции можно отнести:
- испытание при поступлении на государственную службу;
- аттестация государственных служащих;
- квалификационный экзамен;
- отстранение от занимаемой должности государственной службы в случаях возникновения «конфликта интересов»;
- налоговый контроль имущественного положения государственного служащего и членов его семьи;
- режим служебной дисциплины на государственной службе.
Чтобы данные средства начали результативно применяться, следует увязать их между собой и комплексно применять. Только использование всех возможностей противодействия коррупции подведет нашу систему государственной службы России к желаемому результату и сведет взяточничество до степени, не предоставляющей опасности обществу и государству.
Актуальная программа обновления государственной службы должна сочетать в себе открытость, престижность, ориентирована на эффективную работоспособность госслужащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, взаимодействовать с гражданским обществом.
Отдельно также выделим общие рекомендации по повышению эффективного государственной службы и государственного управления в целом в РФ. Для этого, обобщая результаты рассмотренных исследований, целесообразным считаем использование процессного подхода в системе государственного управления в России.
На рисунке 4 представлена модель интеграции процессного подхода в систему управления результативностью государственного управления.
Что касается более конкретных рекомендаций по развертыванию процессного подхода в системе государственного управления России, то к ним можно отнести следующие:
1. Позиционирование процессного подхода в качестве альтернативы функциональной модели государственного управления в новой повестке административных реформ.
2. Нишевое встраивание процессного подхода в практику государственного управления через реализацию пилотных проектов.
3. Быстрая оптимизация однотипных рутинных процессов и формирование банка типовых решений.
Рисунок 4 - Модель интеграции процессного подхода в систему управления результативностью государственного управления
4. Интеграция процессного управления с управлением по результатам.
5. Различные стратегии масштабирования для разных уровней власти.
6. Развитие компетенций в области процессного управления и менеджмента качества у государственных служащих и подготовка внешних экспертов для сопровождения диагностики и оптимизации процессов.
7. Разработка специализированных программных продуктов для диагностики и оптимизации процессов государственного управления.
8. Интегрирование методов оценки и анализа затрат при построении процессной модели управления.
9. Разработка унифицированных методов оценки качества и непрерывного совершенствования процессов на основе статистических методов.
Также необходимыми являются мероприятия по более масштабному внедрению информационных технологий в систему государственного управления РФ.
Для основных сфер государственного управления РФ наиболее приоритетными являются следующие цели:
1) сокращение расходов на деятельность государственных органов — за счет оптимизации обеспечивающих, инвариантных функций (бэкофисов госорганов);
2) повышение производительности труда госслужащих при предоставлении государственных услуг и осуществлении контрольно-надзорной деятельности — за счет стандартизации и модернизации административно-управленческих процессов;
3) снижение стоимости создания и администрирования информационных ресурсов и систем — за счет повторного использования информационных технологий и сервисов;
4) повышение эффективности бюджетных расходов на программные (проектные) мероприятия, реализуемые органами власти, — за счет продвижения и стимулирования внедрения цифровых технологий в отраслях экономики;
5) повышение уровня доверия граждан и бизнеса к органам власти и должностным лицам, поддержки принимаемых ими решений (политик) — за счет формирования экосистемы государственных и частных платформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная гражданская служба представляет собой единство, прежде всего, двух составляющих – это система правовых и организационных структур (институтов), отношений, и общности людей, специально подготовленных, профессионально занятых в государственном аппарате, обеспечивающих исполнение полномочий государственных органов. Эти составляющие взаимно дополняют, взаимосвязаны, и обогащают друг друга.
Объект исследования - Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства реализует формирование и осуществление государственной политики в сфере дорожного хозяйства, включая развитие сети автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности, обеспечение совершенствования нормативной правовой и нормативно-технической базы в сфере дорожного хозяйства, координацию деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в части дорожного хозяйства, Федерального дорожного агентства.
Что касается проблем государственной службы как в Департаменте дорожного хозяйства, так и в Минтрансе в целом, то основной из них является проблема недостаточной производительности государственной гражданской службы, обусловленная тем, что законодательство закрепляет за госслужащими большое количество ограничений и запретов, но, прикрепив эти обязательства государственным служащим, для них не была предусмотрена система мотивации и стимулирования для добросовестной и честной работы сотрудников. До настоящего времени нет конкретно сформулированной системы социальных гарантий, кроме того, размер заработной платы не соответствует наделенной ответственности.
