Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты роль НДФЛ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные различия при исчислении подоходного налога с населения в развитых странах заключается в определении:

  • объема и состава дохода, подлежащего налогообложению;
  • понятие «единицы налогообложения»;
  • состава и характера налоговых льгот, при подсчете окончательных налоговых обязательств;
  • шкалы налогообложения.

Во многих зарубежных странах поступления от подоходного налога являются самой крупной доходной статьей. Доля подоходного налога в ВВП в Дании составляет от 26% до 21%, в Швеции на его долю приходится 18 процентов. В Германии на долю подоходного налога в ВВП приходится 9 процентов. В остальных странах доля подоходного налога в ВВП колеблется от 10% до 14 процентов. Поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты составляют 4,1 % ВВП России.

Поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (примерно 50%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.

Налог на доходы физических лиц занимает важное место в бюджетноналоговой системе Российской Федерации. Значимость налога на доходы физических лиц определяется следующими факторами: его ролью в процессе формирования доходов бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов (налог перераспределяется между ними), связью налога с доходами каждого гражданина Российской Федерации[4].

Наметившаяся в последние годы тенденция к стабилизации экономики, рост оплаты труда способствуют увеличению поступлений налога на доходы физических лиц как в целом по России, так и в разрезе субъектов Федерации. Роль данного налога состоит в том, чтобы стимулировать оплату труда и перераспределять доходы физических лиц.

Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 годы отражены в таблице 2.1.

Из данных, приведенных в таблице 2.1 видно, что темп роста налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет страны возрастает: в 2015 году по сравнению с 2013 годом поступления увеличились на 12,4%.

Таблица 2.1 - Поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему РФ

Наименование налогов

2013 год

2014 год

2015 год

Темп

роста

2015/

2013,%

Сумма млн. руб.

Уд.

вес,

%

Сумма млн. руб.

Уд.

вес,

%

Сумма млн.руб.

Уд.

вес,

%

Поступило - всего

11321616,52

100

12606342

100

13720353,3

100

121,2

Налог на прибыль организаций

2071665,8

18,3

2372842,8

18,8

2598848,2

19

125,4

НДС

1977094,1

17,5

2300680,5

18,3

2590082,8

18,9

131,0

НДФЛ

2497785,03

22,1

2679498,9

21,4

2806507,6

20,5

112,4

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2598036,8

22,9

2933893,1

23,3

3250749,2

23,7

125,1


Удельный вес в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013 году налог на доходы физических лиц занимает 22,1%, в 2014 году - 21,4%, а в 2015 году - 20,5 процентов.

То есть мы видим, что налог на доходы физических лиц имеет тенденцию устойчивого роста, без сильных колебаний и скачков.

Реформа налогообложения, проводимая в России в течение нескольких лет, дает положительные результаты. Она в значительной степени расширила круг реальных налогоплательщиков, напрямую связала их имущественные интересы с размером и способами изъятия в бюджет части доходов физических лиц. Вместе с тем сложившаяся к настоящему времени система налогообложения доходов физических лиц не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

Ставки налога на доходы физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков в России выше чем в зарубежных странах. Более того, регулирование нагрузки на заработную плату крайне нестабильно, в результате чего работодатели склоняются к выдаче вознаграждений «в конверте», что порождает рост теневой экономики и коррупции.

В практике мирового налогообложения преобладает прогрессивная шкала подоходного налога. Опыт большинства стран свидетельствует, что прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц позволяет изымать сверхдоходы и возвращать эти средства в оборот путем создания новых рабочих мест и социальных выплат.

В России ставка налога на доходы физических лиц имеет плоскую шкалу, то есть все физические лица платят один и тот же процент с дохода независимо от величины дохода. Плоская 13%-ная шкала налога несправедлива по отношению к работникам с низкой заработной платой. Для реализации принципа справедливости налогообложения доходов физических лиц, способствовало бы введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц.

К сожалению, налоговая система России пока уступает зарубежным странам. Поэтому дальнейшее продолжение реформирования налога на доходы физических лиц необходимо. В случае реформирования налога на доходы физических лиц, можно добиться таких положительных эффектов, как снижение уровня социального неравенства, поддержка незащищённых слоёв населения, снижение количества разводов и улучшение демографической ситуации в целом.

2.2 Пути повышения эффективности использования НДФЛ


Увеличение поступлений НДФЛ в бюджеты городских округов возможно либо за счет расширения налогового потенциала, либо за счет повышения эффективности его администрирования (рис.). Так как городской округ относится к муниципальным образованиям, то выделенные на рисунке возможности роста поступлений НДФЛ применимы для повышения роли НДФЛ не только в городских, но и в иных местных бюджетах. Фактически на рисунке систематизированы основные предложения, активно обсуждаемые в научной литературе по налогообложению.

