Файл: Формы правления в прошлом и настоящем(Теоретико-методологическое и историческое понятие «форма правления»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современная Россия – это республика с сильной президентской властью.

Причем, государственное развитие с момента распада СССР позволяло правоведам в разные периоды давать разную характеристику формы правления России: одни говорили о смешанной (полупрезиденской) республике, другие считают, что она представляет собой президентскую республику, третьи, учитывая особенности статуса Президента, его полномочия, говорят о суперпрезидентской республике. В научной литературе находим высказывания и о монархичности российской формы правления. Если же исходить из существующей классификации республик, то анализ конституционно-правовых отношений между высшими органами государственной власти в Российской Федерации, порядка их образования позволяет прийти к выводу, что отечественная форма правления больше отвечает признакам президентской республики. Рассмотрим основные органы управления и основные нормативные акты, регулирующие их действия, чтобы убедиться в справедливости вышеприведенного утверждения.

Основной закон современной России – Конституция 1993 года.

Источником власти по Конституции является народ. (ст. 1) В Конституции зафиксирован принцип разделение властей. Согласно Конституции, Президент России является главой государства, избирается путем всенародного тайного голосования. Пункт, согласно которому регулируется тот момент, кто может быть избран, тоже важен, поэтому в Конституции определены требования к кандидату на высший пост и количество сроков, на которые можно выставлять свою кандидатуру: президентом может быть гражданин не моложе 35, проживающий более 10 лет на территории России, не имеющий судимости. Он не может занимать свою должность более двух сроков подряд. Количество лет отредактировано путем внесения изменений в Основной закон 2/3 голосов парламента, теперь президентский срок составляет 6 лет.

Президент выполняет функции главы государства как в отношении к другим государственным органам, так и по отношению к обществу и в целом – к государству. Проявляется это одновременно в двух «ипостасях» – в качестве особого государственного органа и высшего должностного лица: Президент РФ – гарант Конституции России, гарант прав и свобод человека и гражданина, а также является официальным представителем государства.

Согласно Конституции РФ, Президент обязан принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, её государственной целостности и независимости; определять основные направления внутренней и внешней политики российского государства; обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти России. Осуществляя данные функции, Президент РФ с формально-юридической конституционной точки зрения не только «не примыкает» ни к одной из ветвей власти, но и не стоит над этими ветвями власти. Конституция РФ в связи с этим особо устанавливает, что в своей деятельности при определении основных направлений внутренней и внешней политики государства Президент руководствуется Конституцией и федеральными законами. В Основном законе страны особо подчёркивается, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».


Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ особо указывается то, что «в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (ст. 3, п. 5). Из сказанного следует, что, если указы Президента как главы государства, согласно Конституции, уступают по своей юридической силе законам, т.е. актам, принимаемым высшим законодательным органом страны – парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.

Аналогично обстоят дела не только с законодательной властью и осуществляющими её высшими органами, но и с судебной властью и реализующими её органами. В Конституции РФ прямо говорится о том, что «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом» и что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 118; п. 3; ст. 120, п. 1).

По-иному в практическом плане обстоит дело с исполнительной властью и характером её взаимоотношений с президентской властью. Анализ природы и функций президентской власти даёт возможность сделать вывод, хотя и с определёнными оговорками относительно особенностей нормотворческой деятельности Президента, о том, что президентская власть обладает теми же самыми общеродовыми признаками, что и исполнительная власть. Имеются в виду признаки, которые связаны с преимущественно правоприменительным характером власти, обусловленным исполнением требований законов, касающихся регулятивного воздействия на экономические, политические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. Принимаются во внимание наряду с этим факты прямого подчинения Президенту России т.н. силовых министерств и ведомств, а также Министерства иностранных дел. В этом смысле президентская власть в практическом плане выступает как центральное звено исполнительной власти и именно в таком качестве соотносится со всеми остальными ветвями власти – государственными властями.

