Файл: Формы правления в прошлом и настоящем(Теоретико-методологическое и историческое понятие «форма правления»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Князь приглашался на службу в Новгород по договору, согласно которому все права и обязанности князя были оговорены и прописаны. Обязанности князя сводились, в основном, к организации обороны. За службу получал вознаграждение, источники которых были прописаны. Формально князь считался главой администрации и суда, но действовал под контролем посадника и даже на не выборные должности не мог назначить людей без утверждения посадника. В обязанности всех должностных лиц и князя в частности входило создание режима благоприятствования наибольшего купцам. Отличие Пскова от Новгорода было в том, что на псковской земле князь мог назначать наместников в пригороды.

Городское управление транслировало центральную схему управления.

Во главе районов стояли кончанские старосты. Каждый конец делился на две сотни, которые имели свои сходы и избирали сотских. Сотни делились на улицы во главе с улицкими старостами.

Огромная территория Новгородской республики делилась на пятины (каждая из которых относилась к определённому концу), сотни, волости и погосты. Во главе сотен и волостей находились должностные лица, назначавшиеся посадниками. [12, с. 132]

2.2. История развития монархической формы правления в России: Сословно-представительская монархия и абсолютная монархия.

В России после периода феодальной раздробленности происходят процессы централизации, вместе с которыми происходит изменение раннефеодальных монархий к формированию сначала сословно-представительской монархии, а затем – переход к абсолютной монархии.

Особенностью формирования российского самодержавия было то, что до XVII в. оно происходило на основе представлений о государстве как «симфонии властей».

Россия к XVII сформировалась, как унитарное государство с формой правления в виде сословно-представительской монархии: царская власть, олицетворяющая собой высшее государственное начало, правила с опорой на институты сословного представительства: Думу и Земские Соборы.

Обычно характеру сословно-представительской монархии соответствует незавершенность государственно-политической централизации, дробность социальной структуры господствующего класса и общества в целом.


После окончания Смуты на российском престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета. Поэтому, в первые десять лет правления Романовых Земские Соборы заседали почти непрерывно.

В ведении Земского Собора принятие важнейших законов страны (например, принятие Судебных Соборов), решение войны и мира, решение налоговых и финансовых вопросов. Функционирование всей системы государственных учреждений осуществлялось на основе местнического принципа.

Однако по мере укрепления власти и упрочения династии Земские соборы созываются все реже. Земский собор 1653 г., решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним.

Таким образом, во второй половине XVII в. происходит постепенный переход от сословно-представительской монархии к абсолютной, который был обусловлен рядом особенностей.

До XVII века царь правил, опираясь на совещательный орган — Боярскую Думу. Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Все члены Думы назначались царем.

Однако роль Думы к концу века неуклонно снижается. Ряд важных дел с середины 90-х годов, стал решаться в обход Думы, на основе обсуждения лишь с некоторыми приближенными. Роль приказов в системе управления, наоборот, к XVII в. возросла, а число их увеличилось. Усиление роли административной, бюрократической системы – это было еще одним свидетельством процесса абсолютизации монархической формы правления.

Изменилась и система местного управления: власть на местах переходила от выборных представителей местного населения к назначаемым из центра воеводам. Переход власти на местах в руки воевод означал значительное усиление правительственного аппарата и, по существу.
Как уже отмечалось, все происходившие в XVII в. в системе управления государством изменения были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата управления и укрепление единоличной царской власти.

Значительную роль в утверждении абсолютного самодержавия сыграли реформы Петра I.

Петр I выбрал западноевропейскую цивилизацию как пример для преобразования собственной страны.

  В качестве образца для государственного строительства Петр I выбрал идеи регулярного государства, где всё подчиняется разумному регулированию одного человека, монарха. Петр I представлял государство как корабль, который управляется царем, а матросы и офицеры – это подданные, которые выполняют свои обязанности согласно уставу. Реформирование страны он стал проводить согласно этим представлениям с особой энергией.


В результате проведенных реформ произошли коренная ломка традиционных устоев и порядков жизнедеятельности и формирование новых организационно-правовых основ государственности. Формируются новые структуры власти, бюрократический аппарат, вводилось новое административное деление и новые принципы управления. Вводятся новые юридические нормы и определения.

Согласно этим представлениям были проведены реформы. Преобразования сделали систему управления регламентированной и организованной.

Военные преобразования: введение рекрутской повинности, образование военной коллегии, управлявшей всеми военными делами, введение при помощи «Табели о рангах» воинских званий, единых для всей России. В результате реформы была создана сильная регулярная армия и флот.

Россия стала империей, унитарным государством. 18 декабря 1708 г. появился царский указ об образовании губерний. Это стало началом реформы местного управления, много раз корректировавшейся и принявшей законченный вид только к 1719 г.

Губернии возглавлялись губернаторами, назначавшимися царскими указами. Все они были представителями царской администрации и свои решения принимали от имени царя. Губернатор был наделен колоссальными полномочиями. Помимо сбора налогов, контроля за доходами и расходами губернии, административных и хозяйственных функций, он был наделен судебной властью и одновременно был главнокомандующим расположенных на вверенной ему территории войск. Губернаторам также перешла часть функций приказов (особенно территориальных).

В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций, которые, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды). Провинции, как правило, возглавлялись воеводами, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху. В реформировании управления низшего звена особенно отчетливо проявилась попытка Петра I привлечь к делам управления местное дворянство. Петр велел выбирать дворянам сборщиков податей или земских комиссаров; дворяне начали вместо себя посылать на выборы приказчиков.

Реформа местного управления уничтожила старый принцип назначения на должность как «государство пожалование» и превратила всех должностных лиц местного управления в чиновников, руководствовавшихся общегосударственными законами и распоряжениями.

