Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Общая характеристика прямых налогов, взимаемых в РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы прямого налогообложения
История происхождения и развития налогов и налогообложения в России
1.2. Налогообложение в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.)
1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
2. Общая характеристика прямых налогов, взимаемых в РФ
2.3. Уплата налога и отчётность
3. Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в России
Классификация налоговых льгот согласно НК РФ
Согласно НК РФ предоставление налоговых льгот заключается в:
- освобождении от налога;
- уменьшении налоговой базы;
- предоставлении налогового кредита.
Теперь рассмотрим каждый из пунктов более подробно.
1. Налоговые освобождения
Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:
- налоговые каникулы ;
- налоговая амнистия ;
- полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
- изъятие;
- пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.
Налоговыми каникулами называется освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. (ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода).
Налоговая амнистия это погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку.
Под изъятием понимается исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ).
2. Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:
- налоговые вычеты;
- необлагаемый минимум.
Налоговый вычет – это исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ.
Необлагаемым минимумом называется минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.
3. Налоговые кредиты
Это отличная возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.
Так как налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям, поэтому льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.
Следовательно, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).
Существуют льготы, отличающиеся по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.
Льготы по федеральным налогам и сборам, так же как и по региональным устанавливаются Налоговым кодексом РФ, но при этом региональные могут устанавливаться и региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Кроме того, последние льготы могут устанавливаться и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Однако, льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).
Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.
Поэтому, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Так же, льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).
3. Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в России
3.1. Прямые налоги и перспективы их совершенствования
Минфином России (в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на следующий год) были разработаны основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. Они являются одним из документов, которые обязательно нужно учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
В разрезе трехлетней перспективы 2015 - 2018 гг. - приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее. Как вы понимаете, в приоритеты правительства входит создание эффективной налоговой системы и сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, ключевые направления налоговой политики составлены с учетом сохранности ранее поставленных базовых целей и задач. [6]
Но не стоит забывать, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. Поэтому необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы будет являться важнейшим фактором проводимой налоговой политики.
Привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов могут такие факторы, как сокращение объемов промышленного производства и негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей. В целях минимизации указанных рисков потребуются некоторые улучшения. Такими улучшениями являются повышение качества налогового администрирования, развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).
В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2015 г. в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. Были увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций.
Давайте чуть подробнее рассмотрим изменения, которые были внесены в НК РФ в 2015г: начиная с 1 января 2014 г. снизилась с 24% до 20% ставка налога на прибыль организаций;
в четвертом квартале 2015 г., налогоплательщики приобретают право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);
В период с 1 сентября 2015 г. по 31 декабря 2016 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,. Ставка была увеличенна в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равна 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Раньше по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте - 15 процентам.
Позволили увеличить объем относимых на расходы при налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников - изменения, внесенные в НК РФ в 2014 г.
Начиная с 2015 г. взносы по договорам добровольного личного страхования, которые учитывали оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов (в размере, не превышающем 6 % от суммы расходов на оплату труда вместо 3 % по ранее действовавшему законодательству).
С 2015 г. расширены условия для принятия в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также физических лиц, не являющихся сотрудниками организаций - налогоплательщиков, заключивших с ними договор, предусматривающий обязанность такого физического лица отработать у налогоплательщика по трудовому договору не менее одного года. Соответствующая оплата обучения также не будет включаться в базу для налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Что касается пенсий, с 2015 г. в состав расходов включаются суммы дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Начиная с 2016 г. реализована возможность учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Данная мера носит временный характер (действует до 1 января 2012 г.), при этом сумма таких расходов не должна превышать 3% от суммы расходов на оплату труда (соответствующая оплата также не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом).
В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. В качестве дополнительной меры с 2015 г. установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки. Вместе с тем одобренный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих научных исследований и опытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами. [5]
В рамках улучшения амортизационной политики, начиная с 2015 г., фундаментально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам). При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.
Одновременно для основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой «амортизационной премии» (возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентов до 30 процентов. А значит, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.