Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Общая характеристика современного законодательства, регулирующего государственную службу в Российской Федерации

Правовые основы государственной службы РФ базируются на Конституции РФ, федеральных законах, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, иных нормативно-правовых актах РФ, отдельных международно-правовых актах, содержащих нормы, регламентирующие соответствующие государственно-служебные отношения.

Конституция РФ закрепляет основы, исходные для государственной службы, такие как:

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации;

- равный доступ граждан к государственной службе.[11]

Конституция РФ в прямой форме не затрагивает вопрос о государственной службе субъектов РФ, но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную государственную службу, тем самым определяет, что государственная служба субъектов РФ находится в их ведении.

Базовым законом для государственной службы является Федеральный закон №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[12], который определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, уровни и виды государственной службы, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

Особенности реализации государственной гражданской службы регулируются положениями Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».[13]

Важным элементом системы нормативно-правового регулирования реализации гражданской службы в РФ является Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».[14]

Также к важным элементам нормативно-правовой системы относятся Указ Президента Российской Федерации № 885 «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих»[15], соответственно направленный на регулирование этических отношений в области государственной службы и Указ Президента Российской Федерации № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»[16], регламентирующий порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей.


К правовым источникам государственной службы также относятся иные нормативно-правовые акты РФ, отдельные международно-правовые акты, содержащие нормы, регламентирующие соответствующие государственно-служебные отношения.

Субъекты РФ вправе иметь свое законодательство о гражданской службе. Законами субъектов РФ утверждаются должности гражданской службы и утверждаются их реестры, устанавливается порядок присвоения классных чинов гражданской службы субъекта РФ, регламентируются квалификационные требования к должностям гражданской службы и другие вопросы.

Также следует отметить, что развитие в области правового статуса гражданской службы имеет особое значение для государства. Именно поэтому был подписан Указ Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2019 — 2021 годы»[17], определяющий основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы.

Правительство РФ приняло соответствующее распоряжение «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы»[18] утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы.

Итак, перечень нормативно-правовых актов, регулирующих государственную службу в РФ достаточно обширен, однако некоторые аспекты, учитывая особенности развития современного информационного общества, требуют актуализации.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА


2.1 Современное состояние и проблемы государственной службы в России на примере Департамента дорожного хозяйства Министерства транспорта

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасания, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

На рисунке 2 представлена структура Министерства транспорта Российской Федерации.

В свою очередь, каждый из представленных в структуре Департаментов имеет собственные подразделения, в частности отделы, количество и размер которых обусловлены выполняемыми функциями.

Рисунок 2 –Организационная структура Минтранса России

Так, исследуемый Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства (далее – Департамент дорожного хозяйства) реализует формирование и осуществление государственной политики в сфере дорожного хозяйства, включая развитие сети автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности, обеспечение совершенствования нормативной правовой и нормативно-технической базы в сфере дорожного хозяйства, координацию деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в части дорожного хозяйства, Федерального дорожного агентства. Структура Департамента дорожного хозяйства представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Структура Департамента дорожного хозяйства

В целом об эффективности деятельности Департамента можем судить по результатам достижения плановых целей, установленными Государственными программами и ежегодными планами.

Так, за 2018 год были достигнуты следующие величины целевых индикаторов и показателей «пилотной» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»:


- протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составила 45006,8 км, или на 2,0% больше величины, установленной Госпрограммой (44116 км). При этом в 2010 году величина данного показателя составляла 19545 км, или более чем в 2,3 раза меньше величины, достигнутой в отчетном году;

- доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в отчетном году – 82,8% общей протяженности автомобильных дорог федерального значения, что на 0,2 процентных пункта больше величины индикатора, установленной Госпрограммой (82,6%). В 2010 году величина этого индикатора составляла 38,9%;

- протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, – 11743,0 км, что на 9 км больше величины показателя в 2017 году (11734 км);

- доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в отчётном году – 21,6% или на 0,8 процентных пункта лучше величины показателя, достигнутой в 2017 году (22,4%);

- прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, на которых устранены ограничения пропускной способности, – 299,5 км при 312,6 км в 2017 году и 397,3 км в 2010 году;

- строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения – 560,4 км при 347,4 км в 2017 году и 411,9 км в 2010 году.

Таким образом, в результате использования средств Федерального дорожного фонда в 2018 году величины показателей, установленные Госпрограммой, достигнуты с перевыполнением, следовательно, деятельность Департамента дорожного хозяйства является эффективной.

Что касается государственной службы в Департаменте, то поступление на нее, в соответствии с законодательством, осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы. Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы приведены в Приложении.

На основании изучения ряда внутренних документов Департамента и выборочного интервьюирования его сотрудников были сформулированы основные аспекты и особенности деятельности государственных служащих в Департаменте дорожного хозяйства Минтранса России (табл. 1).


Таблица 1

Основные аспекты и особенности деятельности государственных служащих в Департаменте дорожного хозяйства Минтранса России

Аспекты реализации деятельности

Характеристика

1

2

Принятие реформ

- скепсис относительно реформы государственного управления;

- отсутствие стратегического понимания реформ.

Взаимодействие между подразделениями

- отсутствие системного взаимодействия вредит конечному результату;

- практика согласования документа перед запуском на подпись полезна, как и умение выйти на личный контакт – ценный навык, которого многим не хватает.

Взаимодействие «старого» и «нового» поколения

- отсутствие эффективного взаимодействия и коммуникаций между поколениями негативно влияют на результат;

- «новые» служащие относятся к «старым» достаточно доброжелательно, хотя часто игнорируют и забывают;

- «старые» госслужащие часто негативно относятся к «новым», когда при одном объеме работы и нагрузке они получают разное вознаграждение;

- «старые» госслужащие способствуют сохранению институциональной памяти, но некоторые из них умеют имитировать работу;

- «старые» госслужащие боятся выходить из зоны комфорта и не понимают прохождения реформ, поэтому подозрительно к ним относятся.

Мотивация

- финансовая мотивация является важным фактором работы;

- к мотивационным факторам относятся перспективы роста, вера в политическое руководство, чувство результата, способность руководителей прислушиваться, ценность и уважение к государственному служащему;

- среди «новых» госслужащих нет однозначности в восприятии полезности госслужбы для саморазвития.

Продолжение таблицы 1

1

2

- среди «старых» госслужащих меньше лиц, заинтересованных в саморазвитии.

Инициативность

- «новые» служащие и «новые» структуры более склонны к инициативе, чем «старые»;

- недостаток инициативности может объясняться несовершенством системы («команды думать не было»).

Автономия и бюрократия

- автономия «новых» служащих больше, чем «старых», когда новые осознают, что ждать нечего, треба действовать, использовать связи;

- бюрократия воспринимается и как позитивный, и как негативный феномен представителями обоих поколений.

Командная работа

- партнерский стиль управления считается более конструктивным;

- «новым» госслужащим (кроме руководителей) не хватает навыков коммуникации и взаимодействия – внешние коммуникации частично могут быть налажены, тогда как внутренние складываются гораздо тяжелее.