Файл: Сущность и значение нормирования труда в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 3177

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

За последние годы произошли радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны, курс проводимых реформ радикально преобразил социально-трудовую сферу, проблемы нормирования труда объективно выдвинулись на первый план и являются одним из важных элементов системы управления персоналом организации. Связано это, прежде всего, с необходимостью повышения эффективности использования трудового потенциала работников, оптимизации их численного и профессионального состава и своевременной корректировкой требований к персоналу, исходя из условий рынка.

В условиях растущих экономических и социальных трудностей проблемы отношения людей к труду, повышения эффективности труда и качества трудовой жизни становятся все более актуальными. При этом особую важность приобретает вопрос о нормирования труда, предстоит существенно улучшить нормирование всех производственных ресурсов, систематически пересматривать устаревшие и внедрять прогрессивные нормы, соответствующие современному уровню техники, технологии, организации производства и труда.

Цель курсовой работы – выяснить, как создание условий труда, форм его организации и установление норм труда позволит добиться максимального эффекта при минимальных затратах как живого, так и овеществленного труда.
В широком смысле слова, нормирование труда – это любое упорядочение, регламентирование затрат труда на макроэкономическом – общегосударственном или региональном, а также микроэкономическом – отраслевом или внутрифирменном уровне.

Важный аспект нормирования труда состоит в том, что оно является одним из основных элементов механизма рынка труда вообще. На внешнем рынке труда уже само предъявление спроса или предложения трудовых услуг подразумевает их некое детерминирование по количеству и качеству. Таким образом, цена рабочей силы устанавливается и оговаривается относительно фиксированного в той или иной форме объема данного вида работы. Этот объем для работника имеет свои объективные пределы максимальности, ограничения по интенсивности и продолжительности единовременного трудового процесса. Они имеют физический, психологический, социальный и технический характер.

Государственное участие в нормировании труда заключается главным образом в регулировании основных параметров использования рабочего времени. Рамки допускаемого использования рабочей силы по различным его параметрам имеют, как правило, институциональный, в частности, правовой характер. Так, Кодекс законов о труде Российской Федерации устанавливает максимальную продолжительность рабочей недели 40 часов, для работников в возрасте 16-18 лет или работающих во вредных для здоровья условиях – 36 часов, а для работников в возрасте до 16 лет – 24 часа. Ряд положений трудового Кодекса затрагивает и внутренний распорядок дня на предприятиях и фирмах. При этом законодательно установлены не только рамки режима наемного труда, но и минимальные параметры отдыха. В частности, работникам ежегодно должен предоставляться оплачиваемый отпуск размером не менее 24 рабочих дней, а в ряде случаев и более того.


На предприятиях нормирование получает дальнейшее развитие и детализацию. Собственно, акт купли-продажи трудовых услуг предполагает их оценку относительно некой их определенности по времени, периодичности, содержанию и объему предоставления. Таким образом, нормирование труда является основой не только для внешнего, но в еще большей мере для внутреннего рынка труда.

Здесь оно превращается в главный инструмент организации оплаты труда. Все системы заработной платы и премирования, в конечном счете, основаны на сопоставлении фактических и нормативных результатов трудовых услуг.

Но нормирование труда, являясь непосредственно средством организации трудового процесса, детерминирует и весь производственный процесс. Этот, второй аспект значения нормирования труда определяется его координационной ролью в формировании при каждой данной технологии рационального соотношения между трудом и другими факторами производства, в основном – капиталом. Кроме того, нормирование позволяет при планировании данного объема выпуска товаров определять в условиях данной технологии потребность в количестве труда и других соответствующих производственных ресурсов, взятых в необходимых пропорциях. И, наоборот, данный объём трудовых услуг предопределяет на основе нормирования объем других ресурсов, представленных в определенных пропорциях, и величину выпуска. Достижение поставленной производственной цели зависит, следовательно, от соблюдения необходимого соотношения между количеством трудовых операций, с одной стороны, станков, материалов и энергии, с другой, а также – размером производственной площади. Таким образом, нормирование труда представляет важнейшее направление как технологической и организационной подготовки, так и текущего управления предприятием, и организации производства в целом. Любое существенное изменение организационного или технологического элемента производства, естественно, вызывает необходимость в разработке новых норм труда.

Нормирование труда на предприятии – это установление и поддержание оптимального уровня затрат труда на выполнение отдельных работ и операций в ходе производственного процесса в соответствии с используемыми средствами производства.

Средства производства – это совокупность вещественных и энергетических элементов, используемых в процессе производства. В зависимости от производственного предназначения, они подразделяются на средства и предметы труда. Среди средств труда для его нормирования особое значение имеют орудия труда. К ним относятся рабочие машины, двигатели, передаточные и регулирующие устройства.


Оптимальными признаются затраты труда (времени), обеспечивающие наиболее эффективное использование, то есть экономное расходование физической энергии и человеческого капитала на единицу работ.
Фактически нормирование труда определяет нормативный уровень интенсивности труда на предприятии при заданной технологии и организации работ. А при заданной интенсивности труда, задается и нормативный уровень производительности труда для отдельного рабочего места, величина трудоемкости единицы индивидуальных или коллективных работ.