Конституция рассматривает также случаи возможного досрочного прекращения полномочий Президента.

Законодательная функция принадлежит парламенту, который имеет две палаты: Государственную Думу и Совет Федерации. Нижняя палата – Государственная Дума избирается по последней редакции на пять лет по партийным спискам и мажоритарной системе.


Парламент имеет законодательные функции, а также назначает главу Правительства, Центробанка и Счетной палаты по представлению Президента.

Президент полностью формирует Правительство России, назначает федеральных министров, определяет структуру Правительства и его общие направления, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства.

Правительство подотчетно как Парламенту, так и Президенту. Законодательной инициативой обладают Президент, Правительство и депутаты.

Президент имеет право распускать Государственную Думу, например, в случае, если три раза Дума отклонила кандидатуру премьер министра. Президент имеет право назначать референдумы, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Принятые законы вступают в силу после подписания Президентом. Президент имеет право наложить вето на принятые законы.

В отношениях с судебными органами полномочия Президента ограничиваются тем, что он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, а также назначает судей других федеральных судов.

Все акты Президента, независимо от их юридических свойств и особенностей, имеют подзаконный характер. Согласно Конституции РФ «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (ст. 90, п. 3).

Конституционность актов Президента обеспечивается Конституционным судом РФ, который наряду с рассмотрением актов других государственных органов на предмет их соответствия Конституции России, разрешает также дела о соответствии ей нормативных указов и распоряжений Президента. В случае признания актов Президента или их отдельных положений неконституционными, они немедленно утрачивают юридическую силу.

Таким образом, власть современной Российской федерации отвечает признакам президентской республики: власть осуществляется выборными органами, президент имеет широкие полномочия. Государственное строительство в России продолжается и имеет свои тенденции, а именно укрепляется центральная власть, акценты реального наполнения властных полномочий смещены в сторону Президента, что позволяет некоторым исследователям делать выводы о суперпрезидентской республики и даже рассматривать ее монархические черты.


Заключение

Вопрос квалификации форм правления имеет давнюю историю, разрабатывался еще мыслителями древности, получил всестороннее методологическое осмысление на современном этапе развития научной мысли. Существует деление форм правления на республиканскую и монархическую. Современная наука определила критерии, по которым можно классифицировать ту или иную форму правления, а также выделила подтипы форм правления, при которых способ формирования высших государственных органов правления и распределение полномочий между ними является определяющим.

Исходя из существующих критериев, в настоящей работе были проанализированы формы правления, которые существовали в России в историческом развитии и которые существуют в современное время.

Форма правления в России прошла все этапы становления, которые характерны как общемировой канве развития, так и имели свои специфические особенности развития.

В России был период становления и развития монархии от раннефеодальной к сословно-представительской и абсолютной. На процесс становления абсолютной монархии повлияли реформы Петра I, которые, с одной стороны, закончили объективные процессы развития, а с другой – навязали такие черты, которые законсервировали фундаментальные причины существования именно такой формы правления, как абсолютная монархия, на долгие годы и не позволяли ее реформировать без риска нарушения внутренней стабильности. Это в свою очередь обусловило тот факт, что абсолютная монархия существовала вплоть до начала ХХ века. В результате революционного движения была осуществлена попытка изменения формы правления в сторону утверждения конституционной монархии, которая, однако, была нерешительная и не законченная, что привело ко второй революции, в результате которой форма правления была сменена на республиканскую.

Россия имела опыт республиканского правления. Существовали феодальные республики: Новгородская и Псковская, где в форме правления присутствовали все черты республики. Они были присоединены Московским государством, а республика была уничтожена.

Та же судьба постигла и молодую буржуазную республику, которая образовалась после свержения царизма: большевики, совершив переворот, установили в стране диктатуру.

В современной России существует президентская республика с сильной президентской властью. О месте и роли в стране именно такой формы правления идут дискуссии, разбор которых не входило в задачи данной работы.


Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Авдеев Д. А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право М.: Центр, 2017 524с.
  3. Акишин М.О. «Общее благо» и государев указ в эпоху Петра Великого // Ленинградский юридический журнал. – М.: МОСКВА, 2018 – 354с.
  4. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: Форум - Инфра-М, 2018. – 216с.
  5. Вдовина Л.Н., Козлова .Н.В. История России с древнейших времен до М.: Эксмо, 2016. –199с.
  6. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства : учебник. - М.: Норма. 2016. – 540с.
  7. Зазнаев О.И Сравнительный метод в изучении форм правления - М.: Норма. 2017. – 328с.
  8. Золотухина Н. М. Средневековые мыслители России о форме правления М.: Форум - Инфра-М, 2016. - 354 с.
  9. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.: Зерцало, 2015. – 218 с.
  10. Кушхов И.Р. Основы федерализма при современной монархической форме правления // Журнал российского права. М.: Форум - Инфра-М 2014. № 11 - 43с.
  11. Лейста О.Э. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / М.: Издательство "Зерцало", 2017. — 558с.
  12. Лымарь А.А., Станищук Н.Ю. К ДИСКУССИИ О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Фундаментальные исследования. учебник. - М.: Норма. 2014. – № 8-7. – 1705-1709 с.;
  13. Макиавелли. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. - М.: Зерцал., 2016.- 212с.
  14. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах.  - М.: 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2015. — 175 с.
  15. Матарас, В.Н. Методы исследования форм государства в историческом времени и пространстве / М.: МОСКВА Вестник БГУ, Серия 3. – № 1. – 2016. – 104–113 с.
  16. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: 14(е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2014. - 148с.
  17. Нарыков Н.В. К проблеме типизации политических режимов // Теория и практика общественного развития/ М.: Норма. 2014. № 3-4. – 222с.
  18. Омельченко О.Л. Становление абсолютной монархии в России: учеб. пособие - М.: изд-во МГУ, 2014. - 193с.
  19. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России: учеб. Для ВУЗов -4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. - 445с.
  20. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. : учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2014. - 156с.
  21. Писарькова Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века: Эволюция бюрократической системы.- М.: Проспект, 2016. - 245с.
  22. Пушкарев С. В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления // Современное право. —М.: Вестник, 2014. — № 7. — 25с.
  23. Пушкарев С.В. К вопросу о форме правления // М.: Вестник Чебоксарского кооперативного института, 2015. № 2 – 38с.
  24. Радугин А.А. История России (Россия в мировой цивилизации): Учеб. пособие для вузов/ - М.: Центр, 2018. – 245с.
  25. Селютин Е.Н. Форма правления в современных федеративных государствах // Политика и Право// М.: Проспект, 2014.- 234с.
  26. Серов Д. О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. Монография. М.: ИКД «ЗерцалоМ», 2013. — 388с.
  27. Сигачева Е.Л. Монархия как форма правления в современном мире // Гуманитарная планета. М.: Проспект ,2012. № 4.- 158с.
  28. Сыромятников Б.И. «Регулярное» государство Петра Первого и его идеология», часть1 – М.: Центр, 2016. – 387с.
  29. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов / М.: Проспект, 2014. - 167с.
  30. Пиголкина А. С. Теория государства и права / Под ред.— изд-во: М.: Городец, 2013. — 143с.
  31. Фомина Н.А. Разновидности форм государственного устройства современности // Мир юридической науки, М.: Зерцал, 2014. № 3.- 89с.
  32. Хоменко С.М. Форма правления как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования // Юристъ - Правоведъ. М.: Центр 2014. № 4. – 177с.
  33. Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник . М.: Юрист, 2014. — 398с.
  34. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право// М.: Центр 2014. № 4. – 32с.
  35. Чиркин В.Е. Постсоциалистическое государство ХХI века / / Журнал российского права// М.: Проспект, 2018. № 5.- 88с.