Файл: Формы правления в прошлом и настоящем(Теоретико-методологическое и историческое понятие «форма правления»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и типология форм правления
1.1. Теоретико-методологическое и историческое понятие «форма правления»
1.2. Классификация форм правления
Глава 2. История развития форм правления в России
2.1. История развития республиканской формы правления: Новгородская и Псковская республика
Выделяют следующие разновидности монархий: абсолютную и ограниченную (Конституционную). Ограниченная в свою очередь делится на парламентскую и дуалистическую. [30, с. 26]
Абсолютная монархия – эта такая форма правления, при которой вся полнота власти (законодательной, исполнительной и судебной) принадлежит монарху. Исторически через эту форму правления проходили все государства.
Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Например, Оман, Катар, Иордания, Марокко и некоторые другие мусульманские страны.
В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер, так как юридически и фактически она разделена между монархом и правительством. Исполнительная власть принадлежит правительству, подотчетному монарху, и законодательная власть принадлежит самостоятельному парламенту. В Европе такой монархией является карликовое государство Монако, в странах третьего мира – Лесото, Бутан и др. [28, с. 132-133]
Самая распространенная и относительно старая форма правления монархии – это парламентская монархия, при которой власть монарха является номинальной, а фактическая власть принадлежит правительству, которое формирует всенародно избранный парламент. Такая форма правления существует во многих развитых странах: Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Бельгия, Испания, Япония.
Можно выделить еще один тип монархии – теократический, где монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Встречается в мусульманских государствах. Сюда относят и Ватикан, глава которого, Папа Римский, выступает прежде всего главой Римско-католической церкви. Нельзя причислять к данной категории Великобританию, поскольку британский монарх хоть и является формально главой англиканской церкви, фактическими полномочиями в этой сфере не обладает.
Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется только выборными органами, избираемыми, как правило, на основе всенародных выборов и несущими ответственность перед народом. Власть строится на основе разделения ветвей власти. Исполнительная власть принадлежит или президенту, избираемому всенародно или на прямых, или опосредованных выборах (выборщиками, как в США), либо парламентом или специально созываемым выборным органом. Сроки пребывания на должности главы государства, как правило, ограничены.
Они варьируются от 4 до 7 лет.
Различают следующие виды республик: президентская и парламентская.
Президентская – это одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наделяет главу государства широкими полномочиями и вместе с тем ответственностью за проводимую им политику. Как правило, он избирается всем населением, поэтому достаточно независим от иных органов государственной власти, например, от парламента. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами как в мирное, так и в военное время. [10, с. 132]
В свою очередь выделяют разные модели президентских республик:
классическая президентская республика и французская модель.
Классическая президентская республика – это такая форма правления, при которой глава государства совмещает свои обязанности с обязанностями исполнительной ветви власти – правительства. Должность главы правительства чаще всего отсутствует, зато есть должность вице-президента. Примеры: США, страны Латинской Америки и некоторые развивающиеся страны.
При французской модели государства он не входит ни в одну из ветвей власти, а находится над ними. При этом он имеет достаточно широкие полномочия в каждой из них (в исполнительной, законодательной и судебной сферах). В этом случае у правительства есть глава, в той или иной степени независимый от Президента в своей повседневной деятельности. Примеры: Франция, Россия и др. Однако абсолютного сходства в странах этой модели нет. Некоторые исследователи классифицируют такую форму правления как смешанную. Наличие правительства, которое назначает парламент по представлению президента и отчётное как парламенту, так и Президенту позволяет исследователям сделать такой вывод. Кроме того, у Президента появляется больше полномочий в области внешней политики и безопасности, он имеет право голоса в формировании судебных органов, нередко командует вооруженными силами (однако лишь в мирное время, а в военное обязан назначить командующего из профессиональных военных).
Парламентская разновидность формы правления характеризуется соответственно тем, что верховная роль в организации государственной власти принадлежит парламенту. Избранный населением, он принимает все ключевые стратегические решения в жизни страны, формирует правительство, которое ответственно только перед ним. Глава правительства может быть избран только теми политическими силами (партиями), которые имеют большинство в парламенте. Реальная же власть в таких государствах сосредотачивается в исполнительной власти, то есть в правительстве, которое каждодневно управляет страной. Эта юридическая особенность оказывает влияние и на политическую структуру власти (в таких государствах центральной политической фигурой является вовсе не Президент, а глава правительства). Именно он согласовывает с парламентом и проводит всю внутреннюю и внешнюю политику, а порой является и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Австрия, Болгария, Венгрия, Индия и многие другие. [24, с. 264-265]
И, как отмечали ещё античные исследователи, в историческом развитии бывают смешанные формы правления, которые переходят из одной в другую.