Для повышения эффективности использования НДФЛ в качестве инструмента межбюджетного регулирования и усиления его роли в формировании как консолидированного бюджета субъекта РФ, так и местных бюджетов необходимы решительные и скоординированные действия региональной и муниципальной власти во взаимодействии с функционирующими на их территории налоговыми администрациями в условиях децентрализации налоговой системы и гармонизации налоговых отношений как по вертикали (между федеральными, региональными и местными уровнями) так и по горизонтали (между субъектами РФ, между муниципальными образованиями в рамках одного субъекта)[5].

Рис. 2.1 - Возможности увеличения поступлений НДФЛ в местные бюджеты

Едиными принципами системы подоходного налогообложения физических лиц для большинства стран являются следующие:

  • налоговое резидентство;
  • налогооблагаемая база как совокупный доход налогоплательщика;
  • наличие необлагаемого минимума, различные семейные, профессиональные и социальные скидки. Следовательно, налогооблагаемый доход существенно ниже полученного совокупного дохода;
  • ставки налогообложения носят прогрессивный характер и, как правило, находятся в диапазоне от 10 до 50 %;
  • во многих странах ставка налога определяется в зависимости от вида получаемого дохода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно размер налога НДФЛ может составлять от 9 до 35 % от зарплаты. В нашей статье мы подробно расскажем про изменение подоходного налога в 2017 году и как считать налоги НДФЛ, а также про категории налогоплательщиков, иностранных граждан и граждан РФ, и их ставки НДФЛ на 2017 год.

Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:

Заработная плата граждан вкупе со значительной частью иных доходов облагается НДФЛ. При этом ставка НДФЛ 2017 напрямую зависит от статуса налогоплательщика, резидент он или нерезидент РФ. 


Резиденты/нерезиденты. В случае пребывания налогоплательщика более 183-х календарных дней в течение последнего года в РФ его официально считают резидентом РФ. Время нахождения в стране не прерывается, человек не выезжает за пределы государства для кратковременного (меньше полугода) обучения либо лечения. 
В противном случае, при нахождении менее 183 календарных дней на территории РФ, налогоплательщик получает статус нерезидента. 

Ставка НДФЛ в 2017 году у нерезидента/резидента. Зачастую доходы резидентов облагают по ставке 13%, а нерезидентов – 30%. 

Однако на протяжении года налоговый статус сотрудника может поменяться. Когда нерезидент станет резидентом, налог требуется взимать в соответствии со ставкой 13 процентов. Важно учесть, что налоговый статус необходимо уточнять в обязательном порядке на конец года и, если понадобится, произвести пересчет НДФЛ по соответствующей ставке. 

Описанный статус применяется как к иностранным гражданам, получающим доход на территории РФ, так и к гражданам РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белоусова С.Н., Руденко И.Р. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - №9. - URL: http:// ekonomika.snauka.ru/2015/09/9736
  2. Беспалов М.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Позднякова С.В. Концептуальные основы, приоритеты современной российской налоговой политики //Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. № 5. С. 77-80.
  3. Зеничева Т.В., Меркулова Е.Ю. Налоговые риски в современных налоговых системах //Совершенствование налоговой политики государства в условиях глобализирующейся экономики - материалы Международной научной конференции. Редакционная коллегия: Е.Ю. Меркулова, Ю.Ю. Косенкова (ответственный редактор); Министерство образования и науки РФ, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. 2014. С. 213-219.
  4. Логвин Д.Д., Борисова А.А. Сущность и принципы налоговой политики государства // Проблемы и перспективы развития экономики предприятия в России и за рубежом: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции 7-8 ноября 2016 г.; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Тамбовский филиал); [отв. Ред. Е.Ю. Меркулова]. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. С. 184-190.
  5. Логвин Д.Д., Тарасенко К.С. Налоговые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности и снижения уровня теневой экономики // Проблемы и перспективы развития экономики предприятия в России и за рубежом: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции 7-8 ноября 2016 г.; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Тамбовский филиал); [отв. Ред. Е.Ю. Меркулова]. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. С. 201-211.
  6. Логвин Н.В., Авдеева М.В. Принципы формирования налоговой политики // Проблемы и перспективы развития экономики предприятия в России и за рубежом: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции 7-8 ноября 2016 г.; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Тамбовский филиал); [отв. Ред. Е.Ю. Меркулова]. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. С. 212219.
  7. Налоги и налогооблажение: учебник [Электронный ресурс] ; Региональный финансово-экономический институт. — Курск, 2010. — 356 с.
  8. Позднякова С.В. Количественный и качественный аспект налогового контроля в масштабах российской федерации и на примере ИФНС по городу Тамбову //Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2013. № 1. С. 135-143.
  9. Позднякова С.В. Количественный и качественный аспект налогового контроля в масштабах российской федерации и на примере ИФНС по городу Тамбову //Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2013. № 1. С. 135-143.