Файл: Формы правления в прошлом и настоящем(Теоретико-методологическое и историческое понятие «форма правления»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и типология форм правления
1.1. Теоретико-методологическое и историческое понятие «форма правления»
1.2. Классификация форм правления
Глава 2. История развития форм правления в России
2.1. История развития республиканской формы правления: Новгородская и Псковская республика
Введение
В современном мире важно научное определение места и роли государства в жизни общества. Научная классификация тех или иных реальных устройств государств – это упорядочивание множества разнообразных форм его проявления, познание конкретных, исторически существовавших форм государственного правления, их теоретическое обобщение, и выяснение закономерностей, взаимосвязей с общественным развитием имеет теоретическое и практическое значение. Актуальность темы заключается в том, что изучение критерий классификаций, их практическое применение на изучение исторически сложившихся и существовавших форм правления позволит выявить закономерности развития, что позволит в свою очередь выявить современные особенности развития форм государственного правления, выявить проблемы и спрогнозировать тенденции, что важно в становлении и развитии гражданского общества.
Объектом изучения является становление и развитие форм государственного правления.
Предметом изучения являются формы правления в прошлом и настоящем в России.
Цель изучения: изучить существующие формы правления в России в исторической ретроспективе.
Задачи исследования: рассмотреть методы изучения и классификации форм государственного правления; изучить основные наработки научной правовой мысли на современном этапе; изучить критерии классификации форм правления, принятые в современной науке; изучить существующие формы правления; изучить существовавшие формы правления в России в исторической ретроспективе; изучить современную форму правления.
При работе над данной курсовой работы в качестве источников использовался Основной закон РФ – Конституция.
При работе были использованы академические учебники по истории России, а также научные труды и статьи современных правоведов и политологов, таких как Авдеева Д.А., Венгрова А.Б., Мишина А.А, Марченко М.Н., Пушкарева С.А., Селютина Е.Н. Чиркина В.Е. и других, а также были использованы материалы интернет ресурсов.
При работе был использован метод сравнительного анализа, обобщения и синтеза.
Работа имеет следующую структуру: введение, три главы и заключение.
Глава 1. Понятие и типология форм правления
1.1. Теоретико-методологическое и историческое понятие «форма правления»
В юридической литературе существует следующие определение формы правления: «форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.» [10, с. 81]
К такому определению юридическая и политическая наука пришла не сразу и сегодня она не является однозначно бесспорной. На сегодняшний день в научной литературе существует несколько точек зрения по вопросу об общем понятии форм государства, о форме правления, о тождественности или различии этих понятий, а также о методах изучения и классификации. Есть мнения, которые отождествляют форму государства с формой правления. Другие применяют это понятие в более широком смысле, включая в него также и форму государственного устройства, т. е. территориальное строение государства и соответствующие элементы объединенных в одно целое составных частей государства. Существует и третья, самая распространенная точка зрения, согласно которой под формой государства понимают организацию политической власти, взятую в единстве ее трех основных элементов — формы правления, формы государственного устройства и политического режима. [12, с. 381]
Как уже говорилось, к тому, что форма государства и форма правления – это разные понятия, и форма правления является составной определения формы государства, политическая и юридическая науки пришли не сразу, несколько тысячелетий шло накопление знаний, описывались различные формы правления в разные эпохи, сравнивались методы и формы правления, организация высшей власти, взаимосвязь власти и общества, власти и экономики, способы и методы реализации. Шел многовековой спор об оптимальных и справедливых формах правления.
Большой вклад в изучение форм правления и методологию изучения внесли античные мыслители.