Современные исследователи отмечают, что существуют нетипичные формы правление или гибридные, смешанные.
Монархия с республиканским правлением («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путём выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того, возможна передача власти по наследству.
Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Казахстан, Гамбия). Исторический пример — республики Венеция и Генуя обе с пожизненным дожем.
Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране, в соответствии с Конституцией 1979 г., главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый населением на альтернативных выборах президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидаты на должность президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.
Таким образом, можно сделать вывод, что вопросом классификации и анализа форм правления ученые занимались еще с античных времен. Многие их теоретические выкладки и введенную терминологию современные ученые используют как базисные понятия. В современное время, в основном, понятие формы правление рассматривается как часть изучения формы государства. Определены основные критерии классификации и в соответствии с ними выделены основные типы правления, которые были описаны во 2 параграфе.
Глава 2. История развития форм правления в России
2.1. История развития республиканской формы правления: Новгородская и Псковская республика
История России имела пример раннесредневекового и средневекового республиканского правления. Это феодальные республики Новгородская и Псковская.
Причины образования республиканского правления были географические, экономические и политические.
Новгород занимал такое географическое положение, которое позволило ему стать центром торговли с Западной Европой. Климатические условия и неплодородные земли делали невыгодным сельское хозяйство, богатство природных ресурсов давало возможность развиваться промыслам. Все эти факторы привели к тому, что в Новгороде и Пскове формировалась новая знать, мощь, которой была основана на промышленном и торговом капитале. Крупная феодальная собственность в виде княжеских, вотчинных и церковных земель отсутствовала.
До XII века Новгород управлялся князем, которого присылал Киев. В большей степени князь имел военные функции. С XII века Новгород добился для себя права избирать главу администрации (посадника), который ранее назначался князем. Республика в Новгороде просуществовала до 1478 года, до того времени, пока не была разгромлена Московским государством и не вошла в его состав.
Псковская республика выделилась из Новгорода и получила признание самостоятельности только в 1348 году как признание за военную помощь в борьбе со шведами и просуществовала до 1510 года, пока также не была присоединена Московским государством.
Псковская республика в результате более западного положения граничила с агрессивными соседями, что обусловило более сильную власть князя в отличии от Новгорода.
Экономическое и социальное положение сформировало особенное государственное устройство.
Высшим государственным органом республик было вече – собрание жителей городских общин. Крестьяне не имели права участвовать в вече. Жители других городов имели право только присутствовать, но не принимать участие в решении.
В Вече принимали участие только мужчины, собирающиеся по звону вечевого колокола на центральной площади. При собрании работала канцелярия – «вечевая изба», где дьяк вёл делопроизводство. Вечевая печать считалась государственной печатью Великого Новгорода.
В компетенции вече были вопросы войны и мира, выборы высших должностных лиц, принятие основных законов, вопросы налогов, и определение бюджета, и определение, как сейчас бы сказали, финансовой политики.
Предполагалось, что все решения должны приниматься единогласно. Несомненно, этот пункт использовала в своих интересах политическая элита, так как по любому не популярному вопросу у нее была возможность сослаться на отсутствие единогласного решения. [21, с. 302]
Детальное рассмотрение сути феодальных республик приводит к выводу, что форма правления, несмотря на наличие республиканских институтов, не была выражением подлинного народовластия.
Во-первых, право голоса имели не все жители республик. Во-вторых,
В Новгороде и Пскове существовала высшая коллегия, которая называлась Советом господ («Господой»). Это был выборный орган, но, в силу регламентных полномочий, он со временем мог влиять на работу Вече, так как этот орган имел право инициативы созыва Вече, готовил повестку дня, прорабатывал возможные решения. Заседали в Совете в основном богатые бояре под председательством архиепископа.
Псков также имел аналогичный совет, в котором заседали, кроме бояр (бояре в Пскове имели меньший вес, так как в Пскове крупного феодального землевладения было еще меньше) князь, посадник и сотские.
К XV веку наблюдается тенденция узурпации боярской аристократии власти: Вече становится органом, через который аристократия легитимирует свои решения.
Тысяцкий прежде всего ведал вопросами военного ополчения республики. Но, кроме того, он был ещё и купеческим старостой и возглавлял торговый суд, которой был независимым от посадника (аналог арбитражного суда). [19, с. 132]
Вече избирало трех кандидатов в архиепископы, выбор делался по жребию. Митрополит же только формально утверждал решение вече. Архиепископ не только управлял епархией, но и хранил государственную казну, архив, возглавлял дипломатические переговоры республики.