Была проведена судебная реформа. Суд стал основываться на конкретных статьях закона, в соответствии разбираемому случаю. Проведенная церковная реформа, учреждение Синода вместо Патриархии, полностью подчинила духовную власть светской.


Сословная реформа законодательно закрепила сословный характер общества.

Петр действовал не только потому, что были конкретные тактические соображения, проводил реформы, усиливал армию и прочее, он ощущал необходимость реформирования, именно исходя из принципов строительства государства. Он был государственник до мозга костей. И сам себя считал первым слугой государства. И от всех подданных требовал безоговорочной службы государству.

Петр по всей совокупности реформ закончил формирование абсолютизма. В 1721 году российский монарх объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей.

Основным актом выражения воли императора, а также других государственных органов остается указ, который теперь имеет широкое значение и как нормативно-правовой акт, и как административный документ, постановление нормативного и ненормативного характера. Последние выступали в роли «узаконений». Идею законности в государстве воплощает в своей деятельности монарх как носитель государственного интереса и одновременно как глава законодательной, исполнительной, судебной и вдобавок церковной политико-организационной деятельности. В уточненной присяге монарха проводилась идея договорного происхождения власти и провозглашалось, что «власть существует в интересах государства и для государства»

Реформы, проведенные Петром I, определили развитие государственного управления России на несколько веков вперед, вплоть до начала ХХ века.

Политика Екатерины II, Павла I, Александра I и Александра II, Александра III колебались между либеральными и консервативными реформами, но, так или иначе, в результате проводимая ими политика служила укреплению центральной власти и абсолютной монархии.

Таковы были административные и судебные реформы Екатерины II, и введение Александром I министерств в 1802 году. Министерства, в отличие от коллегий, строились на принципе единоначалия, что облегчало самодержавную власть управления страной, однако способствовали укреплению позиций бюрократии, росту коррупции, хотя проводились, прежде всего, для борьбы с ними.

Надо сказать, что развитие страны тормозилось наличием такой феодальной формы правления, как абсолютное самодержавие, что осознавалось правительством. Идеи реформ, направленные на ограничение монархии, на либерализацию экономики и упрочение законности периодически возникали в обществе и в правительстве. Александр I после того как взошел на престол был намерен провести либеральные реформы и «даровать России свободу и предохранить ее от поползновений деспотизма и тирании». Разработкой проекта преобразований занимается Негласный комитет – кружек единомышленников, сложившийся вокруг царя (Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев). По замыслу разработчиков реформ предполагалась реорганизация государственного строя и введение конституционного правления. В 1803 году Негласный комитет работу прекратил. Александр I должен был учитывать не популярность реформаторских идей в среде опоры самодержавного царизма – дворянства. Однако в 1809 году к реформаторским идеям вернулись. Работу над разработкой реформ возглавил Сперанский. Был разработан проект Конституции, в основе которой лежала идея разделения властей, причем вводился принцип ответственности исполнительной власти перед законодательной, а контролирующие функции, помимо императора, выполняло также общественное мнение, для чего требовалось введение политических свобод. Предполагалось создать органы представительной власти во главе с Государственной думой, где все вопросы решались бы голосованием. После обсуждения законопроекты должны были поступать для обсуждения в Государственный совет (создан в 1810 г.) и затем на утверждение императору. Реформаторские идеи опять встретили яростное сопротивление дворянства и были сначала отложены, Сперанский был отправлен в отставку, а затем и вовсе забыт. Александр I явно опасался разделить судьбу своего отца и деда, которых свергли с престола и убили как раз за попытку реформ, которые бы ограничили привилегии дворянства.


Неудачная попытка декабристов ввести конституционную монархию путем заговора и переворота закончилась реакцией в годы правления Николая I, которая еще больше затормозила экономическое, политическое и социальное развитие страны.

Необходимость реформ опять встала на повестке дня в правление его сына Александра II. На протяжении 1856-1874 гг. были подготовлены и проведены крестьянская реформа (1861), земская и судебная (обе в 1864 г.), военная (1874) и некоторые другие. Эти буржуазные реформы дали мощный толчок развитию страны и заслуженно называются «великими реформами». Александр II также колебался между реформаторами и консервантами, но колебания закончились в пользу продолжения реформ. М.Т. Лорис-Меликову были предоставлены широкие полномочия. Командой реформатора была разработана реформа, по исполнению которой Россия могла превратиться в конституционную монархию.

Несоответствие экономического и социального развития архаичной на тот момент формы правления в виде абсолютной монархии привело к революционным событиям 1905-1906 года, под давлением которых царское правительство вынуждено было пойти на уступки.

Россия, как и мировое сообщество, прошла все формы правления, которые соответствуют экономически-социальному развитию определенного периода: раннефеодальную монархию, сословно-представительскую монархию, абсолютную монархию. Россия имела опыт феодальных республик в лице Новгородской и Псковской, форма правления которых соответствовала купеческой экономике. Феодальную демократию погубили централизаторские устремления Московского государства. Зато абсолютная монархия утвердилась благодаря реформаторским действиям Петра I и просуществовала до начала ХХ века, не подвергаясь серьёзной трансформации в сторону парламентской монархии, согласно общемировым тенденциям, и пала в результате буржуазной революции. В данной курсовой работе сознательно пропущен период СССР, так как, имея внешние демократические формы правления, Советский Союз являлся тоталитарным государством, форма правления которого в период Сталина, по факту, очень напоминала абсолютную монархию, а в период позднего «развитого социализма» – особый, нетипичный вид республики, где коллективная власть реализовывалась через власть номенклатуры (партийных деятелей и чиновников).

Глава 3. Формы правления в современной России