Платон, изучая устройство греческих полисов и других государств, уделяет особенное внимание определению таких понятий как «власть», «политика» и анализирует классификацию типов государственного устройства. Его ученик Аристотель, развивая мысли учителя, одним из первых использует метод сравнительного анализа, и анализирует политические системы Средиземноморья 400-300 гг. до н.э. Он, вслед за учителем, выделяет «три правильные формы правления: монархия, аристократия и полития, и три неправильные: тирания, олигархия и демократия.» Проблеме описания и классификации государственных форм правления и государства уделял внимание Цицерон, считая, что существуют смешанные формы государства и их он считал наилучшими. [15, с. 64]
В Средние века философы и мыслители также, особенно в свете попыток отдельных правителей узурпировать власть или ввести режим политического террора (например, попытка в России Василия III, а затем Ивана IV сконцентрировать власть в своих руках), пытались ответить на вопросы о происхождении власти, ее законности, о способах реализации и организации. В России такими мыслителями были Максим Грек, Федор Карпов, Андрей Курбский, Зиновий Отенский, неизвестный автор "Валаамской беседы". Все они так или иначе при анализе моделировали в качестве идеальной формы правления сословно-представительскую монархию и ее детально описывали. [18, с. 344]
В эпоху позднего Возрождения Никола Макиавелли в работах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» ведет заочный спор с Ж. Боденом, с его работой «Метод легкого познания истории», которая была основана на анализе политической формы Рима. Макиавелли также анализирует историю Древнего Рима, сравнивает с современной ему ситуацией, то есть тоже применяет сравнительный метод, стремится вычленить универсальные критерии систематизации государств. Опираясь на теорию Аристотеля о формах государственного правления, он описывает формы трансформации одной формы правления в другую. Пытаясь определить, какая форма правления наилучшая, Макиавелли, как и Цицерон, приходит к выводу, что лучшая форма правления – в сочетании различных трех форм. При этом он оперирует такими терминами как «Самодержавие, Оптиматы и Народное правление». В своих работах он не различал власть верховную и управительную, а в основе классификации форм правления ставил различные принципы организации и деятельности государственной власти. [19, с. 111]
Жан Боден увидел, что отсутствие понимания сущности верховной власти приводит к ошибочным представлениям о формах правления и об их «идеальности». В своих работах он разработал и предложил различать субъект, обладающий суверенитетом, и форму организации государственной власти. [21, с. 181]
По существу, из спора можно сделать вывод, что понятие «форма правления» в этот период еще не сформировалось в современном понимании этого термина, поскольку, когда Н. Макиавелли говорит о форме правления, и, как мы понимаем его сейчас, о политическом режиме или даже о политической системе, а Ж. Боден сосредоточен исключительно на подходе к форме правления, которая подразумевает принадлежность верховной власти в государстве кому-либо. [24, с. 381]
В середине XVIII в. Ш. Монтескье сопоставлял государства прошлого и настоящего, что явилось обоснованием для выведения обоснованности разделения ветвей власти. [5, с. 140]
По мере развития политической научной мысли совершенствовался понятийный аппарат, шлифовались терминологии и методология квалификации форм правления, а также ее взаимосвязь с другими основополагающими чертами общества и государства.
В XIX веке уже сложилась традиция выделять две основные формы правления: монархию и республику. [7, с. 89]
Так, если Аристотель, все-таки, в основном, описывал разнообразие форм правления, то уже в XX веке в рамках марксистской теории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим базисом общества и т. д. [15, с. 215-216]
Связь формы правления с экономическим и сословным устройством общества, а также рассмотрение его в историческом развитии явилось большим шагом в перед. Однако то, что марксистская теория при определении формы правления основным выделяла сословно-классовый признак, упуская тем самым из виду иные факторы, которые влияют на форму правления, а именно, исторические традиции, национальную психологию, религиозное сознание, культурную среду, уровень идеализации и политизации общества, экологические (географические) факторы и многое другое признано современной наукой методологической ошибкой. По мнению современных правоведов и политологов, следовало бы более глубоко изучать юридические характеристики формы правления: структуру, способы образования и правовое положение высших органов государства (главы государства, парламента, правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.
В юридической науке к пониманию формы правления сложилось два основных подхода: «узкий» и «широкий». С точки зрения «узкого» подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента. [19, с. 44]
С точки зрения «широкого» подхода в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы. Современную задачу современные исследователи видят в том, чтобы, сохранив все позитивные наработки предыдущих методологических и теоретических школ, в том числе и марксистской, исключить догматические упущения и двигаться в сторону объективного и всестороннего изучения всех факторов, влияющих на формирование и развитие форм государственного правления. В современной юридической науке проблемой изучения формы правления занимались такие авторы, как Б.А. Страшун, В.М. Сырых, Л.И. Венгеров, А.Б. Спиридонов, В.С. Нерсесянц, М.Н. Марченко, С.А. Комаров и др. [24, с. 55]
Особенности смешанных форм правления и проблемы формы правления постсоветского государства подробно исследовались в работах В.Е. Чиркина. [8, с. 321]
Изучение системы власти выделено в отдельную отраслевую науку государственного (конституционного) права, поэтому теория государства дает лишь самые основные отправные положения, касающиеся формы правления.
Итак, можно сделать вывод, что в современной науке выработана методология и терминология, которая позволяет анализировать формы правления в их историческом развитии.
1.2. Классификация форм правления
Форма правления показывает следующие черты государства: как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру, какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами, в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан. [22, с. 32]
Критериями определения формы правления можно считать следующие пункты:
- Способ передачи власти (наследование или путём выборов);
- Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несёт юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);
- Разграничение властных полномочий между органами государственной власти. [28, с. 32-33]
Исходя из всего вышесказанного, можно определить два вида правления: монархию и республику. Единоличная власть принадлежит монарху (царю, императору, королю, шаху). Поэтому и форма правления в таком государстве называется монархией. Коллегиальный орган – это парламент, Государственная Дума, Народное Собрание – избираемый народом и осуществляющий государственную власть от его имени. Государство, во главе которого стоит такой коллегиальный орган, называется республикой. [25, с. 44-45]
И монархии, и республики не одинаковые и, в свою очередь, также имеют разновидности и критерии классификации.
Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично (пусть и формально) и переходит, как правило, по наследству, деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно; монарх не избирается народом; отсутствие юридической ответственности монарха; монарх не может быть принудительно смещен с должности.