Также существуют проблемы философского, организационного и правового характера. Главным основанием существующих недостатков в системе государственной службы России являются: отсутствие целостной системы, которая применяет нормы законодательства о государственной службе; отсутствие системы управления, а также неэффективное управление ею; неспособность государственного аппарата к решению стратегических задач; незнание чиновниками науки управления; снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих.
Отдельно следует выделить проблему коррупции.
Пути совершенствования механизма государственной службы в РФ и государственного управления в целом:
- сокращение расходов на деятельность государственных органов — за счет оптимизации обеспечивающих, инвариантных функций;
- повышение производительности труда госслужащих при предоставлении государственных услуг и осуществлении контрольно-надзорной деятельности — за счет стандартизации и модернизации административно-управленческих процессов;
- снижение стоимости создания и администрирования информационных ресурсов и систем — за счет повторного использования информационных технологий и сервисов;
- повышение эффективности бюджетных расходов на программные (проектные) мероприятия, реализуемые органами власти, — за счет продвижения и стимулирования внедрения цифровых технологий в отраслях экономики;
- повышение уровня доверия граждан и бизнеса к органам власти и должностным лицам, поддержки принимаемых ими решений (политик) — за счет формирования экосистемы государственных и частных платформ.
Непосредственно для реализации программы реформирования государственной службы необходимо повысить контроль государственных структур за исполнение плана реформ. Также следует повысить качество государственного управления за счет развития интеллектуальной составляющей исполнительных органов государственной власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих»
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 24.06.2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы»
- Распоряжение Правительства РФ от 24 июля 2019 г. № 1646-р «План мероприятий» («дорожная карта») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы»
- Батурин, В.К. Общая теория управления: Учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: Юнити, 2015. - 487 c.
- Досяк А.Я. Основные проблемы повышения эффективности государственного управления в России/ А.Я. Досяк, Х.Н. Утрендеева// Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика и право. Сборник научных трудов Международной конференции. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2018. – С.441-444.
- Кесова З.Р. Проектный подход в сфере государственного и муниципального управления/ З.Р. Кесова// В сборнике: Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал Материалы по итогам работы дискуссионных площадок Международного форума, проводимых для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2018. - С. 103-106.
- Ким С.А. Теория управления: Учебник для бакалавров / С.А. Ким. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 c.
- Колесниченко Е.А. Эффективность государственного управления: Россия на фоне мировых тенденций/ Е.А. Колесниченко, О.В. Рудакова, А.В. Плахов// Среднерусский вестник общественных наук. – 2018. - №2. – Т.13. – С.161-175.
- Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие / В.И. Коробко. - М.: Юнити, 2015. - 383 c.
- Кравченко А. Г., Мамычев А. Ю. Электронное государство: интерактивные формы организации публичной власти и этнокультурной политики/ А.Г. Кравченко, А.Ю. Мамычев. – М., 2014. – 119 с.
- Ляндау Ю.В. Теория процессного управления: Монография / Ю.В. Ляндау, Д.И. Стасевич. - М.: Инфра-М, 2016. - 432 c.
- Наука и практика государственного управления: проблемы и перспективы взаимодействия:. Круглый стол: НИУ ВШЭ, 29 ноября 2018 г.// Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. - №1. – С.7-34.
- Осипова А. А. Проблемы становления сервисного государства в России/ А.А. Осипова, А.Ф. Крюков// Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2014. – № 2. – С. 18.
- Особенности публичного управления в современной России: монография / [О. Г. Александров, Р. Р. Вафин, В. В. Запарий, Я. М. Злоченко и др.] ; под общ. ред. проф. Т. М. Резер. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 154 с.
- Охотский Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления. В 2 т.. Т. 1; учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 479 с.
- Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления.: Учебник и практикум. В 2 т. Т 2. / Е.В. Охотский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 366 c.
- Понкин И. В. Общая теория публичного управления: Правовые основы, цели, принципы, инструменты, модели и концепты публичного управления: Лекционный курс / ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. – Москва: Буки-Веди, 2016. – 252 с.
- Рождественский К.Г. Основные проблемы государственного управления в России и пути их решения/ К.Г. Рождественский, И.А. Краснокутский// Евразийское научное объединение. – 2018. - №2 (36). – С.195-196.
- Смешко О.Г. Государственное управление: на пути построения эффективной системы/ О.Г. Смешко// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2017. - №5 (107). – С.40-46.
- Тихомирова О.А. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт и вид профессиональной деятельности/ О.А. Тихомирова // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Том 9. - № 3А. - С. 171-176.
- Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество: аналитический обзор [Электронный ресурс] / Д.В. Маслов и др. – М.: РАНХиГС. – 2018. - URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/Gosupravlnie_Web.pdf