Государственное воздействие на нормирование труда в современной российской действительности ограничивается лишь самыми общими и весьма широкими рамками. В рамках концепции социальной рыночной экономики, государство может играть существенную роль, реализуя социально защитную функцию нормирования труда. Она выражается в охране условий труда и предупреждения злоупотреблений физиологически и социально неблагоприятным уровнем интенсивности труда. Обеспечение законодательной базы и реализация определенных стандартов в сфере нормирования как собственно труда, так и его условий является прерогативой государства. В Российской Федерации эта функция государства отмечается в статьях 7 и 37 Конституции.

Основные параметры и нормативные условия труда складываются непосредственно на хозяйствующих субъектах, являются средством стимулировающего и организующего микроэкономического воздействия на труд, функцией менеджмента предприятий. Во многом они могут формироваться и в результате социального партнерства между работополучателями и работодателями путем заключения двусторонних коллективных договоров, а также на основе трипартизма. В период циклического спада производства особенно при вынужденной неполной занятости, актуальность нормирования труда на предприятиях снижается. В условиях же экономического подъема, когда растет и сохраняется широкий спрос на труд, повышается цена рабочей силы, значение организации труда и потребность в его рациональном нормировании возрастают.

В Российской Федерации вопросы нормирования труда в общем плане непосредственно регулируются Центральным бюро нормативов по труду (ЦБНТ) Министерства труда и социального развития РФ.

ГЛАВА 1. Теоретические основы нормирования труда.


Сущность, функции, содержание и задачи нормирования труда.

Сущность нормирования труда – установление объективной величины затрат рабочего времени в конкретных условиях. Для различных видов и характера полезного труда эти затраты находят свое выражение в нормах труда: норме времени, норме выработки, норме обслуживания, норме производительности оборудования, нормативе численности работников.

Люди в практической деятельности по созданию потребительных стоимостей всегда имеют дело с конкретным полезным трудом. Поэтому предметом нормирования труда является процесс конкретного полезного труда, то есть сознательная, целенаправленная деятельность человека по созданию потребительных стоимостей, необходимых ему для жизни.

Основными функциями нормирования труда являются распределение по труду, научная организация труда и производства, планирование производства, оценка трудовой деятельности отдельных работников и коллективов, которая служит основанием для морального и материального поощрения и распространения передового опыта.

Планирование производства должно совершенствоваться, но для этого необходимо точно знать величину всех элементов процесса производства и иметь надежный инструмент для их измерения. Таким инструментом может быть только норма труда, объективно определяющая необходимые затраты на производство продукции (или работы) для конкретных условий. Следовательно, рациональное ведение производства невозможно без норм труда.

Содержание нормирования труда определяется его предметом – процессом труда. Оно должно отражать все стороны процесса труда, рабочую силу, средства труда и предметы труда в их взаимной связи и зависимости.

Поэтому нормирование труда включает:

– изучение и анализ условий труда и производственных возможностей на каждом рабочем месте;

– изучение и анализ производственного опыта для устранения недостатков, выявления резервов и отражения передового опыта в нормах труда;

– проектирование рационального состава, способа и последовательности выполнения элементов процесса труда с учетом технических, организационных, экономических, физиологических и социальных факторов;

– установление и внедрение норм труда; систематический анализ выполнения норм труда и пересмотр устаревших норм.


Основные задачи нормирования труда состоят в том, чтобы обосновать необходимую и достаточную величину затрат рабочего времени на единицу продукции в конкретных условиях; проектировать рациональные методы труда; систематически анализировать выполнение норм труда для вскрытия резервов производства; постоянно изучать, обобщать и распространять производственный опыт, пересматривать нормы затрат труда по мере изменения условий труда. Решение этих задач позволит облегчить труд работников, повысить производительность труда и увеличить объем производства.

Виды норм труда

В условиях рыночной экономики предприятия, получившие право самостоятельно заниматься организацией заработной платы, используют для этого различные модели и подходы. В любом случае это должно соответствовать норме платы за труд, а ее размер есть цена труда, определяемая на рынке труда в результате взаимодействия спроса на конкретные виды труда и его предложения.

Норма есть узаконенное установление, признанный обязательным порядок, установленное значение, среднее значение чего-нибудь. Экономические нормы включают не только производственные, юридические, но и социально-психологические, нравственные и другие факторы как общественного, так и личного характера, прямо воздействующие на экономическое поведение людей.

Особенность норм оплаты труда состоит в том, что они могут отражать согласованность экономических интересов общества, коллектива и личности через нормирование экономической деятельности по показателям целевых заданий, условий, средств и методов их реализации. Если заданные условия реализации норм оплаты труда отражают в той или иной мере сочетание названных интересов, то они будут иметь стимулирующий характер, а если нет, то тормозящий.

Нормы труда обязательно должны подкрепляться юридическими нормами, а также правовыми санкциями на случай их нарушения. Конституция РФ гарантирует каждому работнику вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – установленный федеральным законом уровень месячной оплаты труда, который должен быть выплачен каждому работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму и рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда).

Минимальный размер оплаты труда обеспечивается: